[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Николай БРАТЧИКОВ - интервью с Сергеем МИТРОХИНЫМ
Правовой беспредел
Рыбак Приморья , 06.09.2001

 

«РП. Тихий океан» продолжает знакомить читателей с деятельностью фракции «Яблоко» в Государственной думе России, связанной с регулированием рыбохозяйственной деятельности. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью депутата Госдумы от «Яблока» Сергея МИТРОХИНА, которое он дал главному редактору «Рыбака Приморья» Николаю БРАТЧИКОВУ.

- Еще на первом съезде рыбаков России остро был поставлен вопрос: у отрасли нет защитника ни в правительстве, ни в Госдуме. Почему? Может быть потому, что в последние три года не было выработано никакого курса. На местах - браконьерство, а в верхах - мафия. Таково мнение простых дальневосточных рыбаков. Что скажете по этому поводу вы, как прокомментируете?

- Вероятнее всего, это равнодушное отношение правительства к проблемам рыбаков, чехарда в руководстве Госкомитета по рыболовству, постоянная смена вывески - то Департамент по рыболовству Минсельхозпрода, то Комитет по рыболовству, затем Госкомрыболовства РФ. Вряд ли все это могло способствовать сохранению рыбной отрасли, а также разработке стратегии развития рыбного хозяйства России. Была допущена масса ошибок, как в Москве, так и на местах. Практически рыбаки стали беззащитными перед правовым беспределом, который существует в отрасли и вокруг нее. Нам небезразлична судьба Дальнего Востока, которая непосредственно связана с существованием рыбохозяйственного комплекса в Дальневосточном регионе.

- Может быть, наконец, «Яблоко» решило как-то курировать отрасль? Есть позиция борьбы за рыбацкие интересы в Думе...

- «Яблоко» не просто намерено курировать отрасль, оно уже делает это, о чем «РП» рассказывал на своих страницах. О наших следующих шагах в этом направлении мы обязательно проинформируем вас и читателей вашей газеты.

- Дважды Госдума отказывалась принимать проект парламентского запроса в адрес председателя правительства России Михаила Касьянова, ставящего ряд существенных вопросов по механизму распределения рыбных квот и целесообразности проведения аукционов по морским биологическим ресурсам, что означает неясность «правил игры». Что скажете, как экономист и политик, на однозначное мнение рыбака: аукционы являются самым разрушительным оружием, чтобы уничтожить рыбную отрасль, как таковую?

- Да, действительно в марте и апреле дума не приняла проект парламентского запроса в адрес председателя правительства РФ. И в этом случае фракциями, заблокировавшими запрос, были КПРФ и «Единство». В запросе «Яблоко» предлагало депутатам Госдумы выяснить у правительства ряд существенных вопросов по механизму распределения «рыбных» квот, в частности:
- какова очередность выделения квот с целью продажи иностранным государствам, продажи на аукционах, передачи субъектам РФ;
- оправдана ли стопроцентная продажа на аукционах в Москве квот на вылов наиболее ценных видов водных ресурсов;
- каким образом правительство предполагает обеспечить преимущественное право на использование живых ресурсов жителями и коренными малочисленными народами Севера и Дальнего Востока (в соответствии с законом «Об исключительной экономической зоне РФ»);
- рассматривается ли правительством РФ возможность допуска заявителей к участию в аукционах на основе конкурсов, в ходе которых учитывались бы такие факторы, как добросовестность заявителей при уплате соответствующих налогов, наличие к ним претензий со стороны правоохранительных органов, объем инвестиций в рыбоперерабатывающие предприятия, воспроизводство водных биологических ресурсов;
- предусматривается ли российским правительством предоставление гарантий по кредитам рыбодобывающим предприятиям в случае, если будет иметь место не возврат этих кредитов вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Поскольку Госдума не приняла проект парламентского запроса, лично мною был направлен запрос Касьянову (материал об этом опубликован в выпуске «РП. Тихий океан» 3 августа 2001 г. – прим. ред.). В конце июля формально ответ был получен, однако многие вопросы так и остались без ответа.
Кроме того, мы просили председателя правительства рассмотреть вопрос о недопустимости участия в аукционах иностранцев на тех же условиях, что и российских заявителей (учитывая, что иностранные заявители находятся в заведомо более выгодных экономических условиях). Отсутствие до сих пор закона о рыболовстве, который был отклонен президентом РФ, к сожалению, не позволяет решать многие вопросы рыбной отрасли. Одним из существенных вопросов является механизм распределения рыбных квот и целесообразность проведения аукционов по продаже морских биологических ресурсов. Вопрос не праздный и очень болезненный для всех рыбаков России, и в первую очередь, для дальневосточников.
Как всегда в этом вопросе наша страна отличилась. Даже в высокоразвитых странах со сложившимся развитым капитализмом не додумались продавать квоты на рыбу и морепродукты в своей 200-мильной экономической зоне. При этом были нарушены и Конституция РФ, и другие федеративные законы.
Что подразумеваем мы под прозрачностью процедуры проведения аукционов? Наверное, аукционы имеют право на существование, но какова форма их осуществления? Доходит до смешного, когда на аукционы выставляются липарисы и акулы в 200-мильной зоне, которые никогда не были объектом промысла на Дальнем Востоке. Что это: незнание реальной обстановки или желание пустить все на продажу? Регулярно российскими рыбаками не выбирается тихоокеанская сайра и, вместо того, чтобы привлечь рыбаков на проведение промысла, ее тоже записывают в платные квоты, и большая часть не выкупается. В течение последних десяти лет рыбная отрасль подвергалась серьезным изменениям, которые в значительной степени повлияли на снижение ее потенциала. Повлияли ли аукционы на этот процесс? Это видно по сегодняшней ситуации на Дальнем Востоке. Аукционы проводятся без учета интересов рыбаков и субъектов Федерации.
Без ресурсов остались многие прибрежные города, поселки, деревни, основой жизнедеятельности которых являлась добыча рыбы и морепродуктов. К чему это может привести, видно невооруженным взглядом: оставшимся без работы людям ничего не остается как заниматься браконьерством или покидать свои места жительства.
Рапорты о получении значительных сумм денег после проведения аукционов можно оценивать по-разному. С одной стороны, бюджет получает деньги, а с другой стороны, кто знает, сколько потом потребуется средств из бюджета, чтобы вывезти людей из рыбацких поселков, деревень, находящихся в районах Крайнего Севера. Думается, что эта сумма будет гораздо больше. Мы надеемся, что правительство пересмотрит в корне свой подход к проведению аукционов.

