[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Персоналии]
Учитель Виктор Александрович
Доклад на конференции Армия и Церковь
"Правовые аспекты гарантий соблюдения прав военнослужащих на свободу вероисповедания"
1995 год

Приложение 4

В системе Российского законодательства, в сответствии со статьей 15 Конституции РФ существует определенная иерархия правовых актов.

В соответствии с ней Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории Российской Федерации. Признанные Россией международные нормы и международные договора Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если российским законодательством установлены иные правила, чем предусмотренные международными нормами, то применяются международные нормы. Нормы, содержащиеся в российском законодательстве не должны противоречить Конституции и международному праву.

Условно российские законы можно разделить на так называемые "рамочные законы" и остальные законы.

Под термином "рамочный закон" мы понимаем закон, нормы которого имеют приоритет перед нормами, содержащимися в других законодательных актах, относящиеся к данной проблеме. Остальные законодательные акты в части, касающейся данной проблемы, не должны содержать норм противоречащих "рамочному закону."

Действующее законодательство, признавая религиозные права и свободы граждан, а также возможность их законодательного ограничения по перечисленным в Конституции основаниям, не выработало пока единого подхода по объему ограничений, связанных со статусом военнослужащих.

Рамочный закон "О свободе вероисповеданий" (или готовящийся проект закона "Освободе совести и религиозных организациях") практически не содержат статей, определяющих хотя бы принципы, на основании которых можно было бы в остальных законах формулировать конкретные ограничения религиозных прав и свобод военнослужащих.

Более того, в проекте закона "О свободе совести..." защита законных прав и интересов верующих военнослужащих, как не урегулированная в законе, согласно части 7 статьи 7 отнесена разработчиками в сферу договорных обязательств, в данном случае, между Минобороны и религиозными организациями. Такой подход имеет свои плюсы, позволяя нарабатывать определенный опыт для будущего законотворчества (примером может служить Совместное заявление Святейшего Патриарха Всея Руси Алексия II и министра обороны Павла Грачева), но вместе с тем чреват вероятностью обострения не только внутриармейских отношений между военнослужащими различных исповеданий, но и межконфессиональных отношений, поскольку объем прав и свобод для военнослужащих различных исповеданий будет определяться субъективными факторами.

В настоящее время основные правовые нормы, связанные с ограничением права военнослужащих на свободу вероисповеданий содержатся в статье 8 закона "О статусе военнослужащих".

Следует отметить, что статья 8 в момент принятия закона несла положительную нагрузку, поскольку, наконец, после восмидесяти лет казенного атеизма принципиально признавала за военнослужащими право на свободу вероисповедания. Однако сегодня многие ее положения стали тормозом в распространении религиозного сознания в среде военнослужащих.

Из пяти новелл статьи 8 бесспорными, с нашей точки зрения, представляются только две: вторая, об использовании служебного положения и пятая, о запрете на создание в частях армии религиозных организаций. Три остальные так или иначе ограничивают гарантированные Конституцией религиозные права.

Новелла первая: гарантированные Конституцией права и свободы имеют институциональный характер и не могут федеральным законом объявляться частным делом граждан и выводиться за границы правового регулирования. Наличие такой нормы в федеральном законе снимает с Министерства обороны ответственность за нарушение религиозных прав и свобод военнослужащих.

Новелла третья: фактически ограничивает право на совместное с другими лицами исповедание веры, содержащееся в статье 18 Всеобщей Декларации по правам человека и в статье 28 Конституции РФ.

На основании этой нормы можно, например, признать нарушением закона "О статусе военнослужащих" совместное чтение солдатами одного вероисповедания библии или иных канонических и богослужебных текстов.

Данное ограничение не может быть обосновано ни одной из причин перечисленных в части 3 статьи 55.

Новелла четвертая: полностью и не мотивировано отменяет действие статьи 28 Конституции (право действовать в соответствии с религиозными убеждениями) в отношении военнослужащих.

На наш взгляд в настоящий момент в сфере осуществления религиозных прав военнослужащих существует три основных проблемы.

Проблема соответствующего статусу адекватного ограничения религиозных прав военнослужащих, проблема равенства прав и гарантий их реализации для военнослужащих различных исповеданий и проблема создания института армейских священнослужителей.

Кроме того существует проблема законодательного оформления решения этих проблем.

Что касается первой проблемы, целесообразно было бы закрепить в законодательстве следующие принципы: запрет на создание религиозных организаций в Вооруженных силах; запрет на отказ от исполнения служебных обязанностей по мотивам отношения к религии; запрет на использование служебного положения для формирования отношения к религии; запрет на проведение в частях Вооруженных сил мероприятий, которые могут оскорбить чувства верующих военнослужащих, к какой бы религии они не принадлежали; запрет на миссионерскую деятельность в военных частях.

