Прошедшие «выборы» депутатов Государственной Думы стали еще одним показателем 
          движения России от демократии, замены демократии манипулятивными и имитационными 
          политтехнологиями. Политическая ситуация, развивающаяся в России после 
          выборов, требует принципиально новых политических решений со стороны 
          демократических партий и политиков. В первую очередь объединения их 
          вокруг идей, которые демократы могут и должны противопоставить кремлевской 
          идеологии т.н. «суверенной демократии» и «сырьевой сверхдержавы».
          На РОДП «ЯБЛОКО», как одну из первых демократических партий, ложится 
          особая ответственность в этом процессе. Партия оказалась на грани глубокого 
          кризиса, за которым стоит вопрос политической жизни или смерти партии. 
          РОДП «ЯБЛОКО» вплотную подошла к черте, приближающей ее к политической 
          массовке, не способной практически влиять ни на какие процессы в стране.
          Очевидно, что для преодоления кризиса от партии потребуются радикальные 
          шаги, связанные с переосмыслением ее роли, ответственности и возможностей. 
          Фракция «Зеленая Россия» считает, что партия «ЯБЛОКО» может и должна 
          стать действительным объединителем демократических сил. Для этого необходимо 
          предложить демократической общественности привлекательную и реалистичную 
          программу действий.
          Бюро Фракции «Зеленая Россия» предлагает в ходе подготовки к Съезду 
          обсудить основные направления действий. Мы рассчитываем, что другие 
          фракции, а также региональные конференции партии, на которых будут выбираться 
          делегаты Съезда, сформулируют свое отношение к этим предложениям. Мы 
          надеемся также, что активисты партии также выскажут свое мнение по поднятым 
          проблемам. Все это поможет сделать дискуссию на Съезде более конструктивной.
        1. Об идеологии и стратегии Партии
        Политическое, социальное, эколого-экономическое развитие России показывает 
          правильность оценок и предложений, содержащихся в Демократическом манифесте 
          (принятом на XIII Съезде), концепции «Семь шагов» (принятой на XIV Съезде), 
          «Экологической программе …» и других идеологических документах партии 
          2006 - 2007 гг.
          Мы предлагаем развивать, четко сформулировать и адаптировать для различных 
          групп и уровней восприятия Программу партии и активно популяризировать 
          её. Особое внимание обратить на экономическую составляющую программы, 
          поскольку сегодня благосостояние - это главная забота обычного российского 
          гражданина. Следует ответить также еще на одну проблему современной 
          России - придания смысла общественным процессам.
          Необходимо обращать внимание на оборотную сторону роста экономики и 
          экономического благополучия части населения (главного привлекательного 
          аргумента власти). Это обнищание части населения, рост разрыва между 
          богатыми и бедными, невостребованность науки и образования в силу ориентированности 
          государства и бизнеса на быстрое извлечение сырьевых сверхдоходов. Мы 
          недостаточно говорим о нестабильности и призрачности экономического 
          благополучия, о его издержках (в том числе для экологии и здоровья)ю 
          Эти издержки перевешивают приносимые экономическим подъемом плоды. Мы 
          не достаточно говорим о том, что мы могли бы жить много лучше, и не 
          говорим о том, почему этого не происходит.
          Мы должны предложить нашу идеологическую программу различным демократическим 
          группам и партиям, и выслушать их оценки. Этот шаг должен быть одним 
          из важных на пути объединения демократических сил. Это надо сделать 
          открыто, чтобы люди могли слышать и оценивать то, что мы предлагаем 
          другим демократическим силам, и что они предлагают нам.
          Доверие граждан - главное, чего не хватает Партии сегодня. Деятельность 
          Партии должна быть во многом направлена на обретению доверия граждан. 
          Чистая политика сегодня мало кого привлекает, поэтому меньше идеологии 
          чисто политической, и больше социальной (зеленой и другой прикладной).
          «ЯБЛОКО» теряет все больше своих сторонников не только потому, что не 
          сформулирована понятная и привлекательная социальная идеология, но и 
          потому, что не ведется постоянная работа для увеличения числа ее членов 
          и сторонников. Новые члены не вовлекаются в регулярную работу.
          Партия в 2006-2007 гг. сделала очень правильные шаги по объединению 
          демократических сил. Этот процесс необходимо энергично продолжать и 
          расширять. Репрессивная политика Кремля не только диктует такую необходимость, 
          но и создает новые возможности для усиления этого процесса.
          Партии сегодня не располагает продуманной стратегией привлечения сторонников, 
          в том числе стратегией взаимодействия с гражданскими группами. Такая 
          стратегия союзов (альянсов, взаимодействий, переговоров, совместных 
          акций) должна быть основана на согласии с необходимым и достаточным 
          набором требований, которые надо считать принципиальными (наши предложения 
          по набору необходимых и достаточных требований приведены в конце документа).
          Инициатива по созданию «Комитетов гражданского контроля» пока не получила 
          должного понимания и поддержки в регионах. Но подобные инициативы следует 
          развивать, как и прямые акции по решению ключевых проблем, проводимые 
          «ЯБЛОКОМ». Все это должно привлечь сторонников и новых членов. Важно 
          дать людям возможность проявить активность и поддержать эту активность, 
          вовлечь.
        Предложения:
        
