Постановлением IX съезда народных депутатов предложено Совету
Министров и президенту "сформировать коалиционное правительство
России". Идея такого правительства была выдвинута депутатами
из "патриотической оппозиции".
Что породило эту идею? Какие цели будет преследовать "коалиционное
правительство"? Коалиция кого и с кем предполагается?
Отвечая на первый вопрос, следует обратить внимание не только
на амбиции отдельных политических фигур. Не стоит повторять: идея
абсолютно пуста, а нынешнее правительство "действует последовательно
и принципиально". Это апологетика.
Конечно же, причины возникновения идеи коалиции глубже. Это прежде
всего очевидный провал не только экономической политики (если
иметь в виду соответствие результатов заявленным целям) с января
1992 года. Это провал внутренней политики, выразившейся в своих
крайних формах в росте политического сепаратизма. Это провал политики
в отношении СНГ: содружество погребено под пятью десятками формальных
соглашений, а реальные отношения между тем все более переходят
на двухсторонние. Это провал идеи широкомасштабной поддержки экономических
реформ в России Западом в сочетании с сомнительными достижениями
российской внешней политики.
Но не менее важны и причины субъективные. Это прежде всего упорное
нежелание властей признавать провалы, нерешительность и непоследовательность
не только в действиях, но и в мыслях.
Совершенно естественно в этой ситуации, что оппозиция выдвигает
свои цели и предлагает свои решения. Политическая и экономическая
история 1992 года показывает, что влияние со стороны оппозиции
не прошло даром. В той или иной степени и внешняя и внутренняя
политика была модифицирована, и во многом такие изменения были
полезны. Но раз так, раз оппозиция видит, что, например, отношение
к выводу российских войск из Прибалтики или позиция России в югославском
конфликте эволюционирует в ее сторону, то она черпает силы в такой
эволюции, укрепляясь в сознании, что это она предлагала и - что
существенно - говорила первой. А раз так, возникает мысль - "мы
тоже можем управлять государством".
Относительно целей "коалиционного правительства" авторы
этой идеи говорят скупо. И это понятно: иметь позицию еще не значит
иметь программу, с которой можно приступать к диалогу с противоположной
стороной. Иметь идеи - еще не значит их развивать и претворять
в разумные политические программы. Серьезный анализ заменен проклятиями
и жестами, а также "элементами", "агентами"
и глумливым "агентством" газеты "День". К
сожалению, патриотическая оппозиция столь же несдержанна и криклива,
столь же апологетична и некритична, как и "углубители августовской
революции".
Что касается состава предполагаемой коалиции, то здесь тоже далеко
не все ясно. Ведь пока патриотическая оппозиция (равно как и ее
противники) не представляет собой партии, пользующейся широкой
общественной поддержкой. Поэтому парламентские трибуны представляют
только определенные общественные умонастроения, существующие как
в головах, так и в патриотических изданиях, и группы активистов
малочисленных партий. Но отнюдь не политические силы. Политическая
жизнь страны не структурирована, и, до тех пор пока этого не произойдет,
говорить о "коалиционном правительстве", по крайней
мере таком правительстве, которое пользуется широкой и, главное,
организованной поддержкой людей, нельзя.
Разумеется, возможно ввести в правительство нескольких людей
из парламента или сделать так, чтобы парламент назначал всех ключевых
министров. Смысл этого совершенно понятен - контроль над правительством,
приобщение к благам раздачи государственной собственности или
предоставления внешнеэкономических льгот. И требование создания
в нынешних условиях "коалиционного правительства" вне
зависимости от высоких побуждений и идей имеет именно такой смысл.
|