Что хочет Григорий Явлинский

Москва Апрель 1996 

Содержание

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 

НЕМНОГО ИСТОРИИ 

РЕКОГНОСЦИРОВКА  РЕФОРМЫ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА 
 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В январе 1995 года мы собрались вместе и создали объединение “Яблоко”. 

Мы - это экономисты, государствоведы, юристы, преподаватели, инженеры, социологи, врачи, работники правоохранительных органов, рабочие, директора предприятий и предприниматели. Мы - это граждане России, большинство из которых не ушли в бизнес или частную жизнь, а считают своим долгом несмотря на все сомнения и трудности сделать все от них зависящее, чтобы наша страна пошла, наконец, по пути реального улучшения жизни для большинства ее жителей. 

Реформы последних десяти лет принесли много новых проблем и немало разочарований. Но, согласитесь, люди, проработавшие всю жизнь и живущие на пенсию, все, кто честно трудится восемь часов в сутки и живет на зарплату, должны иметь приличный достаток, чувствовать себя в безопасности и иметь равные со всеми возможности. Мы отказываемся от коммунистических утопий, но не можем согласиться и с криминальным правлением монополий. Мы убеждены, что только демократия и свободная экономика могут эффективно соединить в России ее ресурсы и ее людей. Все для этого у нас есть. Нужна только политическая воля и компетентность, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. 

Ради этого мы и создали свое движение. Для этого мы участвовали в выборах в Думу и вместе с вами выиграли их. Для этого мы выдвигаем нашего кандидата в президенты России - Григория Явлинского, и вместе с вами - выиграем эти выборы. Мы должны их выиграть потому, что избранный сегодня президент будет определять направление движения, которым Россия пойдет в новом тысячелетии. 

Мы не хотим неясностей и недоговоренностей. Мы открыто говорим, почему выдвигаем нашего кандидата, что это за человек, что уже успел, что и как будет делать в России вместе со своими товарищами. И если мы поймем друг друга, сможем объединить наши усилия и работать вместе — то вместе сумеем сделать Россию богатой и процветающей страной, а россиян - людьми, уверенными в своем настоящем и спокойными за будущее.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

ВНЕ ПОЛИТИКИ

“Мои родители познакомились во Львове в 1946 году, где отец оказался проездом после демобилизации, а семья моей матери, ранее проживавшая в Харькове, вернулась из эвакуации. Через месяц они поженились. 

Отец - боевой офицер, начал войну рядовым на Северном Кавказе, участвовал в Керченском десанте, Крымской операции, дошел до Праги. Сам беспризорник, воспитанник Макаренко, он всю свою жизнь проработал с беспризорниками. Десятилетиями отец собирал учителей, которые могут работать с детьми. В 1981 году он умер. 

Моя мама тридцать лет проработала преподавателем химии. Сейчас на пенсии, живет во Львове с семьей моего младшего брата. 

Я женат двадцать пять лет. Жена — Елена. У нас два сына, Михаил и Алексей.” 

Из выступления Григория Явлинского в Центральном доме кино 

Явлинский родился 10 апреля 1952 года. С 17-ти лет работал почтальоном, штамповщиком, слесарем-электриком на стекольной фабрике, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В1968-1969 - чемпион Украины по боксу среди юношей. 

В 1969-1976 гг. - студент, аспирант Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Кандидат экономических наук по специальности экономика труда. 

С 1976 по 1980 - старший инженер ВНИИУуголь. Работал на шахтах и угольных разрезах производственных объединений Кузбассуголь, Челябинскуголь. 

С 1980 по 1989 - НИИ Труда, затем начальник Управления Госкомтруда СССР. 

В 1986 году Явлинский с коллегами готовит проект закона о государственном предприятии, отвергнутый как слишком либеральный Гейдаром Алиевым. С 1989 по 1990 - заведующий сводным экономическим отделом Совета Министров СССР. 

 “Я хорошо помню момент, когда в 1990 году я принимал решение “пойти в политику”. Я должен был раз и навсегда решить для себя несколько вещей. В частности, что отказываюсь от многих обычных человеческих чувств. Например, от страха или от стремления к сытой, уютной и комфортной жизни. Потому что заниматься политикой и бояться или зависеть от кошелька невозможно..” 

Из выступления Григория Явлинского в Центральном доме кино.

“400 ДНЕЙ ДОВЕРИЯ”

Наша программа задавала новую меру ответственности исполнительной власти. Парламент мог в любой момент вызвать нас и сказать: ”Вот что по плану вы должны были сделать за последние три месяца. А чего вы добились на самом деле?” 

из стенограммы встречи Г. Явлинского с жителями станицы Северская  

 Весной 1990 года молодые экономисты Григорий Явлинский, Алексей Михайлов и Михаил Задорнов подготовили проект программы реформирования экономики СССР и перехода к рыночным отношениям под названием “400 дней доверия”. Авторы пытались остановить уже наметившийся распад СССР, предлагая наиболее логичный и последовательный выход из экономического кризиса. 

Программа была основана на идее договора суверенных республик об экономическом союзе, предусматривала равноправие всех видов собственности, начало приватизации государственных предприятий, систему мер по облегчению социальных последствий реформ. Для сокращения дефицита бюджета предлагалось урезать помощь развивающимся странам, сократить расходы на вооружение и госаппарат. 

“400 дней доверия” были изложением технологии последовательных преобразований день за днем — успешные реформы возможны только при ясном понимании того, что должно быть сделано сегодня, завтра, через месяц, через год. Тогда руководство страны сможет управлять событиями и не будет шарахаться из стороны в сторону. Само наличие программы давало возможность всем регионам страны продумать свой собственный план действий, тогда как сейчас Москва по своему разумению принимает решения, под которые должны лихорадочно подстраиваться регионы. 

Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин предложил программу Явлинского для совместного осуществления Президенту СССР Михаилу Горбачеву под названием “500 дней”. Под давлением правительства Николая Рыжкова - автора альтернативного проекта - в октябре того же года она была отклонена. Ключевую роль сыграло изменение позиции Горбачева, который полагал, что в случае заключения экономического договора республики потеряют интерес к политическому союзу, а значит и к президенту СССР. 

