[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Павел Нетупский
Второе дыхание "повременки"
"Деловая панорама", Санкт-Петербург, 4 марта 2002 года

Телефонисты и чиновники ведомства связи уверены в скорейшем введении повременной оплаты телефонных переговоров. Пока же парламентарии всех уровней поддерживают законопроект, предусматривающий предоставление абонентам возможности самостоятельно выбирать систему оплаты телефона.

"Антиповременный" закон поддерживает группа депутатов - защитников прав потребителей - и Законодательное собрание Омской области (см. "Деловая Панорама" №02/2002). Он предусматривает, что абонент сам решает, по какой системе платить: абонентской (фиксированной) или повременной. За принятие законопроекта в первом чтении в мае 2001 года проголосовало 62% депутатов. По словам первого заместителя министра по связи и информатизации Юрия Павленко, омский проект был снят с рассмотрения. На самом деле его рассмотрение перенесли на 6 марта. В минувшую среду проект против "повременки" поддержало Законодательное собрание Петербурга.

Минсвязи разработало новую альтернативную редакцию закона о связи. О "повременке" там нет ни слова: вводить ее будут операторы связи по согласованию с госорганами. Как сообщил Юрий Павленко, в конце марта планируется передача проекта в правительство России. Чиновники ведомства связи и представители компаний электросвязи не сомневаются, что депутаты фактически одобрят "повременку".

Социальный выбор

Обе стороны спора ссылаются на "благополучие населения и социальную справедливость". "Кто больше говорит - пусть больше и платит, - заявляет генеральный директор ОАО "Инвестиционная компания связи" ("Связьинвест") Валерий Яшин. - Если предоставить возможность выбирать, малоговорящие абоненты выберут "повременку", а многоговорящие - абонентскую плату. В результате доходы операторов резко снизятся".

Юрий Павленко утверждает, что предоставление абоненту права выбора противоречит Гражданскому кодексу: "Согласно статье 426 ("Публичный договор") цена работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей". "Из статьи 426 вовсе не следует, что всем потребителям должна предлагаться только "повременка", - разъясняет депутат Александр Шишлов. - Смысл этой статьи в другом: не должно быть такого, чтобы одному потребителю предлагалась только абонентская оплата, другому - только "повременка", третьему - выбор между двумя системами оплаты, да еще и по разным ценам".

Телефонный базар

Неприятие повременной системы кроется отчасти в низком качестве связи у традиционных операторов и увеличением затрат на телефон. Между тем Юрий Павленко признает, что в 90% случаев повременный учет в России введен "неправильно". "На прошлой неделе мы "зарубили" проект введения "повременки" в Москве, предложенный ОАО "Московская городская телефонная сеть". Они предложили фиксированную плату в размере 80% от действующей абонентской. В нее включается определенное количество бесплатных минут. Но это незаконно, поскольку фактически абонент вынужден оплачивать навязанные услуги.

По нашему мнению, фиксированная плата должна составлять примерно 20-40% абонентской, а учет трафика следует начинать с первой минуты. Со временем фиксированной платы вообще не будет", - говорит заместитель министра.

"Местная телефонная связь - естественная монополия, - констатирует Александр Шишлов. - В отличие от операторов сотовой связи она существует отнюдь не в рыночной среде. Сотовые операторы бьются за потребителя, непрерывно снижая тарифы, вводя новые, удобные потребителю тарифные планы. Принципы рыночных взаимоотношений между покупателем и продавцом им почему-то никак не мешают".

По словам Валерия Яшина, действующие тарифы покрывают только текущие затраты и включают инвестиционную составляющую. "Антимонопольное ведомство пересматривает размер тарифа два раза в месяц, и повышение почти мгновенно поглощается инфляцией. Одна, из основных наших задач - довести плату за телефон до себестоимости", - говорит Валерий Яшин.

Петербуржцы уже фактически заплатили за введение новой системы оплаты разговоров: на установку оборудования учета ОАО "Северо-Западный Телеком" (бывшая ПТС) потратило более $10 млн - примерно по $6 на одного абонента - эквивалент двухмесячной абонентской платы. Пока законодатели и чиновники Минсвязи ищут общий язык, связисты ждут решения Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое в настоящее время уполномочено устанавливать тарифы на услуги связи. По словам Александра Шишлова, уже тридцать парламентов субъектов Федерации поддержали "антиповременный" проект. Преодолеть такое лобби будет сложно.

"Деловая панорама", Санкт-Петербург, 4 марта 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Александр Шишлов

Раздел "Повременная оплата и права абонентов"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]