[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Мельников]
Депутатский запрос А.Ю.Мельникова МАЮ-670
5 августа 2003 года

Директору
Федеральной Службы Безопасности
Российской Федерации
Патрушеву Н.П.

 

Депутатский запрос
(повторно)

Уважаемый Николай Платонович!

На депутатские запросы № МАЮ-622 и № МАЮ-624 от 17.07.2003 г. депутатов Государственной Думы Российской Федерации И.А. Анненского, А.Е.Баранникова, В.М.Дубова и А.Ю.Мельникова, направленными на Ваше имя, а также на имя начальника следственного изолятора "Лефортово" ФСБ РФ генерал-майора В.И.Макова 31.07.2003 года мной получен ответ, подписанный заместителем Директора ФСБ РФ В.И.Комогоровым (30.07.2003 № Кл-4478).

Отвечая на пожелание В.И.Комогорова, я довёл изложенную в его письме информацию до депутатов Государственной Думы России И.А.Анненского, А.Е.Баранникова, В.М.Дубова. Точно также, я учёл пожелание В.И.Комогорова обратиться по вопросам "осуществления следственных действий в присутствии или без участия адвокатов" в Генеральную Прокуратуру. Соответствующий запрос уже был направлен в Генеральную прокуратуру 17.07.2003 года (исходящий: № МАЮ-621), однако форма и существо ответа В.И.Комогорова убедили меня в том, что основываясь на положениях п.1 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п.2 ст. 24 "О Федеральной службе безопасности Российской Федерации" необходимо просить Генеральную прокуратуру о проведении дополнительной проверки фактов возможного проведения отдельными сотрудниками ФСБ РФ, отвечающими за "экономическую безопасность", незаконных следственных действий в отношении А.В.Пичугина с применением психотропных средств с целью получения компрометирующих руководство НК "ЮКОС" сведений с последующим использованием этих сведений в личных корыстных, а также в политических целях (мой запрос о том, проведена ли Генеральной прокуратурой РФ первичная проверка возможных действий сотрудников ФСБ РФ - № МАЮ-632 от 29.07.2003 года уже находится на рассмотрении Генеральной прокуратуры РФ).

Форма ответа В.И.Комогорова вызывает недоумение.

1.Ранее, в своём депутатском запросе № МАЮ-443 от 03.03.2003 на Ваше имя я уже обращал внимание на тот факт, что "в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": … "Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности". Ст. 17.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за: "Невыполнение должностным лицом государственного органа, ... законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности…" … Ст. 287 УК РФ квалифицирует как преступление: "Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию..."

По итогам рассмотрения моего депутатского запроса № МАЮ-443 от 03.03.2003 со мной встречался сотрудник отдела ФСБ России по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской РФ Олег Адамович Жечко, который уверил меня в том, что руководство ФСБ РФ признаёт законность моей постановки вопроса и что сотрудник ФСБ РФ, допустивший нарушение федерального законодательства, наказан. Я отметил, что не являюсь сторонником наказаний данного сотрудника ФСБ РФ, поскольку для меня важно соблюдение закона, а не наказания. Тем не менее, я попросил прислать мне данную информацию в качестве официального ответа на мой депутатский запрос. До сих пор никакого ответа я не получил.

Зато, как следует из письма заместителя Директора ФСБ РФ В.И.Комогорова (30.07.2003 № Кл-4478) ФСБ РФ продолжает нарушать федеральное законодательство.

Подобная практика имеет далеко не формальное значение. Законодатель, вводя норму, предусмотренную п.5 ст. 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" об обязательном ответе должностного лица, которому адресован депутатский запрос и прописывая в законе, связанные с ним нормы, предусмотренные ст.17.1 КоАП РФ и ст. 287 УК РФ, ставил целью добиться от должностных лиц, к которым мы обращаемся по делам наших избирателей, объективности предоставляемой информации, воспрепятствовать попыткам предоставления заведомо неполной либо ложной информации. Практика направления ответов на депутатские запросы, в рамках не предусмотренной упомянутым выше федеральным законодательством процедуры, создаёт возможности как раз для предоставления "заведомо неполной информации", т.к. лица, подписывающие подобные ответы не несут никакой административной или уголовной ответственности, предусмотренной законодательством. Это касается и случаев, в которых мы сталкиваемся с нарушением конституционных прав граждан.

2.В письме В.И.Комогорова содержится фраза: "Федеральной службой безопасности Ваши совместные с депутатами Государственной Думы Аненнским И.А., Баранниковым А.Е. и Дубовым В.М. запросы о якобы применении (выделено мной - А.М.) к содержащемуся под стражей в Следственном изоляторе ФСБ России Пичугину А.В. психотропных средств и проведении с ним следственных мероприятий в отсутствие адвокатов рассмотрены". Между тем, указанные депутаты Государственной Думы РФ в депутатских запросах № МАЮ-622 от 17.07.2003 и № МАЮ-624 от 17.07.2003 ничего не писали о "якобы применении". Депутаты просили о "проверке фактов возможного применения". Разумеется, проверки заинтересованной, а не неких непонятных мероприятий, результатом которых, по сути, является отписка.

