[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Екатерина ВАСЕНИНА, интервью с Евгением Бунимовичем
Мне кажется, что я начальник ЖЭКа, хоть и от культуры
"Новая газета", 6 декабря 2001 г

Е.Бунимович

Евгений Бунимович - преподаватель математики в школе ¹ 710, автор 25 школьных учебников по этому точному предмету, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат медали К.Д. Ушинского - высшей награды Министерства образования России. При вручении медали, которое состоялось на днях, Юрий Лужков отметил "в высшей степени эффективную работу Бунимовича" как в школе, так и в Московской Думе.
Депутатом Московской городской Думы Евгений Бунимович стал в 1997 году. Поэт и учитель математики, силою вещей он занимается в МГД (наряду со своим округом - Фили, Кунцево, Крылатское) вопросами образования и культуры. И этот "эксперимент на московском интеллигенте", пришедшем во власть, оказался весьма удачным.
А цивилизованный менеджмент культуры в масштабах г. Москвы оказался точной наукой. И цепочкой задач, поддающихся решению.
Среди этих задач - наконец выстроенный (котлован за забором горожане наблюдали лет десять) Центр Мейерхольда на Новослободской, новое здание Театра Анатолия Васильева на Сретенке, новый Закон об охране памятников, московский Закон об образовании, строительство нового здания СТД на Страстном бульваре, фестиваль 14-18-летних поэтов и издание сборника их стихов.
И право, во всей этой деятельности тоже слышен разумный, спокойный, отшлифованный образовательным цензом голос москвича, который понимает, что делать, потому что делает "все это" для себя и себе подобных.
Мы записали монолог Евгения Бунимовича, депутата и человека…