Мы полагаем, что объем ограничений религиозных прав военнослужащих должен быть изложен в законодательстве исчерпывающим образом, сами ограничения должны быть конкретны, минимальны и не допускать расширительного толкования.

Формулируя ограничения религиозных прав и свобод военнослужащих необходимо исходить из того, что необходимо сохранить максимально возможный объем прав, с минимально возможными ограничениями.

И здесь мы хотели бы заострить Ваше внимание на той простой мысли, что безопасности общества и государства гораздо более угрожает не излишнесть полноты прав и свобод граждан, а скорее их недостаток.

Именно из этой предпосылки должны исходить разработчики законодательства по религиозным, и не только по религиозным правам.

Здесь важно обеспечить практическое равенство возможностей для осуществления религиозных прав военнослужащих различных исповеданий.

Мы подчеркиваем - практическое равенство, ибо неработающая норма закона хуже, чем отсутствие таковой вообще. потому, что во втором случае государство имеет еще возможность конструктивно решить проблему, а в первом оно демонстрирует свою неспособность ее решать.

Мы подчеркиваем - равенство возможностей потому, что не бывает равенства результатов, ибо равенство результатов проблема не правовая. а идеологическая.

На нынешнем этапе развития отношений между Церковью и Армией важно создать условия для максимального удовлетворения военнослужащими их религиозных потребностей в свободное от службы время,не только за пределами, но и на территории военных частей.

Критерием здесь должно быть ненанесение ущерба выполнению военнослужащими своих служебных обязанностей.

Неурегулированность второй и третей проблем затрагивают прежде всего взаимоотношения военнослужащих различных исповеданий и, еще шире, отношения между религиозными организациями. Возникновение межрелигиозных конфликтов в армии на почве неравенства религиозных прав и свобод военнослужащих может нанести ущерб способности Вооруженных сил выполнять свой конституционный долг и является потенциальной угрозой общественной безопасности.

Неодинаковый уровень авторитета, количества верующих и неравномерность распространения различных исповеданий по территории России, утрата традиций и опыта функционирования института военных священников, иные принципы формирования армии, неготовность, как показывают социологические опросы, значительной части офицерского корпуса, отсутствие специальной подготовки у священников и их нехватка, создают дополнительные трудности при решении этих вопросов.

Представляется, что начинать надо не с формирования моноконфессиональных частей (от чего кстати была вынуждена отказаться к двадцатому веку русская армия после введения всеобщей воинской повинности) и прикрепления к ним штатных армейских священников, а путем создания возможности священнослужителям общаться со своими духовными чадами не только вне, но, и прежде всего, на территории воинской части, путем создания условий для их постоянного, а не эпизодического общения.

Такая модель не требует специальных структур, дополнительного штата и крупных затрат, легко реализуется в военных учебных заведениях и на крупных, прежде всего, военно-морских базах, поскольку эти объекты расположены, как правило в крупных городах. где существует достаточно распространенная сеть приходов не только православной церкви. Одновременно такой подход снимает и возможную межконфессиональную напряженность.

Очень важно избежать ситуации, когда армия может превратится в арену миссионерской борьбы.

Перечисленные выше проблемы необходимо решать поэтапно, в течении некоторого переходного периода. Смысл поэтапного подхода состоит в том, что каждый предыдущий этап формирует уровень подготовки личного состава и готовит организационную и материальную базу для реализации последующего этапа.

Первый этап мог бы предусматривать следующие мероприятия.

Внесение в действующее законодательство по религиозным правам соответствующих поправок. Закрепление в законодательных актах норм, гарантирующих равные возможности для реализации религиозных прав военнослужащими различных вероисповеданий;

Введение в соответствующие уставы и иные регламентные армейские документы дисциплинарных наказаний за разжигание межрелигиозных конфликтов.

Разработка и принятие Министерством Обороны Российской Федерации совместно с Московской Патриархией программы расширяющей возможности военнослужащих совместно с другими исповедывать веру и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, в рамках не наносящих ущерба исполнению служебного долга и не оскорбляющих достоинство и убеждения других, как вне, так и на территории части и программы по воспитанию личного состава в духе веротерпимости и уважения к религиозным убеждениям других.

Содержанием второго этапа должно стать введение мягких форм института военных священников:

Это прежде всего проведение анализа реальной потребности, возможности и готовности армейских и церковных структур к взаимодействию; проработка возможности введения института армейских священников при специальных структурах МО - академиях, высших военных училищах для наработки опыта и подготовки офицерского состава, а также на крупных базах и, прежде всего, на базах военно-морского флота.

Очень важным моментом с нашей точки зрения является распространение действия Координационного комитета на другие основные российские религиозные организации (прежде всего на мусульман, протестантов, католиков).

Учитель Виктор Александрович
1999 год

[Персоналии]
[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]