[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Интервью Игоря Артемьева Льву Гольштейну ("Эхо-Петербурга")
"Эхо Петербурга", 3 октября 2001


- У нас сегодня информированный собеседник. Наш гость - депутат ГД, заместитель Председателя фракции "ЯБЛОКО" Игорь Артемьев. Добрый день, Игорь.
- Добрый день, Лев.
- Игорь, вопрос первый будет связан с событиями 8-летней давности, 3-4 октября. 3 - это штурм Останкино, 4-го утром танки стреляли по Белому Дому. Это кульминация и завершение трагедии тех дней сентября - октября месяца. Одни называют это расстрелом Парламента со стороны преступной клики Ельцина, другие называют это подавлением путча. Но наверное, все согласны или многие согласны, что это был переломный момент в истории России, еще один. Как сегодня ты оцениваешь все это?
- Мне кажется, что это была страшная трагедия. Мне кажется, которая произошла потому, что в какой - то момент левые и правые забыли, что в первую очередь они граждане одной страны, а только во вторую - представители какой-то партии и идеологических схем. Можно говорить, что это был перелом, историческое событие, действительно это сильно повлияло на все события в нашем будущем. Но тогда я лично смотрел на эту проблему как на страшную трагедию, связанную с тем, что в будущем ее будут повторять. Еще и потому, что это было похоже на начало Гражданской войны. Слава Богу, это оказалось не так.
- Тогда комментатор CNN , как впоследствии вспоминали все журналисты, комментируя в прямом эфире, показывала картинку Москвы и говорила: "Русские стреляют в русских!".
- Это большая беда. Тогда мне еще казалось, что это огромная трагедия русского парламентаризма в том числе в силу действий в руководстве и в силу того, что была сильная исполнительная власть, которая вновь решила остаться без контроля парламента. Я очень опасался, что после той истории нашего парламентаризма, которая был эфемерной и слабой, мы лишимся парламента как важнейшего органа народного представительства.
- Но тогда это еще был коммунистический парламент.
- Совершенно верно. Мы очень опасались, что у нас не будет будущего парламента вообще и опять возникнет один царь, который будет управлять в стране всем так, как он пожелает. Этого тоже не случилось. И принятие в декабре 1993г. новой российской Конституции закрепило формирование Парламента с нормальными полномочиями и в этом смысле удалось снять то напряжение. Те худшие предположения, которые тогда главенствовали.
- Я также помню те дни и помню их отражение в Питере чуть позже. В заседании Ленсовета, малого Совета ты тогда тоже был членом Президиума Ленсовета, и вскоре Ленсовет был распущен...
- Да, мы считали в тот момент, что Указ №1400 Президента Ельцина был неконституционным, незаконным. Так оно и было, все юридические экспертизы это подтвердили. И мы говорили о том, что нельзя провоцировать цепь нарушений законности, какими бы благими намерениями ни руководствовался Президент. Мне тогда было поручено выступление с трибуны Ленсовета с этой позицией. Если вы помните все драматические обстоятельства, то это было довольно жесткое время, я могу его сравнить только с событиями августа 1991г.
- Ну, сегодня, это уже история, но все это отразилось на всем ходе. Но вот если сейчас прейти к сегодняшнему дню. Сегодня Игорь Артемьев - заместитель Председателя фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе, один из уважаемых законодателей. Самое последний твои инициативы, я имею в виду, судебную реформу и поправку в Уголовный Кодекс, который меняет статью о необходимой обороне, т.е. объясните нашим радиослушателя в чем здесь суть?
- В общей сложности мы написали 11 законов, которые внесли в ГД, они касались всех аспектов судебно-правовой реформы. Именно поэтому фракция "ЯБЛОКО" направила своих представителей, в том числе и меня, в рабочую группу Дмитрий Козака, созданную по специальному распоряжению Президента России. И мы вместе с Козаком, представителями Верховного суда, прокуратуры, адвокатуры работали над пакетом законов.
- Дмитрий Козак тоже из Питера. В свое время в Законодательном Собрании он возглавлял юридическую службу. Потом был в Администрации при Яковлеве.
- Да, вообще с питерскими москвичами, как их принято называть, мы поддерживаем самые добрые отношения. Мне кажется, их влияние позитивным в Москве и российском правительстве. Последний наш закон, который был внесен в ГД и получил 382 голоса "за" - это был закон о внесении в 37 статью Уголовного Кодекса изменений. Смысл очень простой: сейчас, когда преступник нападает на жертву и жертва совершает необходимую оборону, в результате которой, скажем, преступник погибает в результате оказания обороны, то в этом случае суд часто выносит обвинительный приговор защищающемуся, который стал жертвой и отправляется в места лишения свободы до 3 -х, до 5-ти лет и даже больше. Сотни и тысячи наших граждан томятся в тюрьмах по этим вопросам. Мы с Сергеем Иваненко внесли закон, который говорит следующее: если есть угроза посягательства на жизнь гражданина, угрозы, а не то что нападения, можно использовать любые доступные методы, абсолютно любые при наличии угрозы. Даже если преступнику нанесены такие телесные повреждения, которые повлекут его смерть. Вот смысл нашей поправки.
