[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Форумы]
ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
Сергей Иваненко: Мы живем в стеклянном доме, который может быть разрушен

"Комсомольская правда", 17 марта 2000 года, №49, стр. 6

Персональная страница С. Иваненко

- Сергей Викторович, именно “Яблоко” в свое время первым выступило за отмену или, во всяком случае, резкое ограничение статуса депутатской неприкосновенности. Почему же именно “правые” так громко заявили идею проведения всенародного референдума, а “Яблоко” не только не присоединилось к своим политическим союзникам, но даже толком и не прокомментировало их действия? Мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу этого выступления СПС.

- Акция “правых сил” была исключительно предвыборная, носила абсолютно рекламный характер, и все это понимали. Известно, что существуют более простые и ясные способы разрешения этих проблем: внесение поправок в “Закон о статусе депутата”, принятие его в Думе, голосование в Совете Федерации и так далее. Это намного быстрее, проще и - правильнее. Если бы даже и состоялся референдум, все равно пришлось бы проходить ту же самую процедуру - ведь прямого действия референдум по данному вопросу не имеет. Он просто предписывает законодателю изменить соответствующие нормативные акты в соответствии с волеизъявлением граждан. Именно поэтому мы достаточно спокойно отнеслись к идее проведения референдума.

Хотя сама идея отмены депутатской неприкосновенности в основе своей правильна. Но здесь надо сделать одно пояснение: депутатская неприкосновенность в ее части, касающейся уголовной неприкосновенности, то есть ответственности по уголовным делам, должна быть, безусловно, отменена. Однако гарантии для свободы политической деятельности депутата должны сохраниться. И поэтому отмена депутатской неприкосновенности должна быть частичной. Это, собственно говоря, и имели в виду авторы “Союза правых сил”. В ходе консультаций, которые мы проводили с ними в Думе в рамках координационного совета, были определены направления, по которым нужно вести работу.

Что касается решения Центризбиркома, то здесь просто надо разбираться. Этот вопрос является юридическим, а не политическим.

- На недавнем заседании правительства состояние бюджета на этот год было признано удовлетворительным, МВФ оценивает положение дел в экономике России как стабильное и устойчивое... Действительно у нас все так хорошо? Может, “Яблоку” и не нужно было “ломать копья” из-за альтернативного бюджета?

- Прошло полных два месяца с начала финансового года, и мы уже слышим заявления от официальных лиц, повторяющие по сути ту же позицию, которую занимало “Яблоко” при принятии нынешнего бюджета.

В частности, мы настаивали на том, чтобы были существенно снижены налоги, в первую очередь — подоходный налог, который должен был бы ограничиваться 10 процентами. И на днях вице-премьер правительства Виктор Христенко заявил о том, что, по его мнению, необходимо подоходный налог установить на уровне 15 процентов, а не 30, как сегодня. Мы сейчас слышим заявления от руководителей правительства, от руководителей Центрального банка о том, что необходимо прекратить наращивание нашего внешнего долга и не брать новых займов, которые увеличивают его общую сумму. Это то, на чем мы настаивали, когда предлагали альтернативный бюджет.

Теперь стало очевидным для всех, что экономические законы не зависят от политической воли тех или иных лиц. И рано или поздно все вышеперечисленное все равно придется делать.

- А следовательно, придется вносить очередные поправки в бюджет.

- Я думаю, что вносить изменения в бюджет потребуется, поскольку меняется ситуация. Цена на нефть, например, составляет сегодня более 30 долларов за баррель. На российскую нефть, которая всегда дешевле на мировых рынках, эта цифра чуть больше - 27 долларов за баррель. А при расчете бюджета закладывалась сумма в 18 долларов. То есть бюджет уже заранее получает огромный объем неконтролируемых никем доходов, и это должно быть учтено. Наше нынешнее внешнее благополучие вообще зиждется исключительно на этом обстоятельстве - ценах на нефть. Ведь никаких других изменений ни в бюджетной, ни в финансовой сфере, ни в экономике нет.

Судите сами: бюджет формально исполняется, налоги собираются, платежи, предусмотренные в бюджете, проводятся, задолженности (некоторые) сокращаются, и в этом смысле внешне все выглядит нормально.