        - расширять взаимодействие с демократическими оппозиционными власти 
          группами на основе разработанной стратегии такого взаимодействия; обратиться 
          к членам и структурам политических организаций, разделяющих демократическую 
          идеологию; создать площадку для координации действий и последующей выработке 
          совместных программ и других форм постепенного сближения, включая совместные 
          акции, публичные заявления и т.п.;
          - подготовить Программу Партии в кратком (300 - 400 слов), и развернутом 
          (до 9 – 12 стр.) вариантах, сопровождаемую «отраслевыми подпрограммами» 
          (экономической, эколого-социальной, и др.). Региональным отделениям 
          на основе общепартийной программы подготовить проекты региональных программ.
        2. Важность присутствия в «ЯБЛОКЕ» зеленых
        
        Создается впечатление, что многие старые партийцы, включая большинство 
          руководителей региональных отделений, не понимают, почему и зачем «партия 
          интеллигенции» вдруг связалась с какими - то зелеными. Реально только 
          фракция зеленых привела в Партию заметно число новых членов. В условиях 
          кризиса традиционных «демократических» идей, наблюдающегося в массовом 
          сознании, и одновременного нарастания нерешенных экологических проблем, 
          развитие «зеленого» (в широком европейском смысле) направления является 
          одним из немногих путей сохранения и развития Партии. Именно «зеленая» 
          экологическая идеология, дополняющей традиционную либеральную, социальную 
          и правозащитную идеологию Партии, способна привлечь к Партии новый электорат.
          На последних выборах (везде, где можно было сравнивать), оказывалось, 
          что выраженное региональное присутствие зеленых приносило партии не 
          менее 1,5 – 2 % (в ряде случаев - до 10%) дополнительных процентов голосов 
          избирателей.
          Фракция «Зеленая Россия» приложит все усилия для вовлечения в свои ряды 
          активных граждан, обеспокоенных экологической ситуацией и готовых работать 
          над ее улучшением в рядах политической партии. Мы верим, что партия 
          «ЯБЛОКО» сможет преодолеть кризис, и добиться успехов как в решении 
          экологических проблем, так и возвращения страны на демократические рельсы.
        Предложения:
        