Понимая, что экономика является лишь разменной картой в схватке президентов СССР и РСФСР, Григорий Явлинский в октябре 1990 года, впервые в советское время, подал в отставку с поста такого уровня. 

В январе 1991 года он создал исследовательский институт ЭПИцентр (Центр Экономических и Политических исследований). 

 ДОГОВОР ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ РЕСПУБЛИК

- Григорий Алексеевич, как вы себя чувствуете после того, как развалили Союз?” 

- Да плохо я себя чувствую! Это же была моя Родина, и мне никак не привыкнуть к тому, что моя мама, которая живет во Львове - иностранка ... Вот поэтому-то мы с моими товарищами делали все, чтобы сохранить то, что еще можно было сохранить!” 

из стенограммы встречи Г.Явлинского с жителями Челябинска  

Осенью 1991 года ЭПИцентр подготовил Договор об экономическом союзе республик, который предполагал банковский, таможенный и платежный союзы, финансовую резервную систему, договоренности о защите взаимных инвестиций, целый ряд социальных проектов, связанных с перераспределением рабочей силы. Проект сохранял на территории СССР существующие хозяйственные связи и общий рынок. Договор был подписан 10-ю республиками СССР кроме стран Балтики, Грузии и Азербайджана. 

Однако верх взяла иная точка зрения: Россия настолько богата ресурсами, что в одиночку способна построить сильную процветающую экономику, ей не нужны “нахлебники” - экономически менее развитые республики СССР. Главную же роль в судьбе Договора сыграла личная борьба за власть на постсоветском пространстве президентов России и СССР. Беловежское соглашение поставило крест на Договоре об экономическом союзе. 

 НИЖЕГОРОДСКИЙ ПРОЛОГ

 “Можно приводить конкретные цифры и показатели, но в 1995 году жители области оценили реформы так: Борис Немцов был избран губернатором Нижегородской области, уже в первом туре получив 66 процентов голосов.”. 

из выступления Г.Явлинского на радио “Юность” 1996 г. 

 В 1992 году Григорий Явлинский вместе с Борисом Немцовым приступил к практическому выполнению своей программы реформ в Нижегородской области. 

Проблемы кризиса наличности, в том числе огромных задолженностей по зарплате, были решены за счет реализации и выплаты телефонных и жилищных займов. Жители не только защитились от высокой инфляции, но и поверили в местную администрацию. 

В социальной сфере ЭПИцентр разработал систему адресной поддержки беднейших слоев населения, которая учитывала тенденции роста потребительских цен, доходов населения, развития потребительского рынка, рынка труда; было осуществлено формирование систем трудоустройства, обучения и переобучения, общественных работ. 

ЭПИцентровцы первыми заменили разрешительный порядок регистрации частных предприятий на заявительный, предложили свой вариант проведения земельной реформы, изменили систему налогообложения, обновили областную статистику, начали реорганизацию “стоящих” военных заводов так, что люди после годового перерыва начали получать зарплату... 

Команда Явлинского в Нижегородской области делала реформы в интересах большинства граждан. В результате: уровень преступности в области - один из самых низких в стране. Обычный набор продуктов стоит в Нижнем Новгороде гораздо дешевле, чем в среднем по России, доходы выше и растут быстрее. За два последних года было построено 12 домов для престарелых, 14 детских домов, 11 сиротских приютов, 21 центр соцзащиты, 7 социально-реабилитационных центров для детей и т.д. 

 ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1993 ГОДА

“Осенью 1993 года наша страна была доведена до братоубийства — самого страшного преступления, которое может совершить политик...” 

Григорий Явлинский, встреча с жителями г. Артемовска  

 На совести исполнительной власти отказ от политического диалога с парламентом и намеренное придание ему образа врага, с которым разговор может быть только с позиции силы. Имея чрезвычайные полномочия от парламента по ведению граждан к неведомому им “светлому постреформенному будущему”, президент за полтора года не выказал ни сочувствия, ни намека на понимание тяжести реформ. Власть должна разговаривать с людьми, объяснять им свои действия, признаваться в собственных ошибках. Вместо этого тех, кто пробовал критиковать политику Ельцина-Гайдара, вносили в “черный список” антиреформаторов. И вот, в пику “шоковым терапевтам” парламент выбрал маску “реаниматора”. 

Накануне штурма по просьбе некоторых депутатов Явлинский был в Белом Доме и убеждал Александра Руцкого ради недопущения кровопролития сложить оружие. К сожалению, “защитники Конституции” позволили собраться вокруг себя экстремистским силам и откровенным уголовникам, ни Руцкой, ни Хасбулатов уже не управляли ситуацией... 

Граждане имеют право знать, как началось противостояние, почему вошло в критическую фазу, что делать, чтобы это больше не повторилось. Создание парламентской комиссии по расследованию событий осени 1993 года было одним из предвыборных обещаний Явлинского, и комиссия была создана. Однако затем те, кто аплодировал действиям президента “выменяли” у непримиримой оппозиции забвение пережитого Россией в 1993 году на амнистию. 

РОЖДЕНИЕ “ЯБЛОКА”

“Расстрел Белого дома, Конституция с царскими полномочиями президенту и призрачной ролью представительной власти — Думы... Имеет ли смысл в этой ситуации участвовать в парламентских выборах?! - спрашивал я себя. И решил, да, обязательно, потому что ответственен перед людьми, которым несколько лет говорю о том, что в России может быть нормальная власть и гражданское общество.” 

Из стенограммы встречи Г.Явлинского в московском Доме Кино, 9.12.93.  

