[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С. Митрохин]
Юрий Рогов
"Местное самоуправление - от зародыша к здоровому ребенку?"
Газета "Золотой Рог", №91, 23 ноября 1999 года

Оригинал статьи см. на http://www.vladivostok.com/Golden_Horn/1999/091/d001.htm

Большое количество копий уже сломано над проектом устава г. Владивостока (который, кстати, все-таки вынесен на референдум 19 декабря). Мы почему-то всегда думаем, что в нашем городе на краю все хуже, чем у других россиян. Оказывается, в Хабаровске сейчас не менее остро стоит проблема изменений в уставе города.

Об этом и других важных вопросах местного самоуправления немало высказался Сергей МИТРОХИН, член фракции "Яблоко" в Госдуме РФ, заместитель председателя комитета по местному самоуправлению нижней палаты парламента России во время недавнего визита в Хабаровск.

Он дал несколько дельных советов по формированию устава города. Как нам кажется, эти советы не грех было бы услышать не только разработчикам проекта устава Владивостока, но и жителям столицы Приморья.

Прозрачный глава

Сергей Митрохин сразу оговорился, что приехал поддержать инициативы местного отделения партии "Яблоко" по внесению поправок в устав г. Хабаровска. Суть их сводится к тому, чтобы сделать власть городского головы более прозрачной и подконтрольной представительному органу столицы субъекта Федерации.

"Устав города написан таким образом, что очень трудно повлиять на решения главы города, - заявил г-н Митрохин. - Местная дума не имеет возможности этого сделать, население - тем более. Почему нужны изменения и какие? Они должны быть такими, чтобы не только у депутатов гордумы, но и у населения была возможность каким-то образом повлиять на решения городских властей. Смысл поправок - в этом. Глава города не должен одновременно совмещать посты руководителя и исполнительной и представительной власти".

По словам С. Митрохина, в больших городах подобного быть не должно. Единоначалие на всех уровнях местного самоуправления уместно для небольших сел, поселков, городков, но не для центров субъекта Федерации, где проживает большое количество жителей, размещены различные объекты экономической жизнедеятельности территории, органы управления и т.п.

Как считает "Яблоко", граждане любого города России должны иметь возможность выходить со своими инициативами в гордуму, контролировать расходование бюджета города, отслеживать, на что тратятся средства. Наличие такой возможности позволяет надеяться на улучшения в жизни. "Яблоко" как партия правых взглядов, ратуя за демократию, не может спокойно смотреть на ситуацию, когда уставы крупных муниципальных образований "делаются" под кого-то, разрабатываются кулуарно и только с результатами этой работы гражданам предлагается согласиться.

Участие в разработке этого документа, открытое гласное обсуждение - вот позиции, которые могут принести реальный результат по улучшению жизни горожан. Как считает Сергей Митрохин, от того, что представительные органы в других городах России получили возможность контролировать деятельность мэров, хуже никому не стало.

Принятие устава, по мнению Митрохина, это инициатива, направленная на то, чтобы к ней подключились граждане города. Жители должны иметь возможность сказать: нам нравится это, а не вот это, а вон то нам совсем ни к чему. И не надо, считает "Яблоко", при разработке подобных документов сидеть и ждать. Замалчивая этот процесс, мы сами давим демократию на местном уровне.

Местную власть нужно очень сильно хотеть

В хабаровской Академии экономики и права Сергей Митрохин выступил в роли преподавателя, прочитав студентам лекцию на тему "Местное самоуправление - законодательная база и ее развитие". Некоторые ее постулаты довольны любопытны и опять же напрашиваются на то, чтобы провести аналогию с тем, как работает система местного самоуправления в Приморье.

"Выборы в местные органы власти в середине 90-х годов, -рассказал Сергей Сергеевич, - прошли без какой-либо законодательной базы. И последствия этого шага могут быть сопоставимы с последствиями приватизации".

По мнению представителя "Яблока", процессы 1993-95 гг. в стране привели к значительному усилению региональных политических элит. Лидеры субъектов Федерации, избранные на свои посты, почувствовали всю полноту власти в своих руках. Ну а законодательно закрепленное право регионалов становиться сенаторами только по той причине, что они являются главами исполнительной власти регионов, стало причиной того, что президент России часто становился на сторону тех лидеров, которые поставили своей целью уничтожение самой идеи местного самоуправления. И в итоге федеральный центр стал заложником политики, которая проводится на местах, - сенатор всегда сможет найти поддержку у своих коллег по верхней палате.

Эта ситуация, продолжил Митрохин, не могла не сказаться на законодательной базе местного самоуправления. А оно является совершенно новым для нашей страны институтом. Оно не может опираться на ту базу, которая есть. Законы, по мнению одного из руководящих членов "Яблока", существуют для того, чтобы их изменять в соответствии с новыми реалиями.

Сегодня развитие законодательной базы местного самоуправления находится под большим вопросом. Тем не менее основа для дальнейшего развития есть и процесс получил необратимый характер. Невзирая, подчеркнул г-н Митрохин, даже на могущество региональных элит. Он сослался на Евгения Примакова, который в бытность премьер-министром не раз заявлял о необходимости введения административной вертикали. По мнению "Яблока", предложение разумное, только вводить его в действие нужно не по принципу: мы вам назначим руководителя, он вами будет править. Основная задача губернаторов, считает Митрохин, - заниматься делами в регионах, а не тратить бешеные деньги налогоплательщиков на членство в Совете Федерации - чего стоят только одни поездки на очередное заседание. "Яблоко" также обеими руками "за" введение механизма снятия региональных лидеров президентом.

Налог с продаж, по мнению представителя "Яблока", явился крепким пинком в живот местному самоуправлению. Он отменил 16 местных налогов, взамен этого оставив на территории 60% сборов от него. Местные власти промолчали. Правительство поняло, что и другие его эксперименты пройдут на "ура".

- Да, население еще не готово к реальному местному самоуправлению, - сказал Сергей Митрохин, заместитель председателя думского комитета по местному самоуправлению. - Нельзя ожидать, что люди пойдут на митинги и будут требовать от властей самоуправления. Но, например, выборы мэра - это уже зародыш будущего местного самоуправления. Осталось только, чтобы и сами власти, и общественность поняли -только от них будет зависеть, во что превратится этот эмбрион: ужасную гадину или здоровое дитя.

Юрий Рогов "Местное самоуправление - от зародыша к здоровому ребенку?" Газета "Золотой Рог", №91, 23 ноября 1999 года
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]
[Персоналии] [С. Митрохин]


info@yabloko.ru