        - шире использовать «зеленую» идеологию и терминологию в деятельности 
          и программных документах Партии (в том числе, путем внедрения «зеленых» 
          элементов в название и символику партии (как варианты: «Объединенные 
          демократы – ЯБЛОКО», «ЯБЛОКО – Зеленая Россия»; «Зеленое ЯБЛОКО»; «Объединенные 
          демократы – ЯБЛОКО – зеленые».
          - повысить внимание РО партии к работе региональных отделений фракции.
        3. Реформирование высшего руководства Партии
        Председатель. У Партии есть политический лидер. В то же время, в партии 
          не существует условий для возникновения здоровой политической конкуренции 
          за лидерство. Это приводит к неизбежным ошибкам, в том числе в кадровой 
          политике. Так, в 2007 г. два заместителя председателя накануне выборов 
          ушли в другие партии, нанеся Партии ощутимый урон. Среди заместителей 
          Председателя нет реального кандидата на лидерскую позицию. Сильные местные 
          лидеры (например, Москва, Карелия, Санкт-Петербург) не достаточно известны 
          в других регионах. Отсутствие политической конкуренции делает Партию 
          (также как и страну), политически бесперспективной.
          В руководстве Партии отсутствует должная коллегиальность, что также 
          связано с затянувшимся политическим кадровым кризисом. Президиум Бюро 
          призван помогать Председателю Партии в решении принципиальных вопросов 
          между заседаниями Бюро, обеспечивать коллективное руководство Партией, 
          рабочее взаимодействие заместителей. В таком качестве Президиум не работает 
          вообще. Рабочее взаимодействие заместителей Председателя отсутствует, 
          не распределены функции между ними.
          Сходная ситуация складывается во многих регионах.
        Предложения:
          - считать важнейшей задачей всего руководства Партии создание условий 
          (возможно, с помощью преобразования структуры руководства), для проявления 
          и роста потенциальных кандидатов на пост руководителя партии;
          - считать необходимым усиление коллегиальности руководства Партией, 
          с целью обеспечения преемственности и политической перспективы (избегая 
          при этом создания навязываемого «преемника»);
          - подготовить предложения по внесению изменений в Устав в целях превращения 
          Президиума Бюро в повседневно работающий коллегиальный орган руководства 
          партией.
        Федеральное Бюро. 
        В состав Бюро на протяжении 2006-2007 гг. входят члены, ни разу не 
          присутствовавшие на его заседаниях. Ряд членов Бюро пассивны, не принимают 
          участия в обсуждении. Члены Бюро, как правило, не привлекаются к подготовке 
          проектов решений.
        Предложения:
        
        - Разработать новый регламент работы Бюро, обеспечивающий активное 
          участие всех членов Бюро в его работе.
          - Обеспечить выполнение принимаемых Бюро решений .
          - создать в Партии «теневой кабинет министров» с двоякой целью: как 
          инструмент предметной критики принимаемых властью решений на основе 
          самостоятельно выработанных альтернативных решений, и для подготовки 
          высших партийных кадров.
        Центральный аппарат. 
        Серьезный недостаток работы Центрального аппарата - его чрезмерная 
          политизированность. Аппарат де-факто порой подменяет руководящие органы 
          Партии. Существенными недостатками в работе Аппарата являются перекрывание 
          и нечеткость функций существующих подразделений.
        Предложения:
        
        - реорганизовать Центральный аппарат, более четко определив его функции, 
          исключив дублирование функций руководящих органов партии;
          - основными направлениями в работе Центрального аппарата считать обеспечение 
          решений Бюро; помощь региональным отделениям; координацию работы фракций; 
          развитие партии и расширение ее рядов; информацию и печать; материально-техническое 
          обеспечение.
        
          4. Реформа работы Региональных отделений
        Принципиальные недостатки в работе большинства отделений (определяемый 
          не только самими РО, но и Центральным аппаратом):
          – пассивность (а в некоторых отделениях полное бездействие) в период 
          между выборами;
          - отсутствие коллегиального руководства;
          - присутствие в руководстве отделениями людей идеологически далеких 
          от партии.
        Предложения:
        
        - реорганизовать работу РО так, чтобы обеспечить их постоянную активность 
          по разным направлениям работы Партии;
          - организовывать постоянные общепартийные, и совместные с другими общественно-политическими 
          силами, акции и кампании;
          - на Федеральном бюро в течение 2008 – 2009 гг. заслушать отчеты всех 
          отделений с присутствием руководителей, наметить направления развития 
          каждого РО.
        
