[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей]
 [Персоналии] [С. Попов]

БЛИЖЕ НЕТУ МУНИЦИПАЛИТЕТА


Варвара ШЕВЕЛЬ


- Даешь самоуправление! - кричали мы на митингах в начале 90-х.
Идея местного самоуправления была революционной. Немало политиков сделали себе имя на пропаганде этой идеи среди нас - электората. И вот - свершилось! Почти два года живут и действуют где-то рядом органы самоуправления... Но, воля ваша, что-то не в порядке в этом царстве-государстве с чуждым для русскоязычного уха названием - муниципалитет: где-то провисает, здесь - жмет, там - рассыпается, а во-он там и вовсе как будто жизни нет. Когда Дума принимала закон "Об общих принципах самоуправления", существовала уверенность, что теперь-то народ сможет противопоставить свою волю воле чиновников, что теперь-то все пойдет как надо. Но вслед за федеральным законом стали приниматься законы субъектов Федерации, в которых это самое самоуправление выглядело уже несколько поблекшим, приземленным. Практически повсеместно ясно видны усилия не допустить в структуру государственного устройства новый, малознакомый России, институт власти. Это характерно для всех регионов, какая бы политическая ориентация в них не превалировала, в том числе и для нашего.


Так в Ленинградской области органы самоуправления сформированы в полном соответствии с привычными советскими стандартами. Только названия изменились. Район теперь - муниципальное образование, а райсовет народных депутатов - собрание представителей. И в этом для области, где сильны коммунистические позиции, конечно, есть смысл: и Закон вроде бы соблюден, и система работает в привычном режиме и в привычном районном масштабе. Иными словами, основную и единственную значимую роль играют исполко..., пардон, администрации муниципалитетов.
А в нашем мегаполисе все наоборот: феодальная раздробленность. Более ста муниципальных образований - это надо осознать, прочувствовать! Большинству граждан, как выяснилось, это пока не под силу. Добрая половина из них отчаянно путает депутатов Госдумы, Законодательного собрания и муниципалов. Мало кто знает в каком муниципальном образовании он изволит проживать. Работа органов местного самоуправления в Петербурге ныне зависит исключительно от личной фантазии и способностей депутатов муниципалитетов. У кого активности в избытке, тот пытается что-то придумать и сделать. Остальные - ждут пришествия каких-то полномочий, которые вот-вот должны свалиться то ли с губернаторских высот, то ли из коридоров ЗакСа.


За что боролись в начале 90-х?


На это вопрос дадим ответить законодателю, депутату Государственной Думы по 212 округу (Московский, Пушкинский, Колпинский районы, Павловск) Сергею Алексеевичу ПОПОВУ. Ведь это он принимал самое активное участие в разработке закона "Об общих принципах местного самоуправления", вносил свои поправки.

- Да, на деле ситуация оказалась вовсе не такой блестящей, как мы пытались прописать в законе. Теория и практика в очередной раз разошлись. Идея самоуправления, претворенная в жизнь в нашем городе, оказалась в изрядной степени кастрирована. Нелогичное (чтобы не сказать - нелепое) "нарезание" муниципальных округов, пресловутая раздробленность. Сдержанное, мягко говоря, отношение Законодательного собрания к муниципалам... Все говорит о том, что изначально городское руководство и не собиралось наделять органы местного самоуправления властью. Как и в области: закон был исполнен с минимальными для существующей вертикальной властной системы потерями... Хотя, в этой осторожности, даже настороженности, я не вижу ничего нелогичного. Во-первых, делиться властью, а следовательно, деньгами, чиновник вообще не привык. И во вторых, у чиновника-профессионала нет уверенности в том, что какой-то муниципал не наломает дров в многотрудных делах управления... Самоуправление еще не встало на ноги, не осознало свою силу и свои возможности. Хотя даже в таком виде, считаю, оно уже сегодня необходимо. И уже в ближайшие годы сможет "заткнуть дыру" в государственном устройстве, которая, увы, не становится меньше. Я имею в виду конкретные нужды каждого гражданина, до которых властям более высоких уровней, как правило, дела нет. У нас "потеряны" таким образом не только отдельные люди, семьи, но и деревни, поселки...
Ситуация была бы неизмеримо более удручающей, если бы Сергею Попову не удалось "протолкнуть" в Федеральный закон очень важную поправку. Благодаря ему Дума установила, что каждый городок или поселок-спутник Санкт-Петербурга и Москвы - это отдельный, неделимый муниципалитет. И в нем обязательно должны быть сформированы муниципальные органы, причем, собственные, находящиеся здесь же. Насколько это важно, покажем на примере.


