|  ВЕДУЩИЙ: Между тем, когда наблюдатели говорят о возможном 
                системном кризисе в российских верхах, имеется в виду не только 
                это дело Бородина. Это и новые осложнения отношений между правыми 
                и президентом. Тема новых сегодняшних споров к законодательной 
                поправке, которую президент сначала предложил, а потом взял обратно. 
               
                Репортаж Константина Точилина  КОРР.: Сначала о том, что это были за поправки. По Конституции 
                России арестовать или задержать гражданина, произвести обыск можно 
                только по решению суда. Конституцию приняли еще в 1993 году, но 
                до сих пор действует старый Уголовно-процессуальный кодекс, и 
                соответственно, для ареста или обыска достаточно санкции ФСБ, 
                милиции или прокуратуры. То есть, к примеру, следователь прокуратуры, 
                который решил арестовать гражданина, сам и выписывает постановление. 
                Он не обязан никого убеждать в справедливости и обоснованности 
                этого шага. Если бы поправки были приняты, тот же следователь 
                должен сначала убедить суд в необходимости задержания, привести 
                веские аргументы. Дума и так заведомо положительно относится ко 
                всем президентским инициативам, а эту, безусловно нужную и справедливую, 
                просто приняла на ура. За высказались представители практически 
                всех фракций, от прокремлевских "медведей" и непредсказуемых 
                жириновцев до умеренно-оппозиционных правых. Однако восторги оказались 
                преждевременными, президент свои поправки отозвал. Мотивировка 
                такая: принятие поправок повлечет крупные расходы, полтора миллиарда, 
                которые не предусмотрены в бюджете. К тому же потребуется большее 
                количество судей, а их надо успеть подготовить. Аргументы выглядят 
                убедительно, но зачем тогда было эти поправки с такой помпой вносить? 
                Неужели в общем-то очевидные вещи не были понятны разработчикам? 
                Почему Кремль осенило только сейчас? Такими вопросами задаются 
                многие депутаты.  Павел Крашенинников, председатель Комитета ГД РФ по законодательству: 
                Если права не обеспечены финансированием, они превращаются в фикцию, 
                и это, конечно, очень плохо. Но при этом плохо то, что это просчитывается 
                не во время внесения, а во время отзыва.  КОРР.: Предельно близкий к Кремлю лидер Единства Грызлов 
                ясности не внес, еще раз повторив аргументы президента.  Борис Грызлов: Посчитали, сколько же это потребует ресурсов, 
                
                сколько ресурсов не только финансовых, но и кадровых, и было принято 
                
                решение об отзыве, потому что необходимо уточнить эти поправки. 
                
               КОРР.: Сергей Иваненко из Яблока уверен, что на президента 
                оказали давление руководители силовых структур, ведь принятие 
                закона сильно уменьшало их могущество.  Сергей Иваненко, заместитель председателя фракции "Яблоко" 
                в ГД РФ: 
                Решение президента об отзыве законопроекта является шагом политическим 
                
                и крайне опасным. Это решение президента показывает, что он находится 
                
                под сильным давлением силовых ведомств и его возможности в принятии 
                
                решения, как показал этот опыт, сильно ограничены. 
               КОРР.: Однако версия с давлением силовиков как-то не очень 
                вяжется с имиджем президента Путина, на которого не так просто 
                надавить. Либо Путин не тот человек, за которого нам его выдавали, 
                либо здесь что-то не так. Можно, конечно, предположить, что это 
                элементарная российская накладка, но опять же, это не вяжется 
                с имиджем президента, полковники КГБ так не ошибаются, школа не 
                та. Если так, то вполне вероятен такой вариант: Кремль действительно 
                обеспокоен своим имиджем, в последнее время одна только Генпрокуратура, 
                действуя явно по команде сверху, наломала немало дров. Совершенно 
                логично выступить с какой-нибудь инициативой по защите прав человека, 
                выступить громко, чтобы общественность прониклась либерализмом 
                российского лидера. Вот и появились поправки. Никакой реальной 
                необходимости в них не было. Во-первых, точно такие поправки Яблоко 
                внесло еще в прошлом году.  Сергей Иваненко: Яблоко внесло в ноябре месяце законопроект, 
                
                который, будем так говорить, предвосхитил все то, что содержалось 
                в 
                проекте, внесенном президентом. 
               КОРР.: Да и без Яблоко все эти нормы и так присутствуют 
                в проекте нового Уголовно-процессуального кодекса, который как 
                раз обсуждается Думой. Итак, внесение поправок похоже на явную 
                декларацию. Однако не меньший смысл и в отзыве, смысл на сей раз 
                не имиджевый, а практический. Президент дал сигнал послушной думе, 
                что считает принятие таких поправок делом, может быть, и нужным, 
                но крайне несвоевременным. И теперь, когда депутаты будут обсуждать 
                те же поправки Яблока или новый УПК, они будут знать: президент 
                против. А практика показывает, что против президента Дума не пойдет. 
                Свое мнение Кремль высказал очень элегантно.  Сергей Иваненко: Все это мы будем рассматривать, но без поддержки 
                
                президента, и соответственно, пропрезидентских фракций трудно 
                будет 
                рассчитывать на успех. 
               КОРР.: Логика действий Кремля понятна: сейчас, когда не 
                все и не все еще в государстве под контролем сверху, добровольно 
                лишать себя той самой дубины крайне невыгодно, ведь после принятия 
                поправок та же Генпрокуратура из дубины превратится в обыкновенную 
                мухобойку. Одновременно появится реальная судебная власть, которая 
                пока лишь декларируется, а двуглавая властная вертикаль никому 
                не нужна.  |