Письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с принятием закона «Об опеке и попечительстве»

16 апреля 2008 года   
В.В. Путину,
Президенту Российской Федерации


Уважаемый Владимир Владимирович!

Совет Федерации Федерального Собрания РФ на своем заседании 16 апреля 2008г. одобрил проект Федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве», который в ближайшее время будет направлен Вам на подписание.
С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве», тем более в Год Семьи России, связаны большие общественные ожидания. Речь идет об острой необходимости совершенствования законодательной базы для развертывания в масштабах страны работы по профилактике социального сиротства, детской безнадзорности и семейному устройству сотен тысяч детей – воспитанников домов ребенка, интернатов и приютов. Однако одобренные Государственной Думой законопроекты не только не содержат федеральной законодательной базы социального патроната и патронатного воспитания, но напротив включают ряд норм, которые с неизбежностью приведут к прекращению профессиональной деятельности по патронату в регионах России.
Основной идеей и задачей этих законопроектов при их многолетнем обсуждении и принятии Государственной Думой являлось описание в них основных федеральных стандартов в области опеки и попечительства и закрепление существующих форм устройства детей в семью. В настоящее время в 42 субъектах Российской Федерации на основе принятых региональных законов или законодательных актов об опеке и попечительстве в дополнение к установленным федеральным законодательством формам семейного устройства (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) введено также и патронатное воспитание. Однако принятие вышеуказанных Федеральных законов приведет не к снижению количества детей-сирот в детских учреждениях и к улучшению работы самих органов опеки и попечительства, а к фактическому запрету одной из форм устройства детей - патронатного воспитания. Напомним, что при патронатном устройстве ребенка ответственность за ребенка передается новой семье, но при этом часть ответственности за ребенка возлагается и на профессиональную организацию по патронату, на юридическое лицо, работающее по соглашению с органом опеки и попечительства. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре о патронатном воспитании. Это отличие патроната от приемной семьи позволяет решать непростые проблемы, возникающие при передаче в семью ребенка, особенно, если этот ребенок или из социально-неблагополучной семьи, или вырос в детском доме, или имеет ограниченные возможности здоровья.
В законопроектах осталась неизменной главная концепция их авторов, состоящая в том, что всю ответственность по защите прав и интересов ребенка, постоянно находящегося в семье, ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ несут только родители - кровные либо замещающие. Это отражено в изложенной в статье 14 проекта ФЗ «Об опеке и попечительстве» определении приемной или патронатной семьи как «опеки или попечительства по договору», что дает право опекуну или попечителю на получение вознаграждения, но, как и в первичном варианте законопроекта, предполагает ПОЛНУЮ ответственность опекуна или попечителя по защите прав и интересов опекаемого (подопечного). Таким образом, поскольку законопроект не определяет «сопровождающую» профессиональную организацию как субъект договора при назначении патронатного воспитания, то с вступлением его в силу автоматически утратят легитимность договора о патронатном воспитании, заключенные на основании региональных законов о патронате во многих субъектах РФ.
Тем самым законопроекты игнорирует суть патронатного воспитания, которое в отличие от приемной семьи заключается в солидарной ответственности и разграничении прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка между патронатным воспитателем и юридическим лицом - помогающей, сопровождающей организацией по патронату, зафиксированных в договоре о патронатном воспитании. Это позволяет помещать в семью и детей без статуса ребенка-сироты, избавляет этих детей от вредного для воспитания и развития ребенка пребывания в приютах, больницах и т.п. Созданные в регионах согласно законам ряда субъектов РФ организации по патронату практически доказали, что в семью можно устроить КАЖДОГО ребенка – отказного малыша, подростка, инвалида, с проблемами в обучении и т.п.
На существующих площадках по патронатному воспитанию созданы правовой, финансовый, организационный механизмы, отработаны технологии восстановительной работы с кровными семьями и сопровождения принимающих семей. Это российское Ноу-Хау с 95% успеха, практическим отсутствием возвратов детей. Модель таких профессиональных организаций по опеке и попечительству уже тиражируема, ее можно внедрить по всей стране, быстро и безопасно вывести детей из приютов и интернатов в семьи, одновременно создавая стройную систему сопровождения, при минимуме дополнительных бюджетных расходов. Принятые Государственной Думой законопроекты исключают возможность такой общероссийской реформы и разрушат уже накопленный в течении 12 лет в регионах России позитивный опыт работы.
Исходя из того же прямолинейного, не позволяющего разрешать множество трудных жизненных ситуаций принципа «или-или» (или учреждение, или предоставленная самой себе «полноценная» семья), авторы законопроектов отказались узаконить назначаемую органом опеки и попечительства норму «социального патроната» - как правового основания для социального вмешательства в кровную семью, находящуюся в социально-опасном положении, в целях ее восстановления и предотвращения сиротства детей.
Также в законопроектах не дано определения лицензированной «организации по опеке и попечительству», осуществляющей по поручению властного правоустанавливающего органа опеки и попечительства многоплановую профессиональную деятельность по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, в основу законопроектов положен заведший страну в тупик прин­цип невмешательства государства ни при каких обстоятельствах в дела семьи, в которой живут дети. Сохраняется ситуация, когда «единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает число детей, оставшихся без попечения родителей» (из Доклада Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007г.). Именно действующее федеральное законодательство узаконило, регламентировало деятельность гигантского «пылесоса», изымающего детей из неблагополучных семей, и предлагаемые к принятию законопроекты не меняет этой трагической правовой ситуации, консервируя административный подход в ущерб развитию профессиональной работы с детьми и семьями, в этом нуждающимися.
Также в проекте ФЗ «Об опеке и попечительстве» сохранена много раз подвергшаяся критике, в том числе Правительством РФ, позиция о возможности передачи ребенка в семью непроверенных граждан при назначении предварительной опеки.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с Конституцией Российской Федерации просим Вас отклонить проект Федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве». Это решение позволит в короткие сроки с учетом изложенных предложений согласовать позиции по данному законопроекту и принять его в редакции, которая будет способствовать развитию различных форм устройства детей-сирот в семью.
Одновременно отправляем Вам наши предложения по внесению изменений и дополнений в данные законопроекты и пояснения к ним (см. приложение).


Г.А. Явлинский, Председатель РОДП «ЯБЛОКО».
Эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социальной и демографической политики:
Б.Л. Альтшулер, РОО «Право ребенка».
С.И. Пронина, РОО «Право ребенка».
С.А. Колосков, Ассоциация родителей детей-инвалидов МООИ «Общество Даун синдром».
М.Ф. Терновская, директор детского дома № 19 г. Москвы, НКО «Наша семья».
А.Е. Рабинович, Межрегиональная ассоциация выпускников детских домов и интернатов.

16 апреля 2008 г.

 

См. также:

Госдума и Совет Федерации против детей-сирот Прес-релиз, 16 апреля 2008 года