Петро-Славянка


Как это ни странно для рафинированного горожанина, но субъект Федерации, именуемый Санкт-Петербургом, включает в себя отнюдь не один только мегаполис. Вокруг него - десятки городков, поселков, станций и местечек. И город, который издавна жалуется на свою "областную судьбу", не слишком-то щедр и внимателен к своим спутникам. Многие из них позабыты-позаброшены. Например - Петро-Славянка.
Если бы не "небоскребы" Рыбацкого, которые хорошо видны из Петро-Славянки, можно было бы подумать, что поселок расположен где-нибудь в Тамбовской губернии. Ни малейших признаков близости "культурной столицы России". Вывоз мусора здесь не организовывался... почти 30 лет. Вспоминают, что давным-давно в Петро-Славянке был свой сельсовет. На местное начальство, конечно, ворчали, но дело свое оно делало. Потом сельсовет ликвидировали в связи с укрупнением административных единиц. Начальство переместилось в отдаленный поселок - Металлострой, до которого при полном отсутствии транспорта добраться нелегко. С тех пор петрославяне не видели никакой власти. Районный центр - Колпино - тоже неблизко. Все это приносит населению и горькие, и сладкие плоды.
С одной стороны. Здесь много лет никто не платит за воду, потому что Колпинскому водоканалу все недосуг заехать в эту "тьму-таракань" и как положено оформить бумаги на две тысячи петрославянского населения. Никакие отделы никаких администраций не досаждают здешним обитателям своими требованиями: никаких тебе архитектурных, экологических, паспортных, налоговых и прочих предписаний. Мечта об анархии, воплощенная в реальность!
С другой стороны. Если, не дай Бог, потребуется какая-то справка - поезжай в Колпино за семь верст киселя хлебать. За социальными благами, которые положены пенсионерам и прочим льготникам - туда же. Случись что непредвиденное, ни "скорую", ни милицию, ни иное душеспасительное учреждение просьба не беспокоить.
И вот в этом неказистом, заваленном мусором местечке около двух лет назад появилась какая-никакая власть - муниципальная... Сегодня успехи Петрославянского муниципалитета выглядят весьма скромно. И лишь горстка здешних депутатов знает, чего стоили даже эти незначительные достижения.
- Организовали учет всех наших льготников, ветеранов, инвалидов, - рассказывает Юрий Денежкин, глава здешнего муниципалитета. - Выяснилось, что многие из них даже не знали, что имеют право на какие-то пособия, материальную или гуманитарную помощь. Мы оформили все необходимые документы, сами доставили их в Колпино и зарегистрировали надлежащим образом... Муниципалитету переданы полномочия по опеке и попечительству. Средства для помощи мы берем из собственного бюджета. Вообще стараемся, как можем, помочь людям, тем более, что многие наши жители - пожилые, часто - больные, малоимущие... Упорядочили, наконец, выдачу разнообразных справок, за которыми раньше нужно было ехать в Металлострой, а то и в Колпино...
Юрий Константинович Денежкин слывет в поселке мечтателем. Казалось бы, все налаживается, вот и ручеек гуманитарной помощи в поселок потек. Чего ж еще желать!? А он все толкует о какой-то комплексной застройке, о бизнес-планах и инвестициях. Чудак. И среди местных депутатов нередко можно слышать, что, мол, главное в их деятельности - помочь конкретной бабушке, если о ней забыли дети, починить крышу инвалиду, дать ему матпомощь на приобретение лекарств... Но все это - хотя и нужные, но сиюминутные социальные вопросы. Ни один из них не направлен на перспективу.
Решение же задач более значимых для будущего Петро-Славянки неизменно наталкивалось на разнообразные юридические и бюрократические нелепости, а порой - на откровенную глупость. Петрославяне так же платят налоги, как и все граждане России. Но при этом получают гораздо меньше государственных бюджетных благ, чем, скажем, житель Колпина, не говоря уже о Петербурге. Получить ставку паспортистки, с тем, чтобы оформление документов проводилось в полном соответствии с законом - проблема. Хотели заполучить одного единственного милиционера на весь поселок ("бомжей пугать"), говорят, платите ему сами, нет в районе лишних ставок. Куда не кинь, все упирается в деньги, а значит, надо искать возможности пополнения муниципального бюджета.
- Пора было наладить порядок во взимании налогов с владельцев домов в Петро-Славянке,- рассказывает Юрий Денежкин. - К тому же у нас появились несколько шикарных особняков. Шикарных и... загадочных. Кто построил, кто живет, кто прописан - неизвестно. Выяснилось, что эти особняки вообще нигде не числятся. Самопал. Посоветовался с налоговиками. Получил от них ответ и обомлел. Оказалось, что самовольная постройка не считается собственностью, поэтому ее владелец не должен платить налог. При этом, оформление строения в собственность - это... коммерческая услуга планировочно-инвентаризационного бюро. За это владелец должен заплатить немалые деньги. Он что - идиот? Он что - добровольно пойдет платить бюро, чтобы потом платить налоги? А там, глядишь, и налоговая полиция нагрянет выяснять, на какие шиши он себе такие хоромы отгрохал... Нет, ему и так хорошо. Иными словами, к владельцам (или невладельцам?) трехэтажных домиков - не подступиться.
Петро-Славянке в этом отношении еще "повезло". Здесь всего каких-нибудь два-три самопальных особняка. А что делать станции Александровской, где они растут целыми улицами? Нет пока ответа на этот вопрос.


Судитесь!


Муниципальные органы власти взрослеют. Романтические мечты уже сменились пониманием своих задач. Теперь бы решить, какими путями идти, как решать эти задачи?
- Путь один - законный, - размышляет Сергей Попов. - Если местное самоуправление действительно созрело до получения полномочий, если оно действительно представляет себе, как эти полномочия использовать и зачем, то следует идти в суд и отстаивать свои права, а следовательно и права людей, избравших своих муниципальных депутатов. Полномочий не вымаливают у ЗакСа, полномочий добиваются. Причем, делать это следует всем муниципалитетам Санкт-Петербурга. Это, кстати, может быть неплохим экзаменом на зрелость. Смогут ли они договориться, смогут ли доказать свою правоту с юридических позиций? Закон "Об общих принципах самоуправления" дает самые широкие полномочия. Воспользуйтесь законом, вместо того, чтобы ждать у моря погоды... Знаю, что многие муниципалитеты уже готовы к этому. Признаком зрелости считаю и то, что самоуправление уже ставит перед собой серьезнейшие задачи управления коммунальной сферой. Надеюсь, что следующий созыв депутатов местного самоу правления эти задачи решит.

Невский обозреватель N5(55)