 Имея план действий, позволяющий России стать сильным и демократическим государством, понимая необходимость демократической оппозиции существующей власти и опасность любой внепарламентской оппозиции существующей власти и опасность любой внепарламентской оппозиции для России, команда Явлинского составила костяк избирательного объединения, которое прошло в Государственную Думу. Так родилась парламентская фракция “Яблоко”, которую возглавил Григорий Явлинский. За два года работы в Государственной Думе первого созыва она подготовила законы: 

  • “О соглашениях о разделе продукции”, который даст российской экономике многомиллиардные инвестиции, в несколько раз увеличит доходы в федеральный и местные бюджеты, даст мощный толчок развитию машиностроительных и наукоемких отраслей промышленности;
  • “О повышении минимальной заработной платы”, который призван повысить социальные гарантии населения, полгода саботировавшийся правительством;
  • “Об оплате труда”, который повышает государственные гарантии в сфере оплаты труда и защиты работников на различных предприятиях и в организациях;
  • "О негосударственных пенсионных фондах", который обеспечит получение гражданами дополнительной пенсии;
  • "О коллективных договорах и соглашениях", который позволит на основе правовых норм перейти к цивилизованному урегулированию таких вопросов, как форма, размер, система оплаты труда с учетом роста цен, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья и т.п.;
  • "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", обеспечивающий право трудящихся на забастовку, являющейся сегодня единственной формой воздействия на работодателя;
  • “О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции”, защищающий здоровье граждан и фискальные интересы государства от последствий “дикого” алкогольного рынка.
  • "Об экологической экспертизе", позволяющий уже на стадии проектных разработок пресекать действия, опасные для окружающей среды ;
  • "Об экологической безопасности", впервые на законодательном уровне регламентирующий ответственность предприятий за последствия их деятельности, определяющий виды деятельности, запрещенные на территории России;
Остается выразить сожаление, что не все эти законы были утверждены Советом Федерации и президентом. 

“Яблоко” разработало и вынесло на рассмотрение Думы поправки в законы: 

  • “Об обороне”, которая исключает возможность произвольного применения Вооруженных Сил внутри страны по решению президента или анонимной группы должностных лиц;
  • “О воинской обязанности и военной службе”, которая отменяет продление срока службы с 1,5 до 2 лет тем, кто был призван по старому закону на 1,5 года;
  • “Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой отечественной войны” позволит инвалидам и вдовам военнослужащих получать одновременно трудовую пенсию и пенсию за участие в войне;
  • блок поправок в Кодекс законов о труде РФ, который повышает социальную защищенность каждого конкретного работника, в том числе в случае банкротства организации или смены собственника, обязывает государство гарантировать реализацию права на труд, нормальную продолжительность рабочего времени, минимальную оплату труда, своевременность выплаты зарплаты и др.;
  • По инициативе “Яблока” приостановлен процесс ввоза и захоронения радиоактивных отходов из Венгрии в марте 1994 года;
Фракция Явлинского единственная последовательно во всех чтениях голосовала против выраженной в бюджетах-94, -95, -96 социально-экономической политики правительства, результаты которой мы наблюдаем ежедневно. В 1995 году “Яблоко” разработало альтернативную концепцию бюджета, которая в части расходов предусматривала следующие приоритеты: 
  • Выплата “долгов”:
  • индексация минимальной заработной платы (в 1,5-2 р.) и пенсий (в 1,75-2 р.), опережающая рост уровня инфляции;
  • выплата долгов ВПК и полное финансирование оборонного заказа;
  • финансирование инвестиционных проектов 1995 г. и погашение бюджетных задолженностей.
2. Поддержка экспортоориентированных отраслей, малого бизнеса и расширяющихся предприятий. 

3. Финансирование реорганизации и санации предприятий. 

 За время работы в Думе ни один из членов фракции не воспользовался предоставленными президентом льготами, не получил ни привилегированных дач, ни квартир, ни автомобилей. 

 “ДОГОВОР ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОГЛАСИИ”

 “На самом деле — это не разовое полупринудительное рекламное мероприятие, а длительный процесс поиска взаимоприемлемых решений и компромиссов, к которым нужно прийти добровольно, сознательно в результате переговоров.” 

Г.Явлинский, “На политическом олимпе”  

В 1994 году Явлинский отказался участвовать в подписании Договора. Для реального, а не мнимого успеха переговоров они должны начинаться не в Кремле, а в регионах, с участием представителей различных политических сил, партий, рабочего движения, местных и федеральных органов власти и одновременными консультациями по самым важным вопросам о будущем экономико-политическом курсе. Согласие “по-Ельцину ” не предполагало компромиссов со стороны “партии власти” и стало беспечной профанацией уникального механизма достижения гражданского мира. “Подписанты” начали “войну” почти сразу: Гайдар назвал Жириновского “фашистом”, Шахрай заговорил о росте политического насилия, венцом “мирного процесса” стала чеченская война... 

ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА

 “Каждый следующий день позорной войны на Кавказе сулит России все большие и большие кровь и унижение. Для нас бесспорно, что ни Б.Ельцин, ни его министры в погонах не смогут урегулировать этот конфликт. Выход один - во имя будущего нашей страны они должны уйти. Все. 

Борис Ельцин, уйдите в отставку, не умывайте Россию кровью!” 

Из заявления Г. Явлинского 4 января 1995 года  

Еще до начала крупномасштабных военных действий на Северном Кавказе Явлинскому удалось освободить несколько солдат, плененных во время штурма в ноябре 1994 года. “Яблоко” неоднократно пыталось разрешить конфликт путем законодательных инициатив, но не нашло поддержки. 

После трагедии в Буденновске, которая создала угрозу распространения войны за пределы Чечни, Григорий Явлинский поставил перед Думой вопрос о недоверии правительству. Во время событий в Первомайском Явлинский согласился на предложение Радуева стать гарантом переговоров по освобождению заложников и обратился к Ельцину, Дудаеву и Завгаеву с планом по урегулированию Чеченского конфликта. Одновременно он инициировал в Думе сбор подписей за выражение недоверия правительству, которое допустило уничтожение заложников в Первомайском. 

Однако события последних месяцев показывают, что власть имущим не нужен порядок и стабильность, за которую они “ратуют”. После Буденновской трагедии, не поймали ни только Басаева, но и ни одного из трехсот бандитов его группы. Не проведено серьезного расследования, и в результате мы оказались не готовы к теракту в Кизляре. Федеральные войска воюют на бронетранспортерах двадцатилетней давности, а чеченцы используют новейшее оружие; изощренной провокацией оказались выборы в Чечне; военная разведка задолго до событий в Кизляре сообщала о подготовке теракта, о продвижении Радуева к Махачкале... Учитывая все это, можно говорить о том, что в продолжении войны в Чечне заинтересованы не только в Грозном, но и в Москве. 

