|  Социальные льготы, предоставляемые президенту (и возможно - 
                членам его семьи), - это нормально. В самом деле, не должен же 
                бывший глава государства "пойти по миру". Есть сомнения 
                по поводу объема льгот, но это вопрос решаемый.  Другое дело - ответственность за нарушение закона. Неприкосновенность 
                означает не освобождение от ответственности, как полагают многие, 
                а всего лишь особый порядок привлечения к ней. Такой порядок предусмотрен 
                для депутатов (депутатская неприкосновенность), судей и т.д. Президентская 
                неприкосновенность - это ответственность, "отложенная" 
                до завершения исполнения полномочий. Ничего сверх этого Конституцией 
                не предусмотрено. И предложение освободить экс-президента от уголовной 
                ответственности за все деяния, совершенные в период президентства, 
                - нонсенс. Мировой опыт показывает: лица, занимающие самые высшие 
                должности, иногда совершают преступления и впоследствии несут 
                за это наказание.  Кстати, представители Кремля согласны снизить степень защищенности 
                экс-президента, зафиксировать в законе некую (более сложную, чем 
                для рядовых граждан) процедуру привлечения его к уголовной ответственности. 
                Например, записать, что для этого требуется согласие обеих палат 
                парламента. Это не будет противоречить Конституции, хотя лично 
                я не уверен, что нужно в этом смысле давать какие-то преимущества 
                бывшему главе государства. Права любого человека ограничены правами 
                других людей, и уголовная ответственность существует, в том числе 
                и для того, чтобы граждане не совершали преступлений.  Почему разработчики законопроекта не хотят поправить его перед 
                первым чтением? Думаю, единственная причина в том, что лица, готовившие 
                проект, просто-напросто боятся признаться президенту: "Владимир 
                Владимирович, мы здесь напортачили". Результатом их упрямства 
                станет ситуация, когда все, что говорилось в узком кругу на заседании 
                нашего комитета, выплеснется в Думе и будет растиражировано всеми 
                средствами массовой информации: президентский проект противоречит 
                Конституции. Вместо того, чтобы исправить ошибку, проблему заводят 
                в тупик, по сути, "подставляя" президента.  Не нужно этот законопроект излишне политизировать, его надо спокойно 
                рассматривать, как любой другой. Может, расширить его, распространив 
                и на Президента СССР. Кстати, когда Верховный Совет СССР рассматривал 
                аналогичный закон, демократические силы настояли, чтобы никакой 
                неприкосновенности у экс-президента СССР не было. Может, стоит 
                привести к единому знаменателю и социальное обеспечение семей 
                бывших президентов...  Зачем вообще спешить с обсуждением этого законопроекта в Госдуме? 
                Есть "указ о гарантиях", вокруг него возник спор, который 
                должен быть решен в Конституционном суде. Не лучше ли получить 
                квалифицированное заключение суда - и после этого спокойно принимать 
                закон? Наверняка президентская сторона очень тщательно подготовится 
                к заседанию КС и, быть может, приведет веские доводы в пользу 
                конституционности указа.   С.А.Попов депутат Государственной Думы РФ
 фракция "ЯБЛОКО"
 |