[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]

Андрей Яшник

Константин Клюшкин: "На губернаторское кресло не претендую"

"Новая газета" в Твери, 17 января 2001 г.

Прошло более года со времени выборов депутатов Госдумы, губернатора области, прошли выборы Президента РФ и почти всех органов местного самоуправления. Активное участие во всех выборах принимали партии и движения, которые представлены в Госдуме. В своих программах на федеральном уровне они провозглашали в той или иной форме лозунг "Повышение жизненного уровня населения". Редакция "Новой газеты" в Твери", понимая, что повышение жизненного уровня населения может произойти только за счет успехов в экономике начинает публиковать серию интервью с лидерами партий и движений в Тверской области, представленных в Госдуме, на тему "Партия (движение) и экономика".

Беседа состоялась с областными лидерами "Яблока", ЛДПР, "Единства", "Отечества". Лидер тверских коммунистов Вячеслав Зорькин от интервью отказался.

Сегодня собеседник "Новой газеты" в Твери" - руководитель регионального отделения объединения "Яблоко" Константин Клюшкин.

- Тема нашего интервью "Партия и экономика". Имеется ли программа деятельности вашей партии в области экономики на региональном уровне?

-Да, "Яблоко" - одна из немногих партий, если не единственная, которая четко и без обиняков говорит о том, что будет делать в случае своего прихода к власти. К сожалению, другие партии, в том числе и правящая как на федеральном, так и на областном уровнях партия "Единство", этого не делают. В итоге мы до сих пор не имеем ни на федеральном уровне, ни на областном мало-мальски осмысленной стратегии развития. В области отсутствует даже надлежащим образом утвержденная структура управления.

Что касается конкретных аспектов нашей партийной программы в области региональной экономики, то вкратце, не вдаваясь в подробности в силу ограниченности времени и пространства газетного интервью, они заключаются в следующем:

  • устранение резких региональных диспропорций, поддержка депрессивных регионов, зон экологического бедствия и территорий с тяжелыми климатическими условиями;
  • создание "эффекта локомотива", позволяющего отстающим регионам использовать преимущества, возникающие вследствие развития регионов-лидеров;
  • содействие федерального центра развитию регионов через использование из невостребованных экономических, культурно-исторических и природно-климатических ресурсов.

- Какая экономика, на ваш взгляд, должна быть в области: либеральная рыночная, регулируемая рыночная, плановая и т.д.?

- Во-первых, в области может быть только та экономика, которая существует в стране в целом. Во-вторых, "регулируемая рыночная экономика" - это такой же кентавр, который существует только в мифах, только в данном случае не в древнегреческих, а в советских. В-третьих, свою экономическую идеологию "Яблоко" формулирует как социально-ориентированную рыночную экономику. Для нас это означает: достижение на базе частной собственности и высококонкурентной рыночной экономики таких социальных целей, как рост доходов населения, укрепление системы социальной защиты нетрудоспособных, обеспечение доступного образования в России, начиная со школы, сохранение и развитие передовых направлений российской науки, надежное и доступное здравоохранение, сохранение и приумножение культурного многообразия и духовного наследия.

- Существует ли прототип экономики, на который ориентируется ваше движение?

- Да, мы считаем, что российский народ имеет и право, и возможности жить не хуже финнов, австрийцев "и разных прочих шведов", что наши пенсионеры и ветераны должны иметь те же социальные блага, что и их сверстники в той же Германии. Мы уверены, что если бы в России "Яблоко" было правящей партией, за четыре-шесть лет мы достигли уровня жизни современных Чехии, Венгрии или Польши. Но когда мы открыто и честно говорим об этих своих ориентирах, наши недобросовестные конкуренты, одни из которых за семьдесят лет пребывания у власти довели некогда богатую страну до талонов и хлебных карточек, а другие за десять лет выведшие Россию на первые места в мире по уровню преступности и коррупции, начинают обвинять нас в поклонничестве перед Западом.

- Вы поддерживаете отечественного производителя или потребителя? Вопрос в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию.

- Поскольку, как уже было отмечено, "Яблоко" выступает за частную собственность и конкурентную рыночную экономику, поддержка российского предпринимателя является одним из важнейших направлений партийной программы. В чем это выражается? Прежде всего, наша программа предполагает осуществление кардинальной налоговой реформы, лозунгом которой выступает снижение ставок и вычет затрат в обмен на легализацию теневых доходов. Можно перечислить конкретные меры, предлагаемые "Яблоком" в области совершенствования системы налогообложения, но это потребует много времени. Хотелось бы только обратить внимание, что порядка 70% предложений "Яблока" по данному вопросу было учтено правительством при внесении изменений в Налоговый кодекс и при формировании проекта федерального бюджета на 2001 год.