Отсутствие политической воли к урегулированию в Чечне, груз ответственности за смерти и разрушения, который несут сегодняшние власти во главе с Борисом Ельциным, не позволяет надеяться на то, что нынешний президент сможет договориться с чеченцами. Но власть должна уметь хотя бы что-то: либо воевать, либо договариваться. Если она не может ни того, ни другого — она опасна и должна уйти. Решение проблемы Чечни лежит в смене правительства и президента. Явлинский говорил об этом год назад. 

 

РЕКОГНОСЦИРОВКА

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

 “Президентские выборы могут быть приравнены разве что к выборам царя: в соответствии с нашей Конституцией будущий президент получит практически неограниченные полномочия. С такой ситуацией Россия сталкивается впервые с 1613 года. В июне нам с вами предстоит определять, в каком направлении будет двигаться наша страна в следующем тысячелетии”. 

из выступления Г. Явлинского в Доме литераторов  

Не только вопросы войны и мира, но сам тип политического режима в России зависит сегодня от того, кто победит на президентских выборах. Сегодня четко определились четыре основные силы, которые будут бороться за президентское кресло. 

Первая - ортодоксальные коммунисты - призывает вернуться в прошлое. Общественная собственность на средства производства, контроль над производством и потреблением, конфискация и национализация, - вот на что делают ставку коммунисты, несмотря на то, что эти механизмы уже привели нашу страну к семидесятилетней войне с собственным народом и экономической катастрофе. Сегодня даже Зюганов признает, что выполнение программы КПРФ приведет к стрельбе от Калининграда до Владивостока. 

Не менее опасны вчерашние коммунисты - “партия власти”. Итоги пятилетнего правления Ельцина говорят сами за себя: 1991 год - развал СССР, разрушение экономических и политических связей России, 1992 год - блокировка реформ, 1993 - расстрел оппозиции и победа Жириновского, 1994 - начало кровопролитной войны на территории России, 1995 - разгул преступности, терроризма и победа коммунистов на парламентских выборах. Все это сопровождается спадом производства, безработицей, бедностью... Такая “программа” жителям России больше не по силам. 

Третья сила - националисты. Кризис практически во всех сферах жизни и стремительная потеря Россией былого престижа составляют благодатную почву для их укрепления. До сих пор национал-патриоты по самым важным вопросам оказывали поддержку нынешней власти. Сегодня национализм, возглавляемый “романтиком южных морей” Жириновским, готовит собственные проекты обустройства России на побережье Индийского океана и выступает на выборах самостоятельно. 

Ни первым, ни вторым, ни третьим не справиться с проблемами, стоящими перед нашей страной. Это по силам только широкой коалиции антиавторитарных политических сил, которые отдают предпочтение демократической форме правления и выступают за соблюдение основных прав человека; тех, кто за свободную, честную, конкурентную и эффективную рыночную экономику, кто видит в бедности главную проблему России, в борьбе с ней — основу экономического роста; тех, кто сознает опасность авторитарной власти, заложенной в Конституции, кто за конституционную реформу, направленную на установление демократического баланса властей путем сокращения властных полномочий президента и укрепления законодательной власти, возвращения ей контрольных функций; наконец тех, кто находится в оппозиции к нынешнему президенту, правительству и созданной ими партии власти. 

“Яблоко” открыто для самых широких переговоров о едином кандидате всех тех, кто придерживается этих взглядов. “Яблоко” — единственное гражданское, демократически ориентированное движение, прошедшее в парламент, — взяло на себя ответственность выдвинуть своего кандидата на пост президента России — Григория Явлинского. 

 НАШИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

 “Это прежде всего “средние” слои. Ведь самые процветающие и самые бедствующие граждане России склонны голосовать за другие избирательные объединения и других политиков. Но что особенно радостно: именно наши избиратели наиболее оптимистично оценивают свои перспективы, а это значит, люди верят в свое будущее и работают на него.” 

Григорий Явлинский, из выступления на III Съезде “Яблока”  

 В январе 1995 года представители 53 регионов России создали объединение “Яблоко”. Сегодня его организации существуют в 60 регионах России. На выборах 1995 года движение провело в парламент 46 депутатов. По общефедеральному округу за объединение Явлинского проголосовало 5 млн. избирателей. 

Сегодня, как свидетельствуют опросы общественного мнения, Явлинского поддерживает значительное число избирателей от 25 до 39 лет - наиболее активные и трудоспособные люди. Опросы показывают, что единомышленники Явлинского - это те, кто особенно настойчиво пытается найти новые формы деятельности в условиях рынка: работа по совместительству, случайная и временная работа и т.д. 

Вот результаты опроса, проведенного среди российской элиты, которая должна была определить не победителя на июньских выборах, а того, кто, с ее точки, зрения сможет вывести страну из кризиса. 

 
 респонденты Никто Явлинский Ельцин Зюганов Жириновский Лебедь
Депутаты Госдумы
16
22
8
22
16
2
Руков. исполнит. власти
0
14
34
4
0
0
Лидеры политических партий
18
10
10
8
0
0
Директора госпредприятий
4
14
6
4
0
4
Предприниматели
12
16
6
6
0
0
Военачальники
6
28
8
18
0
8
Руководители СМИ
32
12
10
6
0
2
Деят. науки и культуры
40
12
4
2
0
0
 

ТАК МЫ ПОНИМАЕМ ВЛАСТЬ

 “Цель государства — выполнять задачи, непосильные для семьи, общины или региона: обеспечить гражданам современное образование, здравоохранение и безопасность. Если в этих сферах порядок — государство жизнеспособно, этим измеряется сила нации.” 

Григорий Явлинский, из доклада на II Cъезде “Яблока”  

 На вопрос о том, как добиться этого и что сегодня самое главное для людей, которые придут во власть, Явлинский отвечает просто: нужно говорить правду. 

Из-за лжи в нашей стране происходит самое страшное. Мы, оправдывая ложь, за семьдесят лет уничтожили едва ли не половину населения России. Из-за того, что власть скрывала правду от себя и людей, мы потеряли миллионы россиян на фронтах Великой Отечественной. Ложь привела к тому, что тысячи наших соотечественников погибли в Афганистане, Чернобыле, Чечне... 