– Меня долго не покидало ощущение, что я начальник ЖЭКа, пусть и от культуры, - там протекают потолки, здесь нужен ремонт, потом не платят зарплату, в библиотеках сыро... Сейчас Музей Тропинина (любимый мной с детства осколок довоенного Музея московского быта XIX века, кстати сказать) - в ужасном состоянии, надо приводить его в порядок.
При этом я не менеджер! Просто у нас по-прежнему нет четкой структуры культурного администрирования и управления.
На недавнем Гражданском форуме я вел дискуссию по образованию и начал с программы "За стеклом". Беспокоит в ней всерьез не эротический момент (которого на ТВ и без них хватает). А то, что люди, которые прошли кастинг, которых столько времени отбирали, совершенно не могут никак заполнить свое время и пространство!
Самая жесткая проблема нашей школы и вузов - не прозрачность финансовых механизмов и честные экзамены (при всей важности этих проблем!), а содержание образования.
Студентов и школьников учат решать задачи, но они по-прежнему неспособны на проективную деятельность, потому что мы не воспитываем в них способность к творчеству. "За стеклом" разместилось зеркало нашего образования.
И не только "за стеклом". На Западе нет ученого, не умеющего написать заявку на грант, например. Это часть его работы. Часть борьбы за будущую лабораторию или книгу... А нас не учили добывать деньги, искать новые формы работы, писать проекты и программы. И это - проблема.
...Приходит деятель искусства с какой-то идеей. Ее надо, в общем-то, не проговаривать! А изложить на бумаге в виде проекта. Оценить его стоимость. Описать этапы реализации.
Люди получают такую задачу. После этого половина из них в МГД не возвращается.
...Это значит, что всю практическую работу по формулированию бизнес-плана должен делать кто-то другой.
Но там, где это сделано, где художник считает свои планы очень важными и методично их реализует, многое и реализуется.
"Москва и москвичи", Дума и деятели культуры, город и люди вполне способны понять друг друга. И из их взаимодействия что-то получится.
Центр Мейерхольда, например, - очень важный объект. У них есть своя программа, посвященная Антонену Арто. Я, может быть, не уверен в том, что это самая актуальная сегодня фигура, но у них в связи с этим именем предельно четко выстроена своя политика. Я как чиновник большего и желать не могу...
Важно, что Центр построен по московскому закону "О льготе по налогу на прибыль". Весь ЦиМ с его залами-трансформерами, отличным оборудованием, блеском никеля в кофейнях, серым элегантным картоном "приглашений", "суворовской зеленью" стен, чистотой, экспериментальными спектаклями молодых режиссеров, книжными киосками "О.Г.И.", мастер-классами, лохматыми (или, наоборот, очень подтянутыми) студентами на лекциях и спектаклях - весь он в известном смысле есть этот овеществленный закон.
И - четкость собственного проекта. Второй слон, на котором стоит ЦиМ.
...Еще один пример четкого взаимодействия города и людей, пример "людей культуры", которые знают, как реализовать то, что считают о ч е н ь важным, хотят это сделать и делают поэтапно, - Московский дом фотографии. За пять лет деятельности их узнала вся Москва. Теперь появился собственный выставочный центр на Остоженке. (Кстати, тут реализовался тот же просветительский рефлекс - лекции там уже читают, откроется и Школа фотографии).
"Норд-Ост" в Печатниках - еще один проект, который поддержала Московская Дума. Потому что его проект был хорошо прописан и просчитан. Они отлично вписались в "идеологию грантов". Просили денег с условием возврата - это очень важно. Возвращают в первую очередь билетами: "Два капитана" - вполне универсальный сюжет. Мюзикл этот годится и для ветеранов, и для школьников. Это уже совсем другие взаимоотношения. По закону о льготе по налогу на прибыль они получили некоторую сумму, у них льготы по рекламе, но не надо забывать, что они обустраивали московское пространство: был заброшенный ДК, а теперь - вполне цивилизованное место. Они создали еще одну активно существующую культурную точку, которая вписывается в столичное пространство.
...И прекрасно, что "Норд-Ост" и, скажем, спектакли Анатолия Васильева так отличны друг от друга. Москва и должна быть мультикультурной - уже потому, что является многомилионной!
При этом мультикультурная многомилионная Москва вся состоит (должна состоять!) из чьих-то малых родин. И почему все должны ездить на маленький центральный пятачок? И почему все новое должно тесниться в границах Садового кольца? В Кунцево, например, есть ДК "Зодчие" - его отремонтировали, выделили деньги на оснащение сцены. Центр режиссуры Рощина и Казанцева в скором времени сможет использовать ДК как свободную сценическую площадку.
Вот еще объект - Провиантские склады напротив метро "Парк культуры". Они построены по проекту Стасова. Там долго располагались гаражи... Их вывели. Я настойчиво добиваюсь, чтобы в этих корпусах открылся Центр современного искусства. (Эти огромные "коробки" с благородными фасадами, но без интерьера, очень удобны для выставок, там можно устроить настоящий "московский Бобур", аналог парижского Центра Помпиду.) Но пока нет концепции и грамотно прописанного проекта, ничего не будет.
