[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]
Алексей СОЛИН
Кропоткинская аномалия
Газета «ЯБЛОКО России", №53, 4-10 декабря 1999 года
В Краснодарском крае есть город Кропоткин. Ничем не примечательный населенный пункт, каких в стране сотни. И название его вы, возможно, слышите впервые. Известней расположенная в нем станция Кавказская. Через нее идут поезда на Адлер и Баку.
Схож Кропоткин со многими городами России и своим незавидным материальным положением — он у центра на дотациях. Но местные власти вынашивают идею превратить Кропоткин в 2000 году в самодостаточный город, чтобы зарабатывал не меньше, чем тратил. 
Для этого, по мнению властей, надо немного: дать работать тем, кто может, и не давать воровать тем, кто хочет. Все началось с того, что в декабре 1996 года на местных выборах победили два кропоткинских предпринимателя, гендиректор  строительного АО Мурат Ахеджак и хозяин частной многопрофильной компании Олег Юртаев. Они были известны тем, что работой обеспечивали и зарплату платили вовремя. Их и избрали.

В качестве идеологической поддержки будущие кропоткинские лидеры выбрали ЯБЛОКО — партию, утверждающую, что власть должна быть честной и прозрачной. В результате, Юртаев стал мэром, Ахеджак — председателем городского собрания, крошечной Думы, состоящей из депутатов-общественников.
Мэр и председатель городского собрания, естественно, не на общественных началах работают. У них гарантированная зарплата, небольшая по меркам коммерсантов. А из бюджетных денег было решено — не брать. Выход нашли: у городских чиновников остался свой бизнес. Не всем, наверное, это нравится. Но неужели лучше, когда чиновник носит часы за полторы тысячи долларов и по телевидению утверждает, что живет на полторы тысячи рублей государственного довольствия?

Надо сказать, что бюджет города далеко не московский, особо и воровать из него нечего, он давно уже зависит от федерального центра. Что ж, решили городские управители, чтобы жить лучше, надо больше собирать налогов и меньше из бюджета тратить.

Для большей собираемости в Кропоткине ввели налоговые посты. Схема предельно проста. Торгует некий предприниматель водкой. Неплохо торгует: дом построил, машину купил, а налогов совсем почти не платит. Никто, говорит, ко мне в магазин не заходит. Сам удивляюсь, как концы с концами свожу. Тогда сотрудники из налоговых органов приходят в магазин и смотрят: сколько спиртного в день привозят? Сколько продается? Сколько к вечеру в кассе лежит? Раз придут, два придут, и говорят: при таких объемах торговли платить налогов нужно не рубль, а минимум десять. И не надо, уважаемый, нас обманывать, себе дороже выйдет. И платить начали честно, во всяком случае, больше. Посты выставляли и на АЗС, и на заводах по переработке сельхозпродукции.

Естественно, требовать можно с тех, кто зарабатывает. А если предприятие еле дышит? Есть в Кропоткине завод МиССп. Когда-то на нем работало 2000 человек, сейчас — в десять раз меньше. Площади, причем не малые, простаивают. В администрации Кропоткина решили создать СП по производству аккумуляторов. Совместным предприятие решили сделать потому, что в одиночку город такой проект не потянул бы; а аккумуляторный профиль выбрали оттого, что на юге России автомобильных батареек никто не производит. Был найден итальянский партнер, компания Cosmic. Уговорили ее вложить в кропоткинский завод 490 тысяч немецких марок и получить 30% акций ОАО “Аккумуляторы Пума”. Вклад города оценен в 750 тыс. марок — у него 70% акций предприятия. С лета в Кропоткине собирают аккумуляторы. Уже сделано более трех тысяч батарей “жигулевского” и “волговского” размеров. Аккумуляторы хорошие: рассчитаны на 6-7 лет службы и не прихотливы — воду в них можно доливать из-под крана. Через пару лет, если планам суждено сбыться, завод выйдет на отметку 20 тысяч батарей в месяц и ежегодно будет выплачивать налогов на 1,2 млн. долларов. Все промышленные предприятия Кропоткина, вместе взятые, сегодня дают меньше. 
До последнего времени в Кропоткине не было ни хороших дорог, ни денег на их ремонт. Зато была и есть станция “Кавказская”, а у нее — долги перед городом за коммунальные услуги. Городская администрация долги у работников рельсов и шпал “взяла дорогами” — материалами и работой. Теперь дороги в городе есть, не Германия, конечно, но ночью можно ездить спокойно, не рискуя попасть в яму и потерять колесо.
А вот с детским пособиями положение по-прежнему плохое: долги как были, так и есть. И город перешел к адресной помощи, рассудив, что раз всем денег не хватает, нужно отобрать самых нуждающихся. Потому что одному ребенку пособие — это канадские ботинки, а другому — единственная пара валенок на зиму. И каждое заявление с просьбой предоставить материальную помощь в Кропоткине рассматривается отдельно: какой доход в семье, какая обстановка дома? Вот приходит в комитет социальной защиты женщина и просит выплатить своему ребенку пособие. “Так, — отвечают ей в собесе, — посмотрим. Парикмахером работаете? И зарплата ваша 86 рублей в месяц? Нет, сожалеем, однако на пособие вам рассчитывать не приходится. Потому что если вы надеетесь на помощь государства, то, наверное, и государство вправе надеяться, что вы платите налоги”. 
Жестоко так ответили, но правда жестока — денег не хватает. Но это уже другая проблема — государственная. 

Газета «ЯБЛОКО России", №53, 4-10 декабря 1999 года
Обсуждение статьи
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
[Яблоко России]

info@yabloko.ru