Выдвигая Явлинского на пост президента, “Яблоко” требует от высшей власти в России: не врать, не воровать, честно работать. В этом суть решения проблем. Но этого мало, власть должна быть: 

ОТВЕТСТВЕННОЙ — за все, что происходит в России. Отставка виновного, в том числе, и добровольная, должна быть нормой, а не исключением из правил. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ — предвидеть и планировать, знать и уметь, хотеть и мочь сделать Россию богатой и процветающей страной, а ее жителей - спокойными за свое настоящее и будущее. 

ДЕЕСПОСОБНОЙ — перераспределить полномочия, не умещающиеся в кулаке президента: исполнительную власть — правительству, контрольную — парламенту, президент должен на самом деле стать гарантом Конституции, ответственным за нашу с вами безопасность. 

НРАВСТВЕННОЙ — в политике должен соблюдаться принцип "цель не оправдывает средства" — потому, что в политике искушения сильнее, а последствия тяжелее. 

СКРОМНОЙ — помнить, что большинство тех, кто из своего кармана оплачивает высокопоставленных чиновников, живет гораздо хуже их. И все-таки люди платят им, чтобы они работали в полную силу! 

Именно так будет работать команда президента Явлинского. 

 

РЕФОРМЫ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА

НАЧАЛО

“Искусственно сдерживая падение курса рубля, правительство инициирует падение промышленного производства. Ради снижения инфляции не выплачивает предприятиям деньги за заказанную и уже произведенную продукцию. Чтобы не увеличивать дефицит бюджета — сокращает государственные инвестиции, не занимается структурной перестройкой экономики, которая могла бы дать шанс жизнеспособным структурам...” 

из стенограммы выступления Г. Явлинского перед студентами УГПИ  

 В 1990 году, работая над программой “400 дней доверия”, Явлинский рассчитывал на несколько козырей, которые позволили бы предотвратить кризис и заложить основы рыночной экономики. Сейчас их уже нет. Первый — государственная собственность, которая сегодня распределена. Второй — природные ресурсы и разница в мировых и внутренних ценах на них, —цены приближаются к мировым. Третий — иностранные кредиты — размер нашего долга сегодня достиг стоимости российской собственности за границей и стал “страховкой” Запада от неуплаты. 

И все же Россию можно вывести из экономико-политического тупика в течение 5-10 лет. Но для этого правительство должно иметь понятную и предсказуемую экономическую политику. Инвестору важно, чтобы правительство реально ограничивало инфляцию, гарантировав устойчивость. В этих условиях можно начинать проведение структурной реформы экономики: поддержать эффективные предприятия, начать процесс цивилизованных банкротств нежизнеспособных предприятий, процесс демонополизации, заняться проведением полномасштабных реформ - рынка труда, доходов, приватизацией для создания эффективных собственников, у которых есть реальные средства и заинтересованность в реконструкции и развитии производства. 

 КАК ЗАПОЛУЧИТЬ ИНВЕСТИЦИИ

 “Реформы стоят дорого, и правительство приостановило движение в этом направлении с середины 1992 года. “Высокая инфляция не позволяет оценить эффективность долгосрочных инвестиций”, - заявляет правительство и проводит “стабилизацию” за счет неотложных нужд россиян: массовой невыплаты зарплат, экономии на образовании, здравоохранении, за счет кредитов западных стран “в долг”, который придется отдавать нам и нашим детям.” 

из стенограммы выступления Г. Явлинского на радио “Возрождение”  

 Явлинский предлагает иное решение: для того, чтобы на предприятия пришли “свободные” деньги, надо начать с реформы инвестиционного законодательства. Команда Явлинского разработала закон “О соглашениях о разделе продукции” и добилась его принятия парламентом. Этот закон может привлечь коммерческие кредиты с Запада до 7 миллиардов долларов в год в добычу нефти и газа, причем в самые труднодоступные месторождения. При этом, значительная часть доходов в соответствии с ним останется в региональных бюджетах, и регионы получат реальную возможность зарабатывать сами, а не быть вечными просителями центральной власти. 

Разработка труднодоступных залежей повышает спрос на нефтяное оборудование российских предприятий, и следовательно, замедляется спад в машиностроении, облегчается проблема неплатежей, растут доходы федерального и регионального бюджетов, появляются новые рабочие места, повышается зарплата. 

ОСТАНОВИТЬ РОСТ ЦЕН

 “Для безудержного роста цен есть серьезные причины. Прежде всего — очень высокая степень монополизма. Транспорт, энергетика, связь предлагают потребителям свои услуги, являясь монополистами рынка. Освобождение цен создало для них тепличные условия, сегодня они поднимают цены на услуги как им угодно. Монополисты продолжают “оставаться на плаву” прежде всего за счет потребителей, возлагая на них еще один необъявленный налог - монопольную прибыль. 

из выступления Г. Явлинского в Доме ученых РАН  

 При этом правительство подкармливает предприятия, не давая им закрываться. Результат — скрытая, застойная безработица и миллионы работников с минимальной зарплатой, на которую невозможно прожить. 

России потребуется 2-3 года упорной работы по изменению структуры экономики и отношений собственности, чтобы контролировать рост цен. В результате системной длительной политики, с помощью ряда мер, в их числе грамотная организация банкротств, о необходимости которых Явлинский говорит с 1990 года, применяя бюджетные и кредитные ограничения (но не только их, как сегодня), можно будет контролировать рост цен. Долгосрочного снижения темпов инфляции не достичь за 4-5 месяцев, болезнь будет лечиться долго, несколько лет. Зато Явлинский вылечит ее окончательно. 

И еще. Самое прямое отношение к росту цен имеет доверие правительству. “Инфляционные ожидания”, стремительно разрастающийся теневой бизнес, неплатежи, концентрация предпринимателей в сфере финансовых спекуляций и другие последствия неверия в возможности исполнительной власти “удержать штурвал” стоят дорого. Без доверия остановить инфляцию невозможно в принципе, а можно только мучить людей. 

 ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-ЛЮДСКИ

 “Ваучерная приватизация была мероприятием политически вредным и экономически бесполезным. Экономически эффективная приватизация проводится, чтобы предприятия получили управляющего, который умеет и хочет работать в сложившихся условиях, и средства на проведение реорганизации. Ни того, ни другого приватизация по-Чубайсу не дала.” 

Г. Явлинский на заседании Государственной Думы  

 С 1991 года команда Явлинского предостерегает о последствиях ваучерной системы: поделенная между директорами, госчиновниками и бандитами собственность, огромный спад производства, отсутствие инвестиций, уход российских капиталов за границу, открытая проблема правового и социального признания новых собственников... 

Явлинский против административного силового передела собственности. Это может привести к большой крови, и никто не поручится, что новое распределение будет справедливее первого. Команда Явлинского разработала программу второго этапа — “поштучной” приватизации с переоценкой стоимости недвижимости, инвестиционными конкурсами, контрактами с управляющими, которые должны подготавливать предприятия к торгам, с демонополизацией и множеством других мер. Кроме того, поскольку значительная часть неэффективности лежит в сфере управления, программа приватизации по-Явлинскому не предусматривает банкротств с массовыми увольнениями. Сокращение рабочих мест можно начать приостанавливать немедленно. 

Явлинским был разработан проект “Московская приватизация”, рассчитанный прежде всего на привлечение инвестиций на предприятия. Собственность должна отходить на конкурсной основе к тем, кто может вложить наибольшие средства в реорганизацию производства и лучше других может поставить предприятие на ноги. Для граждан это означает развитие производства, регулярно выплачиваемую зарплату, на которую можно жить, новые рабочие места. 

 ХОТИМ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

 “Налоговая реформа — вопрос специфический. Мы, обычные граждане исправно и добросовестно платим налоги. Проблема заключается в предпринимателях. В этом вопросе правительство зашло в тупик: доходы собираются за счет инфляции, предприниматели не верят правительству и используют все законные и незаконные средства для уклонения от уплаты налогов. К тому же правительство покровительствует таким монополистам, как Газпром, нефтяники, транспортники и другие гиганты, которые не платят налогов или платят слишком небольшие..” 

из выступления Г.Явлинского перед директорами предприятий Ярославской обл.  

 По существу вопрос абсолютно ясен: больше доходов можно собрать за счет увеличения числа налогоплательщиков, но для этого налоговый пресс должен стать неразорительным. Общая сумма налогов должна быть не больше 30-35%. Нет сомнений, что большинство предпочтет тогда работать в легальном режиме, платя в разумных пределах, нежели скрываться и утаивать доходы. 

В целом же, налоговая политика должна быть гибче. Например, тех, кто способен выпускать продукцию, цена которой на мировом рынке в десятки раз превышает стоимость сырья из которого она изготовлена, можно временно вообще освободить от уплаты налогов и таможенных пошлин. Это значит производство высокотехнологичной продукции, следовательно снова нужны конструкторские бюро, нужны инженеры, ВУЗы, что решит проблемы студентов... Так начнет раскручиваться цепочка проблем. 

 ВЫКЛАДКИ ПО ВКЛАДАМ

 “Помимо того, что вклады населения являются очень важным источником инвестиций, они представляют собой “индикатор” доверия людей к власти: доверяют граждане политикам — несут свои “кровные” в банк, нет - держат их в чулке или в “зеленых”. 

из выступления Г. Явлинского по ГТРК Краснодар  

Для того, чтобы заработать доверие, власти надо потрудиться и доказать, что на нее можно рассчитывать не только в ближайший месяц до введения очередного “рублевого коридора”, но и на многие годы вперед. “500 дней” предполагала расчет с гражданами по сбережениям госсобственностью. Нынешнее правительство немало сделало, чтобы разрушить существовавшее доверие. Первый раз людей ограбили, обесценив в одну ночь сбережения в Сбербанке. Второй раз в эпоху финансовых спекулянтов, которые при полном попустительстве со стороны государства строили “пирамиды” из денег доверчивых и пока еще плохо разбирающихся в законах рынка россиян. 

Правительство обязано обеспечить финансовую безопасность граждан: взять под жесткий государственный контроль работу всех негосударственных финансовых институтов, привлекающих вклады населения; ввести систему государственного лицензирования на право привлечения вкладов населения; отслеживать и публиковать “черные списки” ненадежных компаний; незамедлительно принимать решительные меры к организациям, нарушающим установленные правила работы по вкладам населения. 

Явлинский не обещает вернуть деньги, украденные бесчисленными “пирамидами” — большинство их просто исчезло. Однако в России обманутых вкладчиков миллионы, их проблема превратилась в государственную. Следует спросить граждан, согласны ли они, чтобы государство за счет реализации собственности компенсировало потери, произошедшие у вкладчиков? И если большинство готово делиться с ними, то можно и нужно это сделать за счет доходов от приватизации местного муниципального, областного и федерального имущества. 

Продовольственная безопасность

 “Россия — огромная страна с различными условиями, традициями и опытом работы в разных регионах. Где-то люди хотят частной собственности на землю, а где-то создание фермерских хозяйств неэффективно с экономической и нецелесообразно с политической точек зрения. Поэтому подходы и пути решения проблем в этой сфере, начиная с вопроса собственности на землю, должны быть гибкими, разнообразными и конкретными.” 

из стенограммы выступления Г. Явлинского перед жителями Кубани  

 Положение крестьянства сегодня едва ли не самое тяжелое из-за того, что у правительства нет никакой сельскохозяйственной политики, кроме выдачи госдотаций. Деньги, которые депутаты-аграрии регулярно выбивают из бюджета, оседают в коммерческих банках, которые распоряжаются ими по своему усмотрению. 

Основные проблемы села сегодня, с нашей точки зрения, заключаются во-первых, в губительном для крестьян дисбалансе цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги. Во-вторых, в том, что центры по переработке сельскохозяйственного сырья монополизированы и находятся во владении не крестьян, а третьих лиц, которые и диктуют монопольные цены. Все это делает работу крестьян нерентабельной. В результате, сегодня уровень импорта продовольствия очень высок, а российское крестьянство теряет рынки сбыта. Наконец, ничего не делается для того, чтобы создать крестьянству условия для обеспечения цепочки реализации продукции: хранение, транспортировка и т.д. 