...Естественно, встречается и, скажем так, явная, но не очень продуктивная творческая настойчивость (т.е. не очень продуктивная для города Москвы). Тут показательна история с неприсуждением художнику Александру Шилову звания почетного гражданина. (Я был категорически против этого. Но не потому, что мои вкусы не совпадают со вкусами обожателей Шилова. Личный художественный вкус чиновника, депутата МГД, вообще никакого отношения к политике города в области искусства не имеет.)
Вся деятельность Шилова - это тоже по-своему грамотный менеджмент. Он подарил городу картины, получил особняк. Почему-то это назвали меценатством. Так, может быть, мы наградим тогда за меценатство город, который подарил Шиловской галерее такое прекрасное здание напротив Кремля?
Меценатом был не Шилов, а Третьяков, который на свои деньги собрал коллекцию, построил здание и подарил все это городу. И наверное, поэтому Третьяковская галерея всем своим Ученым советом проголосовала против присуждения Шилову звания почетного гражданина - потому что это оскорбление памяти П. М. Третьякова. И пародия на само понятие меценатства.
Так что есть одержимость и одержимость. Энтузиазм и энтузиазм. Но известна ведь и такая форма самострахования социума, как разумные законы. (Известный пример: можно сразу дорожки проложить, а можно сначала посмотреть, как их люди протоптали, а потом асфальтировать. Так и законы надо принимать. Чтобы они были удобны для нормальных людей.)
Мы написали и приняли по-своему уникальный Закон об установке памятников в Москве. Не депутаты должны решать, какой памятник ставить, а прежде всего профессионалы. Собрали очень серьезную комиссию по монументальному искусству во главе с архитектором Сергеем Петровым, туда входят Алексей Комеч, Леонид Бажанов, Нина Молева, серьезная университетская профессура. Именно с этих людей (тоже очень разных!) должно начинаться обсуждение: а нужен ли такой памятник городу? Где он должен быть поставлен? И должен быть объявлен конкурс.
Весной на Арбате установят памятник Окуджаве работы Георгия Франгуляна. Был конкурс. И выиграл его хороший скульптор, с европейской репутацией, действительно соответствующий по духу, стилю, четкости, тонкости и романтической затейливости пластики и данной малой родине с ее лица необщим выраженьем, и стихам Окуджавы.
Есть прекрасное, еще античное понятие "гений места". Его всегда ценили поэты: по предложению Гете, например, в парке Веймара (где Гете сам, гуляя, многое написал) поставлен памятник гению, духу-хранителю этого старого парка.
Но ведь и у нас эти гении места есть! Забытые, замордованные, обиженные, они все-таки живут в этом городе и стоят нашей благодарности.
"Гению Арбата" изрядно досталось в разные годы. Но я думаю, что памятник Окуджаве работы Франгуляна его отчасти утешит. Это - в его духе...
И еще одна акция пройдет весной в Москве. Акция всемирная, но мы к ней присоединимся впервые. Это Дни исторического наследия - 18 апреля и 18 мая. Они должны стать Днями открытых дверей для всех правительственных учреждений, банков etc., занимающих исторические особняки.
Мэрия Москвы на Тверской, дом генерал-губернатора, первой откроет двери, покажет два великолепных зала - Белый и Красный. Надеюсь, МИД откроет двери особняка Морозовых на Спиридоновке, покажет городу шедевр московского модерна, одну из лучших работ Ф.Ф. Шехтеля (интерьеры этого здания до сих пор изучаются в художественных училищах - но по фотографиям).
Мы не будем всех заставлять открываться в первый же год. Но если ты не открыл свои интерьеры, уверяя, что они у тебя отреставрированы, это вызывает вопросы как у Думы, так и у Московского комитета по охране памятников.
Такие Дни открытых дверей - это не только форма цивилизованного общественного контроля (чтоб и мысли не возникало, скажем, врезать в стену джакузи, уничтожая уникальный камин!). У нас есть в школах предмет "Москвоведение", и изучать его в классах - все равно что плавать на суше. В эти дни будем организовывать детские экскурсии, выпускать буклеты. Заместитель Лужкова по социальным вопросам Людмила Швецова предложила совершенно московский вариант: делать тематические автобусные экскурсии - "Москва армянская", "Москва грузинская", ведь Москва не только мультиархитектурный, но и многонациональный город...
...Можно делать то, что нужно делать, - трудно, медленно, нескладно, но делать можно. Можно отстаивать интересы образования и культуры. И даже лоббировать эти интересы, потому что всем ясно, что это не строительство коммерческого жилья и не бензоколонки.
Я недавно был на юбилее Пушкинской библиотеки в Москве, которую открыла сто лет назад Московская городская Дума. Я сказал своим коллегам: чем занималась Мосгордума сто лет назад, уже никто не помнит, а вот Пушкинская библиотека как стояла, так и стоит и является памятником Московской Думе того времени.
А от Думы нашего времени останется вот это - Центр Мейерхольда, новое здание библиотеки имени Некрасова, театр Анатолия Васильева на Сретенке...
Хотя, по совести говоря, многие законы и социальные программы, написанные Московской Думой (в том числе при моем участии), только вступают в силу. И еще нужно будет отрегулировать их механизмы, добиться того, чтобы они работали. Чтобы стали привычными и естественными для города.
...Первый пункт в этом списке - повсеместная компьютеризация школ. Всерьез мы ею только начали заниматься.

Записала Екатерина ВАСЕНИНА
06.12.2001

"Новая газета", 6 декабря 2001 г

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]