Но на самом деле все это висит на тонкой ниточке. И если завтра страны - экспортеры нефти примут решение об увеличении квот по добыче, то это приведет к довольно существенному снижению цен на нефть, и российский бюджет сразу попадет в очень тяжелое положение. На самом деле мы живем сейчас в стеклянном домике, который очень хрупкий и может быть разрушен безо всяких усилий с нашей стороны. Ведь основой доходов бюджета являются нефтедоллары.

Путину очень повезло: когда в сентябре месяце он приступил к исполнению обязанностей председателя правительства, ему в экономической сфере ничего особенного делать не потребовалось, так как цена на нефть стала расти. Все шло и пока идет само собой. Но... Экономической политики у правительства нет. Экономической программы, ни среднесрочной, ни долгосрочной, не существует. Все делается, исходя из сиюминутных интересов. Он просто идет за тем, что сложилось, и никаких серьезных шагов не предпринимает.

В частности, если не считать заявления Христенко - которое только остается заявлением, - ничего не делается по налоговой реформе. Налоговое бремя по-прежнему непосильно, все уклоняются от их уплаты, экономика криминальна и находится по большей части в тени. По банковской реформе тоже не предпринимается ничего уже больше года: большинство банков фактически банкроты. В области защиты прав собственности, реформы предприятий, создания эффективного законодательства правительство тоже абсолютно пассивно.

Если Григорий Явлинский придет к власти, то это будет президент широкой коалиции различных политических сил, но все-таки демократической, а не военно-полицейской ориентации.

- А у “Яблока” существуют рецепты, как быстро изменить сложившееся положение дел? Или решение настолько очевидно и просто, что его никто не видит?

- Конечно, универсального средства, которое в одночасье решает проблему, нет. Нельзя в момент перейти из состояния олигархической, криминальной, полубандитской экономики латиноамериканского типа к цивилизованной экономике европейского, американского или японского вариантов. На это потребуется много времени, и главное, что здесь должны быть предприняты усилия, само собой это не произойдет. В той же Аргентине или Мексике теневая система ведения дел в экономике существует десятилетиями. Но мы говорим о том, что для решения ключевых проблем страны — а это неплатежи, бартер, низкая зарплата, стоящие заводы, отсутствие платежеспособного спроса населения, теневая экономика, — для всего этого нужна комплексная экономическая политика. Сначала ее нужно сформулировать, понять взаимосвязь всех проблем, которые существуют. Но самое главное — нужно начинать действовать, предпринимать какие-то шаги в этом направлении. Например, снижение подоходного налога, о котором я говорил. Это можно сделать уже сейчас. Но для этого должна быть политическая воля.

- Новая Дума фактически начала работать недавно, но все же: удалось что-либо конкретное уже предпринять в этом направлении?

- Исполнился месяц, как работает парламент. В основном это был организационный период. Но и на этой стадии мы вели определенную работу: готовили законопроекты, согласовывали их с нашими союзниками - с СПС, с ОВР, - часть законопроектов уже включили в программу законотворческих работ.

- И каковы приоритетные направления?

- Это блок экономических законов: экономические преобразования, налоговая реформа, финансовая политика, защита прав собственности и свободная конкуренция, недопущение монополизации.

Кроме того, мы считаем принципиально важным принятие целого пакета законов, которые обеспечивают судебную реформу, потому что суды у нас сейчас - одно из наиболее слабых звеньев в государственной системе власти. Некоторые законы уже готовы, по остальным созданы рабочие группы. У нас подготовлен также пакет законов, который защищает права простых людей, трудящихся - так называемый “социальный блок”. Здесь мы рассматриваем вопрос шире, чем правительство, и совсем не так, как его видит, скажем, КПРФ. Мы исходим из того, что в социальной сфере главное — обеспечить тем, кто может трудиться, возможность работать и получать высокую зарплату, гарантировать защиту их социальных и трудовых прав. Параллельно с этим должна быть подготовлена серьезная программа создания и увеличения рабочих мест в России. Во многих странах мира этим вопросом занимается государство. Одновременно необходимо проводить преобразования в службах занятости, в структурах, которые обеспечивают выдачу социальных пособий тем людям, которые не могут себя обеспечить сами в силу объективных причин: старикам, больным, детям. Все социальные пособия должны быть исключительно адресными и попадать в руки действительно малоимущим. Должна быть проведена очень серьезная пенсионная реформа, потому что уровень пенсий, которые выдаются сейчас, абсолютно не соответствует масштабам прожиточного минимума. Следовательно, подтягивание минимальных зарплат и пенсий к прожиточному минимуму — это ключевая задача.