Явлинский считает, что все средства, которые предполагается выделить сельскому хозяйству из федерального бюджета, должны быть сконцентрированы в единой федеральной целевой программе “Продовольствие”, которую следует принять специальным законом. Ее смысл не в бесконечном вливании в аграрный сектор, а в максимальном стимулировании и частичном гарантировании со стороны государства частных инвестиций в сельское хозяйство на преодоление первоочередных проблем. Как и в других отраслях народного хозяйства, наша основная задача в том, чтобы те, у кого есть деньги, захотели вкладывать их в сельское хозяйство. 

САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО МЫ С ВАМИ

 “Если мы хотим решить проблемы нашей повседневной жизни, чтобы в нашем районе были ровные дороги, а в наших подъездах — чистота и порядок, чтобы в нашем квартале мы чувствовали себя в безопасности, то местное самоуправление — это, друзья, мы с вами...” 

из стенограммы встречи Г. Явлинского с жителями г. Златоуста  

 Самоуправление — это преодоление отчуждения государственной власти и общества, когда люди сами решают часть своих проблем так, как они хотят и понимают их. Оно существует, если его исполнительные органы могут решить конкретные вопросы, например, чтобы в каждом подъезде горела электрическая лампочка. 

Строительство “здания” системы местного самоуправления следует начинать с создания экономической схемы, которая предполагает наличие у самоуправления собственных финансовых средств. Решение экономических проблем может дать толчок развитию системы самоуправления. Первой задачей для органов местного самоуправления должно стать завоевание доверия людей. После этого граждане сами начнут отчислять необходимые суммы на общественные нужды. 

В России сосуществует огромное количество разнообразных традиций, в нашей стране нельзя всех “грести под одну гребенку”. В каждом регионе в зависимости от конкретных условий может быть создана своя, уникальная система самоуправления. Может и должна быть создана — без этого построение сильного государства и улучшение жизни невозможно. 

АРМИЯ — ГОРДОСТЬ, А НЕ БОЛЬ

“Ситуация сложная: у нас нет денег, чтобы содержать армию в ее нынешних размерах, но и нет средств для того, чтобы сократить ее и передислоцировать в соответствии с новыми задачами. Поэтому сегодня важно абсолютно реалистично определить набор первоочередных задач для обеспечения безопасности государства и целенаправленно финансировать конкретные программы, ориентированные на реформирование армии.” 

из стенограммы встречи Г. Явлинского с ветеранами, г. Владивосток  

 Каждый год при рассмотрении бюджета проблема военных расходов представляется непреодолимой. Между тем, затевая операции, подобные чеченской, Россия никогда не избавится от дефицита военных ассигнований. 

Мы считаем, что ключевое значение в ближайшие годы будут иметь стратегические ядерные силы и прежде всего войска ракетно-стратегического назначения: Россия в любом случае должна сохранить свой ядерный потенциал и способность исключить попытку ядерного удара по своей территории. 

Вторым направлением является укрепление пограничных войск. Защита наших тысячекилометровых рубежей — важнейший вопрос внутренней стабильности: экономической, криминальной, демографической. 

Третья задача состоит в создании такой армии, которая потенциально готова в случае необходимости вести одновременно несколько крупных операций по защите своей территории. Здесь главный упор должен быть сделан на укреплении ВВС и мобильных сухопутных сил. 

Именно исходя из этих приоритетов “Яблоко” выступало с поправками к законопроектам бюджетов-94, -95. Мы категорически не согласны с обвинениями в наш адрес о, якобы, антиармейских настроениях. “Яблоко” за современную, мощную российскую армию, поэтому и выступало против ввода войск в Чечню: эта операция, неподготовленная ни с военной, ни с политической точек зрения нанесла престижу армии колоссальный урон, не говоря уже о гибели едва подготовленных солдат-подростков и мирных жителей. 

Но прежде всего нужно приложить все усилия, чтобы материально обеспечить наших военных, которые несут очень тяжелую службу. Им не должно быть стыдно перед своими семьями, согражданами и коллегами из других стран. Офицер должен знать и понимать, зачем он служит, и верить в эти цели, а его жена должна гордиться тем, что вышла замуж за военного. 

Основой реформы армии должна стать выработка внешнеполитической доктрины России. Только после этого можно начать разработку военной доктрины и программы развития ВПК. Улучшение положения в армии начнется лишь при радикальном изменении экономической, бюджетной политики и переходе к реальной военной реформе. 

Неопределенность целей, задач, безденежье армии, произвол властей, неуважаемое командование, утвердившиеся в армии порядки, из-за которых многие бегут от военной службы как от тюрьмы, — сегодняшняя боль нашей страны. А России, с ее протяженными границами и крайне непредсказуемыми соседями, всегда нужна сильная и современная армия, без которой она не будет великой космической и ядерной державой. 

 СОКРАТИТЬ ПРЕСТУПНОСТЬ? ДА, РЕАЛЬНО!

 “Преступность стала сегодня проблемой номер один, отодвинув на второй план экономические и политические реформы. Люди боятся вечерами выходить на улицы, опасаются за своих детей, подвергаются нападениям в собственных квартирах, не надеются на милицию ... 

Раньше казалось, что власти не умеют бороться с преступностью. Сегодня, похоже, не хотят. За последние несколько лет не было раскрыто ни одно крупное преступление. Это может означать только одно — следствие прекращается, когда подходит к лицу с большим чином...” 

из стенограммы встречи Г. Явлинского с жителями г. Миасса 

Ошибки в проведении экономических реформ: ваучерная приватизация, экспортно-импортная и финансовая политика последних лет создали самые благоприятные условия для расцвета преступности и прямо способствуют нарушению закона. Явлинский предлагает несколько путей борьбы с преступностью, по которым нужно идти одновременно. 

Первое. Изменение экономического законодательства, которое является питательным для преступной среды. 

Второе. Жесточайшая борьба с коррупцией — от создания в соответствующих органах спецподразделений до полномасштабных изменений законодательства о госслужащих, которые устраняли бы возможность произвола со стороны чиновников, ужесточили бы их ответственность за невыполнение обязанностей и принятие незаконных решений. Реакция на любой факт коррупции должна быть молниеносной и жесткой. 