          5. Уроки выборов
        
        Организационная выборная работа партии не отражала главного смысла 
          нашего участия в политическом балагане, названным «выборами», - редкой 
          возможности выхода на широкую аудиторию с представлением принципиально 
          иной, чем Кремлевская, программы развития России.
          При подготовке и проведении выборов упор ошибочно был сделан на распространение 
          агитационных материалов в последние дни, на платное привлечение к работе 
          штабов идейно-безразличных или далеких от Партии людей на платной основе. 
          Агитационно-массовая работа (в т.ч. выступления в местных СМИ) не была 
          организована.
          Несмотря на то, что последние два года Партия активно занималась процессами 
          объединения с различного рода гражданскими инициативами и движениями, 
          этот процесс практически не был учтен в работе с избирателями во время 
          прошедших выборов.
          Затраченные на выборы средства могли быть использованы более эффективно.
        Мы предлагаем кардинально изменить принципы организации работы 
          партии с избирателями:
        
        - сделать упор на работу с гражданами задолго до дня выборов (в т.ч. 
          более активно использовать депутатов-«яблочников» в представительных 
          органах различного уровня);
          - сформировать (на основе общепартийной) региональные выборные программы, 
          проводить их широкое обсуждение;
          - заблаговременно подготавливать выступления представителей «ЯБЛОКА» 
          в региональных СМИ;
          - при проведении избирательных компаний делать упор на привлечение прежде 
          всего партийных активистов, а не случайных людей.
        6. Более эффективное использование информ-ресурсов
        Сайт Партии, ставший актуальным информационным внутрипартийным ресурсом, 
          не привлекает широкого внимания за пределами партии. Регулярные массовые 
          общепартийные издания практически отсутствуют и Партия не заметна в 
          общеполитическом информационном поле.
        Предложения:
        
        - поставить целью придание сайту Партии характера заметного общенационального 
          медиа-ресурса, публиковать актуальные выступления лидеров и активистов 
          партии по самому широком кругу проблем внутренней и внешней политики 
          (гражданского общества, экономики, экологии и др.);
          - рекомендовать всем членам Бюро, региональным лидерам создать персональные 
          страницы и постоянно вести живые журналы;
          - РО и фракциям создать/активно поддерживать собственные страницы на 
          общепартийном сайте;
          Федеральному Бюро регулярно обсуждать работу сайта Партии;
          - поддержать издание региональных, фракционных и общероссийской ежемесячных 
          (в перспективе – еженедельных) газет;
          - максимально расширить выпуск популярной тематической литературы по 
          злободневным проблемам.
        ****
        Продолжение работы партии в ее настоящем виде – малоперспективно. Изложенное 
          выше – лишь компоненты программы реформирования Партии. Одним из важнейших 
          направлений развития Партии может стать ее дальнейшее «позеленение». 
          Откладывать на будущее внутрипартийные реформы – гибельно. Реформирование 
          Партии должно стать первоочередной заботой всех активистов Партии. Изменения 
          в Партии должны быть понятными и заметными для всего демократического 
          общества в России.
        
        Бюро фракции «Зеленая Россия»
          14 января 2008 г.
        Перечень требований, согласие с которым - необходимое и достаточное 
          условие организационного сближения демократических сил
        
        - отказ от использования идеологии национализма и поддержка интернационализма;
          - восстановление самостоятельности представительской (законодательной), 
          исполнительной и судебной ветвей власти;
          - организация жизни общества в соответствии с демократически принятыми 
          законами;
          - восстановление демократических выборного законодательства и законодательства 
          о референдумах;
          - отказ от антиконституционной административной вертикали (в т.ч. назначения 
          губернаторов);
          - создание независимого от государства общественного телевидения и отказ 
          от фактически введенной цензуры в СМИ;
          - переход от сырьевой к инновационной экономике (соответственно, поддержка 
          науки и образования);
          - отказ от де-экологизации государства и ориентация на приоритет экологических 
          программ в целях прекращения хищнического использование общенародных 
          природных ресурсов, для восстановления здоровья граждан и решения демографических 
          проблем);
          – адекватная компенсация обществу владельцами состояний, полученных 
          по заниженным ценам в период приватизации;
          – переход к профессиональной армии.
        
        Анализ и публичное обсуждение ошибок, допущенных партиями, движениями 
          и их лидерами, будет способствовать диалогу демократических сил.