- «Яблоко», бесспорно, право, что некоторым нынешним администрациям краев и областей Дальнего Востока нет дела, как будет здесь развиваться рыбная отрасль. Сахалин, к примеру, занят освоением нефтяного шельфа. Камчатка, выражая явное пренебрежение к рыбацким проблемам, сгибается в угодничестве перед федеральным центром: «Что скажете-с?». Не погубит ли эта разобщенность и увлеченность иным хозяйствованием главный рыбный цех России? В чем и как, на ваш взгляд, заключается комплекс проблем по сбережению здешних рыбных ресурсов?

- Думается, что отношение администраций краев и областей Дальнего Востока к развитию рыбной отрасли не столь однозначно, как сказано в вашем вопросе. К сожалению, присутствие в регионах определенного местничества приводит к разобщенности рыбаков на Дальнем Востоке в отстаивании своих интересов. Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока един, и ни в коем случае нельзя его дробить, растаскивая по своим маленьким «квартиркам».
В чем же заключается необходимый комплекс мер по сохранению рыбных ресурсов дальневосточных морей? В первую очередь необходима четкая законодательная база, которая позволила бы вести рациональный промысел в дальневосточных морях с учетом интересов всех субъектов Федерации на Дальнем Востоке. Во-вторых, это борьба с браконьерством, которая может вестись только единым фронтом. При этом нельзя уповать только на ужесточение контрольных функций фискальных органов. Часто поступают жалобы от законопослушных рыбаков на действия ФПС, когда за сутки бывает несколько проверок. С другой стороны, в январе-феврале промысловый и контрольный лов крабов был закрыт, а несколько тысяч тонн крабов поступило на рынок Японии. Почему? Необходимо создавать и экономические условия для эффективной работы рыбохозяйственного комплекса в РФ (это и оформление судов в своих портах, и создание условий для реализации продукции, и т.д.). Не будем говорить здесь о том, что очень часто для российских рыбаков выгоднее зайти в иностранный порт и получить там деньги за свою продукцию практически в тот же день.

- Над Дальним Востоком витает идея: идти во что бы то ни стало на промысел в открытый Тихий океан, в зону иностранных рыболовецких держав. Способно ли государство нынче поддержать испытанный ранее проект политически, практически, научно? А может, это напрасное отвлечение сил и средств и создание вакуума для широкого иностранного вторжения в Берингово, Охотское моря, в Южно-Курильский промысловый район?

- Эта идея не раз уже озвучивалась в СМИ. Вероятнее всего, снятие промысловой нагрузки с собственных дальневосточных морей необходимо. А это возможно, только если переориентировать часть крупнотоннажного флота в другие районы промысла, находящиеся за пределами 200-мильной экономической зоны. Государство в настоящее время должно поддерживать эту идею, основываясь на данных науки экономически и политически, так как это позволит определенным образом снизить нагрузку на биологические ресурсы дальневосточных морей, позволит использовать их в щадящем режиме, а также даст дополнительную рыбную продукцию для России.
Вытеснение иностранного флота из российской экономической зоны должно будет также способствовать сохранению ресурсов в Японском, Охотском и Беринговом морях, но это не панацея от всех бед.
Для изменения ситуации необходима разработка основных стратегических направлений развития рыбного хозяйства России, а также политическая и экономическая поддержка государства.

- Как вы относитесь к новым сменам руководства в Госкомрыболовства и способности его рационально вести дело отрасли?

- В свое время мы критиковали нового главу Госкомрыболовства за его работу в Приморском крае, но, надо отдать ему должное, заняв пост председателя ГКР, он привел с собой профессионалов. Мы знаем, что впервые за 5 лет была проведена коллегия Госкомрыболовства, на которой обсуждались перспективы развития отрасли. Будем ждать результатов его работы и тогда оценим эффективность.


Рыбак Приморья , 06.09.2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сергей Митрохин



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]