Третье. Нет сомнений, в правоохранительных органах достаточно профессионалов, которые много знают о преступлениях и конкретных преступниках, могут обезвредить их, могут провести настоящую реформу МВД. Но их руки связаны, они не уверены, что это действительно нужно высшим должностным лицам страны и им остается либо молчать, либо уйти. Поэтому неотложные меры должны быть приняты, с одной стороны, по очистке силовых структур от преступных и коррумпированных элементов, а с другой — по оказанию открытой политической поддержки всем честным профессионалам. 

Четвертое. Работа сотрудников правоохранительных органов связана с постоянным риском, с ежедневной угрозой их жизни и здоровью. Поэтому на социальную защиту их и их семей должно быть обращено особое внимание.. 

Искоренить преступность до последнего бандита нельзя, но качественно снизить ее уровень можно, и даже в короткий срок. Однако для этого необходима политическая воля государственных лидеров и общественная поддержка. 

 ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО

 “Мы строим такую Россию, в которой каждый гражданин получил бы возможность полностью реализовать свои творческие способности, исполнить то, что он считает своим предназначением на земле. 

... культура, в которой массовое основание тесно связано и взаимозависимо с самыми высокими “элитарными” образцами, составляет фундаментальное измерение национального капитала, намного более мощное, чем сырьевые ресурсы.” 

Из Декларации общественного объединения “Яблоко”  

 Возрождение науки, повышение уровня образования и культуры общества занимает долгие годы, хотя эти области более других устойчивы в кризисные периоды. Сегодня мы находимся как раз в такой ситуации. Поэтому наша основная задача — хотя бы сохранить в этих сферах то, чего Россия достигла за предшествующие годы и еще не успела растерять. 

Прежде всего это касается образования. Долгосрочные социально-экономические и политические реформы бессмысленны и неосуществимы, если мы не сможем дать нашим детям современное образование. Мы должны полностью обеспечить финансирование бесплатной средней школы. При этом ни для кого не является секретом, что для того, чтобы молодые талантливые люди не бежали из школы, учитель должен иметь высокую зарплату, чтобы покупка книг и путешествия не были для него неисполнимой мечтой. 

Правительство должно разработать, а парламент принять программы финансовой, налоговой и иной поддержки государственным и негосударственным учебным заведениям, чтобы каждый молодой человек мог получить современное образование по своему вкусу. 

Понимая необходимость поддержки и развития российской науки вообще, мы прежде всего выступаем за спасение тех прогрессивных отраслей, в которых преуспела советская наука. Программы конкурсной поддержки ученых и научных проектов могут дать значительные результаты, учитывая корпоративность интеллектуального сообщества, квалификацию российских ученых, их традиционную самоотдачу и энтузиазм. Кроме того, одной из аксиом реформы сферы науки, с нашей точки зрения, должно стать ее развитие в соответствии с переориентацией страны с “гонки вооружений” на “гонку технологий” . 

Наука и образование — области, достижениями в которых измеряется сила нации, успехи в этих областях делают государство жизнеспособным и конкурентоспособным; вне культуры в узком смысле слова в конце ХХ века невозможно создание полноценного внутреннего мира человека, а значит гармоничной личности и здорового общества. 

Мы выступаем за свободу вероисповедания и считаем важными основами нашего общества многовековую российскую веротерпимость и отделение церкви от государства. Поэтому мы не можем одобрить трату бюджетных средств на возведение гигантских культовых построек, таких как Храм Христа Спасителя в Москве — лучше спасать то, что уже имеем: сотни церквей, ветшающих по всей стране. Сегодня, когда значительная часть населения бедствует, проекты такого масштаба должны осуществляться только на основе добровольных пожертвований. 

ТАК МЫ ХОТИМ ЖИТЬ

Явлинский хочет, чтобы люди избавились от чувства униженности. Граждане не должны жить вечными просителями. Ну сколько же можно! 

Поэтому он говорит: “Это ваша страна! Вы должны решать и делать, потому что это ваше будущее!” 

Вы не позволите больше власть имущим унижать и мучить вас, они не имеют на это права! Граждане на свои “кровные” нанимают себе чиновников, таких, какие им больше нравятся, тех, кто будет делать то, что говорят граждане, которые им платят! 

Явлинскому не все равно, что происходит за порогом нашего дома. Мы, все жители нашей страны, связаны друг с другом и несем ответственность друг за друга. Нам не безразлична гибель Ивана, Петра и Федора, потому что это гибель части России! Нам не безразлична нищета каждого человека, потому что это нищета части России! И нам совсем не все равно, сможет ли тетя Маша дать своим детям достойное образование. 

Мы все время чего-то боялись, с самого утра и до позднего вечера: штрафов и выговоров, вахтеров и швейцаров, начальников и их секретарей. Мы не уверены, что секретарша не выкинет наше очередное прошение в мусорную корзину, мы готовы к тому, что ЖЭК может в любое время отключить свет, газ и горячую воду... 

Мы не хотим, не должны и не будем больше жить в страхе, потому что мы, россияне, все теперь будем делать сами, и так, как считаем нужным. Но мы будем бережны и аккуратны, потому что не желаем участвовать в разрушениях. Мы стараемся строить новое изнутри старого, а не вместо него. Наш принцип - не навреди. 

Мы хотим, чтобы все люди в нашей стране прочно утвердились в этой своей жизни. И поэтому говорим им: 

Стройте! Богатейте! Создавайте свое наследство! 

Мы сумеем поставить все законы и конституции, все государство на службу вашему наследству, вашему достоинству и вашей жизни. 

 Говорят, оптимисты надеются, что живут в лучшем из миров, а пессимисты боятся, что это правда. Мы не те, и не другие, мы - реалисты. Мы понимаем, что живем в такое время, когда на плечи и головы россиян чуть ли не ежедневно падают все новые напасти. Но мы знаем также, что жизнь можно изменить к лучшему. 

Мы пытаемся это делать. 

Мы предлагаем свои знания, умение и силы. 

 

Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Персоналии
Яблоко. Г.А.Явлинский