Существо ответа на депутатские запросы № МАЮ-622 от 17.07.2003 и № МАЮ-624 от 17.07.2003 также вызывает недоумение. Говорится о "проведённой проверке по существу запроса", однако ничего не говорится о существе самих проверочных мероприятий. Зато делаются необоснованные объективными данными предположения, совершенно неуместные в официальных документах ФСБ РФ о том, что "некоторое ухудшение состояния здоровья" А.В.Пичугина "могло быть обусловлено" (!) "психоэмоциаональным напряжением, а также наличием у Пичугина А.В. целого ряда таких заболеваний, как …"

В связи с тем, что ответы на депутатские запросы № МАЮ-622 от 17.07.2003 и № МАЮ-624 от 17.07.2003 подписаны не теми должностными лицами, к которым они адресованы, а также содержат заведомо неполную информацию, прошу Вас повторно рассмотреть депутатские запросы № МАЮ-622 от 17.07.2003 и № МАЮ-624 от 17.07.2003 (с учётом дополнительной информации, содержащейся в моём депутатском запросе на Ваше имя - № МАЮ-630 от 25.07.2003), исчерпывающим образом ответив на каждый из поставленных вопросов:

1.В чём заключалось существо проведённой проверки по депутатским запросам № МАЮ-622 от 17.07.2003 и № МАЮ-624 от 17.07.2003? В какие сроки была произведена проверка (просьба указать даты и время проверочных мероприятий)? Какие проверочные мероприятия осуществлялись в следственном изоляторе ФСБ РФ "Лефортово" и центральном аппарате ФСБ РФ? Кто конкретно отвечал за осуществление и проводил проверочные мероприятия? Кто конкретно (просьба перечислить всех лиц) опрашивался в рамках осуществления проверочных мероприятий?

2.В чём, в частности, заключалось существо проверочных мероприятий, проведённых ФСБ России, по установлению личностей сотрудников ФСБ РФ, проводивших по заявлению А.В.Пичугина беседы с ним (с применением психотропных средств) и добивавшихся от него компрометирующих руководство НК "ЮКОС" сведений? (дополнительная и уточняющая информация содержится в прилагаемом к настоящему депутатскому запросу "Обращении адвокатов Московской областной коллегии адвокатов Татьяны Акимцевой, Олега Соловьёва и адвоката Московской коллегии адвокатов Георгия Каганера к российским и правозащитным организациям в связи с грубейшими нарушениями российского и международного законодательства, допускаемыми в отношении их подзащитного Алексея Пичугина").

Вероятно, все посещения следственного изолятора ФСБ РФ "Лефортово" фиксируются администрацией следственного изолятора, поэтому выявить сотрудников ФСБ РФ, посещавших изолятор, не представляет труда. Был ли выявлен круг сотрудников ФСБ РФ (в том числе, "занимающихся экономической безопасностью"), посещавших следственный изолятор 14 июля 2003 года? Были ли проведены в отношении этих лиц проверочные мероприятия? В чём заключалось существо этих проверочных мероприятий? Если указанные лица были выявлены, то выяснено ли у них, кто из их руководителей санкционировал незаконные следственные действия в отношении А.В.Пичугина? Сегодня, когда из упомянутого выше обращения адвокатов стало известно о том, что те же лица пытались проводить незаконные следственные действия в отношении А.В.Пичугина 11 июля 2003 года круг сотрудников ФСБ, действия которых нуждаются в проверке, вероятно сузился.

3. Если все перечисленные в пп. 1 и 2 действия (или некоторые из перечисленных действий) не были произведены, то просьба объяснить причины бездействия.

Прошу Вас также, уважаемый Николай Платонович, в соответствии с п.2 ст. 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания" направить на моё имя копии документов, подтверждающих ответы, которые будут даны на поставленные вопросы. При этом, если данные документы будут содержать сведения о государственной тайне, то в соответствии с п.2 ст.17 упомянутого закона, прошу предоставить эти сведения в порядке, установленном законом о государственной тайне.

В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания", как инициатор запроса, я имею "право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 18 настоящего Федерального закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещён заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа". Прошу Вас при рассмотрении поставленных в моём депутатском запросе вопросов, пригласить меня на соответствующее заседание.

Ещё раз подчеркну, что мои действия, требования соблюдения законности, ни в коей мере не направлены против института ФСБ РФ (статус которой установлен федеральным законом), они преследуют цель выявления и пресечения деятельности тех сотрудников ФСБ РФ, которые, по-видимому, преследуют на службе цели, далёкие от решения задач государственной безопасности Российской Федерации с грубым нарушением прав граждан (в частности, права, предусмотренного п. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации).

Как справедливо отметил Президент России В.В.Путин на прошедшей в Кремле 29 июля 2003 года встрече с офицерами "силовых" ведомств, при борьбе с преступлениями "силовые" ведомства не должны "забывать о законных правах и интересах граждан".

Ответ на настоящий депутатский запрос прошу направить в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

 

 

Приложение: 3 листа

Мельников Алексей Юрьевич
Фракция "ЯБЛОКО"

Исполнитель: Афанасьева Мира Михайловна - 292-33-78

5 августа 2003 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [А. Мельников]


info@yabloko.ru