- Нет ли обратной опасности, когда, допустим, нападающий просто покажет перочинный ножик или пугач какой-нибудь, закамуфлированный под оружие, его убьют.
- Во - первых, все равно будут проводиться экспертизы, следственные органы будут исследовать , где на орудии преступления и чьи отпечатки пальцев, что покажут свидетели и т.д. Во-вторых, все равно необходимо сохранить понятие необходимой обороны. Если преступник нападает с коробком спичек, а ему стреляют в голову, то такая "жертва" не будет жертвой в полном смысле слова, такой человек может быть осужден по суду. Во всех спорных случаях, а также в случаях, когда реально будет совершено нападение на граждан, особенно с применением ножей, особых орудий преступления - кастетов и т.д.. Суды будут считать, если эта поправка будет принята в третьем чтении, что обороняющийся прав. Жертва ведь не может в момент нападения заранее предвидеть это нападение и в доли секунды сообразить, что у него под рукой - перочинный нож, кирпич или что-либо еще. Таким образом, мы считаем, что защищается важнейшее право российских граждан, право на жизнь, на защиту от преступного посягательства.
- Причем независимо от должности...
- Некоторые случаи, когда речь идет о сотрудниках милиции и специальных органов, эта норма еще больше усиливается. По этому поводу существует специальное законодательство, которое детально регламентирует. Для нас очень важно, что российские граждане будут еще эффективнее защищать себя сами, когда государство этого не может.
- Я только вспоминаю о штурме Останкино, когда там существовала явная угроза жизни тем милиционерам, которые защищали Останкино.
- Это правда, несомненно так существовала угроза жизни и тем, кто сидел в Останкино. Я думаю, что там обе стороны были хороши.
- Игорь, еще один момент. Я помню, и ты, и "ЯБЛОКО" всегда выступали за реформу в армии. Как сейчас в этом смысле отношения с Президентом Путиным? Находит ли он поддержку вашим идеям, вашим попыткам? Возможно ли в ближайшее время провести эту реформу? Есть ли для этого средства? Каковы взаимоотношения в структуре власти ГД - Президент- Правительство по этому вопросу?
- В декабре прошлого года состоялась встреча фракции "ЯБЛОКО" с Президентом, и в том числе вопрос военной реформы был внимательно обсужден. Уровень откровения и конструктивности этой беседы меня поразил. И после этого была создана специальная рабочая группа. С нашей стороны ее возглавляет Алексей Арбатов, который начал работу с прежним министром обороны и с нынешним министром обороны по проблеме создания профессиональной армии. Как Вы знаете, Лев, у нас очень много экономистов, мы провели специальные расчеты, которые показывают, что в принципе 1% российского бюджета достаточно, чтобы в течение года сформировать контрактную армию в РФ. Мне понятно, что существуют другие ограничения - законодательные, организационные... За год, за полтора, за два это можно было сделать. По сути это привело бы к ограничению воинского призыва и к последующей отмене. При том, что в военное время закон о воинской повинности должен неуклонно выполняться, резервисты и военнообязанные должны проходить военную службу. Но в отношении срочной службы - это была бы кардинальная перемена. Кроме этого, это была бы перемена во взаимоотношениях общества и армии, внутренних отношений в армии, увеличения профессионализма и боеготовности. Коротко эту проблему можно сформулировать так: если бы мы ускоренно шли к формированию контрактной, профессиональной армии, то мы не проиграем войну в будущем и последующем где0-нибудь на востоке или юге страны. Это имеет стратегическое и историческое значение. Не дай Бог такое случится. Поэтому эти предложения рассматривались, но, к сожалению, никакого движения в этом направлении к переходу на контрактную армию нет.
- Движения нет. И сейчас осенний призыв. Игорь, десять секунд на ответ: в ближайший год вы сумеете продвинуть реформу или нет?
- Если бы у нас было 200 депутатов в ГД, я бы ответил более утвердительно. Сейчас скажу, что мы сделаем все, что в наших силах.
- Спасибо большое. Игорь Артемьев - заместитель Председателя фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе.

"Эхо Петербурга", 3 октября 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Игорь Артемьев



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]