- Вы уверены, что в Думе вас поддержат, и все эти законы удастся принять?

- Расклад сил в Думе не является фиксированным и устойчивым. По некоторым вопросам КПРФ и Жириновский оказываются в меньшинстве, по некоторым они блокируются с “Единством”, и тогда в меньшинстве оказываемся мы и наши союзники. Но говорить о создании, как сейчас это принято называть, устойчивых коалиций: правоцентристских, левоцентристских, еще каких-то — преждевременно. Я думаю, что принятие этих законов не будет простым делом, нужно будет вести консультации, возможно, идти на какие-то компромиссы. Но я считаю это вполне реалистичным. Монополии в Думе нет ни у одной политической группировки: ни у “кремлевской группы”, ни у КПРФ, ни у независимых от Кремля и не союзных коммунистам трех фракций — “Яблока”, ОВР и СПС. Все эти группы имеют примерно поровну голосов, и поэтому каждый закон будет приниматься индивидуально. Говорить о том, что будет принят весь наш пакет законопроектов, сложно. Но мы будем к этому стремиться и добиваться того, чтобы именно наша политическая программа была реализована.

- В этой борьбе вам бы очень помогло, если бы Григорий Явлинский выиграл президентские выборы - ведь, по сути, тогда именно “Яблоко” и его соратники стали бы “партией власти”, и их идеи и предложения получили бы мощную поддержку.

- Безусловно. Я считаю, что “Яблоко” идет на президентские выборы не в одиночку. Более того, мы считаем своей главной задачей, чтобы наш кандидат Григорий Явлинский получил максимально широкую поддержку в обществе. Если говорить о Думе, то наша коалиция с теми политическими силами, которые от нас отличаются, с СПС и ОВР, является одним из проявлений попытки выйти на выборы с более широкой социальной базой. Если Григорий Явлинский придет к власти, то это будет президент широкой коалиции различных политических сил, но все-таки демократической, а не военно-полицейской ориентации. В этом смысле возможностей для достижений тех целей, которые ставит перед собой “Яблоко”, будет несравнимо больше.

- А насколько реальна поддержка вашего кандидата электоратом?

- Явлинского поддержат демократические силы страны. Люди, которые на парламентских выборах не голосовали за коммунистов. А это, не забывайте, более 70 процентов избирателей. Потенциал этого электората очень велик. 26 марта все будет зависеть от активности избирателей.

Кроме того, в обществе велик интерес к нашим идеям. “Яблоко” зарегистрировано как гражданское движение. Это нечто большее, нежели фракция в Думе или партия. Это не только образ мышления избирателей, но и система действий. В том числе общественные приемные по всей России и тысячи людей, которые в них идут.

- А каков он - лидер Явлинский? Демократ, деспот? Обладает ли он, скажем, правом налагать “вето” на решения фракции?

- Наша фракция - не политический клуб и не аморфное образование, где решения принимаются в результате хаотического набора мнений. Даже если одига человек у нас возражает, то мы его не затаптываем, не навязываем своего решения голосованием. Мы пытаемся найти компромисс даже с одной точкой зрения и наша позиция вырабатывается с учетом различия мнений внутри фракции. Конечно, Явлинский - общепризнанный лидер. Его лидерство основывается не на должностном положении, а на его авторитете. Он не диктатор, не механический собиратель различных точек зрения, а действительно реальный демократический лидер.

Алла НИКИТИНА

"Комсомольская правда", 17 марта 2000 года, №49, стр. 6

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Форумы]

info@yabloko.ru