Помимо реформирования налоговой системы, партийная программа "Яблока" в интересах российских предпринимателей предлагает целый ряд конкретных мер, связанных в частности со стимулированием инвестиций, банковской реформой, поддержкой малого предпринимательства. При этом следует иметь в виду, что "Яблоко" предлагает и поддерживает только такие меры, которые, улучшая предпринимательский климат, не ухудшают положение потребителей. Например, предложения, реализация которых приводит к тому, что российский потребитель остается один на один с российским монополистом, использующим свое положение для сбыта низкокачественной продукции по монопольно высоким ценам, "Яблоком" не поддерживаются.

Что касается наших возможностей реализовать свои программные положения в Тверской области, то они пока сильно ограничены. Так, по предложению Тверского союза промышленников и предпринимателей нами еще в 1998 году был подготовлен проект областного закона о стимулировании малого предпринимательства. Законопроект был одобрен и тогдашним председателем подкомитета Госдумы РФ по малому и среднему бизнесу И.Д. Грачевым, и Институтом стратегического анализа развития предпринимательства Администрации Президента РФ. Вот только областная администрация приняла его в штыки, поскольку незадолго до этого провела через Законодательное Собрание свой законопроект о поддержке малого бизнеса. Последствия принятия закона в редакции, предложенной областной администрацией, не замедлили сказаться: в 1999 году произошло снижение по сравнению с 1998 годом числа малых предприятий на 1,4%, числа занятых в сфере малого бизнеса - на 2,7%, объема производимых малым бизнесом товаров и услуг - на 1%, а инвестиций - на 11,4%. Последняя цифра особенно настораживает, поскольку дает основания предполагать дальнейшее снижение показателей малого бизнеса в нашей области.

- Что вы ставите во главу угла в аграрной реформе: собственность на землю или управление аграрным сектором экономики?

-У "Яблока" есть специальная так называемая крестьянская программа, в которой содержатся конкретные предложения по реорганизации нашего аграрного сектора. Вкратце основные положения этой программы сводятся к следующему. "Яблоко" признает частную собственность на землю, но не считает приватизацию земельных участков делом первостепенной важности. Слишком коррумпирована наша нынешняя власть, чтобы сегодня начинать приватизацию сельскохозяйственных угодий. По мнению "Яблока" земли сельскохозяйственного назначения должны находится в частной собственности у тех, кто их обрабатывает. Программа "Яблока" исходит из необходимости государственной поддержки сельского хозяйства, но не по принципу "размазывания масла по бутерброду", как это делается на протяжении последних десятилетий, когда скудные средства бюджета распределяются между всеми хозяйствующими на селе субъектами. Необходимо концентрировать ресурсы для поддержки наиболее сильных, перспективных хозяйствующих субъектов.

-Ваша партия поддерживает администрацию области, города или находится в оппозиции? В чем это выражается?

-Мне кажется, правильнее было бы сказать, что администрация области находится в оппозиции к "Яблоку". Например, еще в 1996-1997 годах мы направили губернатору ряд предложений, связанных с формированием благоприятного инвестиционного климата в области. В ответ получили лишь оскорбления с телеэкрана. Хотя сегодня многое из того, что четыре года назад предлагали мы, предлагает и А.А. Строев. Даже чуть ли не теми же словами. Но на него губернатор "кобелей не спускает". Кстати, наши предложения в некоторой степени были использованы в Новгородской области. Притчей во языцех стали уже сравнения инвестиционного климата, как, впрочем, и уровня развития экономики в целом, у нас и на новгородчине.

-Представим ситуацию. -Вы, как лидер, стали руководителем области или города. Вы будете воплощать идеи партии в жизнь или вы выйдете из партии?

-Прежде всего, ни на губернаторство, ни на мэрство я замахиваться не собираюсь. Равно как и выходить из "Яблока". Если же чисто в порядке гипотезы порассуждать на тему "Если бы директором был я...", то можно было бы в соответствии с программными установками "Яблока" предложить следующее:

  • Во-первых, необходимо серьезно реорганизовать существующую структуру управления областью. Численность работников государственного аппарата, финансируемых за счет областного бюджета, в 1997 году составляла 756 единиц. Проектом бюджета на 2001 год планируется содержание уже 1723,5 единиц работников. Для широкой публики губернатор заявляет о сокращении численности администрации на 10%. В проект же бюджета закладывается увеличение численности аппарата на 8%. Вследствие такой политики доля расходов на государственное управление в структуре расходов областного бюджета выросла с 4% в 1996 году до 10% в первой половине 2000 года. Причем именно доля, а не абсолютное значение, рост которого можно было бы объяснить инфляцией. В итоге мы имеем чрезвычайно разбухший чиновничий аппарат, стоящий из многочисленных звеньев, деятельность которых плохо согласуется между собой. Необходимо, на мой взгляд, ввести численность структур исполнительной власти области в "границы 97-го года", четко определив полномочия, а главное, ответственность каждого структурного подразделения.
  • Во-вторых, необходимо наконец-таки создать систему управления государственным имуществом, включая соответствующую нормативную базу. Результатом управления государственным сектором экономики является прогнозируемое комитетом экономики областной администрации уменьшение совокупной стоимости собственного капитала 127 государственных унитарных предприятий Тверской области с 711,1 млн. руб. в 1999 г. до 509,1 млн. руб. к 2001 году, уменьшение совокупной стоимости реализованной продукции этих предприятий за тот же период с 742 млн. руб. до 576, 2 млн. рублей. Численность занятых на этих предприятиях по прогнозам сократится с 7 571 до 4 193 человек. Зато увеличится просроченная кредиторская задолженность этих предприятий с 67,7 млн. руб. до 107,1 млн. руб.

    На протяжении ряда лет размер поступающих в областной бюджет дивидендов на принадлежащие области акции в уставных капиталах 21 акционерного общества составляют 10 тыс. рублей. Поскольку такая же величина заложена в проекте областного бюджета и на 2001 год, можно предположить, что администрацию такое положение дел вполне устраивает. Между тем, совокупный объем государственного пакета акций в уставных капиталах 21 акционерного общества по состоянию на апрель 2000 г. составлял 29 785 тыс. рублей. Иными словами, уровень доходности государственного капитала - 0,03 копейки в год с 1 рубля в уставном капитале. Видимо, три сотых копейки с рубля - наиболее адекватная оценка эффективности управления, осуществляемого областной администрацией.

  • В-третьих, необходимо навести порядок со сбором налогов. Сопоставьте две цифры: объем накопленной недоимки в бюджет Тверской области на 1 октября 2000 г. составил 2 422 228 тыс. рублей, а общий объем налоговых поступлений в бюджет области в 2000 году по оценке финансового департамента составил 2 867 544 тыс. рублей. Цифры вполне сопоставимые. Но ведь это означает слабую работу администрации по организации сбора налогов. В итоге, как свидетельствуют данные ФАПСИ, наша область занимает одно из последних мест в России по уровню собираемости налогов. Не принимать эффективных усилий по сбору налогов в сложившейся ситуации может только "крыша" недобросовестных налогоплательщиков.
  • В-четвертых, необходимо снизить налогов бремя на предпринимателей. Реализация первых трех направлений позволит создать в бюджете возможности для того, чтобы хотя бы те налоги, которые идут в областной бюджет, взимать не по максимальной ставке. А это, в свою очередь, позволит заложить основы для улучшения инвестиционного климата в области, поскольку сделает налоговый климат в области чуть более привлекательным, чем в соседних регионах. А иначе предприниматели и инвесторы так и будут шарахаться от нашей области, как черт от ладана. И никакие зазывные плакаты вдоль магистралей не помогут.
  • В-пятых, необходимо, наконец, на деле, а не на словах создать условия для форсированного развития малого предпринимательства. Я уже говорил о том, что соответствующий проект закона подготовлен нами еще 2,5 года назад.

Вот так бы я начал воплощать идеи партии в жизнь, "если бы директором был я". -Как вы представляете себе фразу: "Россия вышла из кризиса"? Ваше видение перспектив выхода Российской Федерации из кризиса?

Для меня выход России из кризиса будет выражаться в том, что в ночь под новый год каждый житель нашей страны, оглядываясь на прожитый год, сможет найти какие-нибудь улучшения, произошедшие в его жизни. Либо переезд в новую, более просторную квартиру, либо смена работы на более высокооплачиваемую, либо рождение ребенка и т.д. К сожалению, в прошедшем году далеко не каждый, и даже не каждый второй смог это сделать.

Что касается перспектив выхода России из кризиса, то пока они весьма туманные. Уже второй год длится "антитеррористическая операция" в Чечне, где гибнут десятками наши ребята и пропадают без следа наши деньги. От серьезных энергетических катаклизмов спасает только Господь Бог, не дающий ударить настоящим русским морозам. От инфляции правда, никто и ничто не спасает. Только премьер-министр ничтоже сумняшеся уверяет нас, что "инфляция в ноябре снизилась по сравнению с летним периодом". Как будто мы в магазины не ходим. Но самое печальное, что продолжается отток интеллекта за рубеж.

И все-таки я надеюсь, что власть одумается и возьмет на вооружение "яблочные" рецепты. Вот тогда, как говорится, "все у нас получится". Лишь бы это не произошло слишком поздно...

"Новая газета" в Твери, 17 января 2001 г.

обсудить статью на тематическом форуме

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]