[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Лазаревский Андрей
Пенсионное ханство
Ведомости, 16.05.2002
Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Михаил Зурабов - не просто руководитель госучреждения. В его удостоверении записано "Высшее должностное лицо". Кроме того, он оказывает неоценимую услугу премьер-министру Михаилу Касьянову, которого благодаря придуманной Зурабовым схеме перестали мучить проблемы текущего бюджета. С граждан теперь собирают дополнительный налог в 2 - 6% от зарплаты (под грифом "на накопительную часть трудовой пенсии"), средства от которого - до принятия нового закона - вкладываются в ценные бумаги правительства. За год этих средств набежит более $1 млрд, за каждый последующий - еще больше. Поэтому Михаил Зурабов говорит просто: "Будет так, как я сказал". С этими словами обратился он к депутатам Государственной думы РФ и их экспертам, собравшимся накануне майских праздников для обсуждения поправок ко второму чтению в законопроект об инвестировании накопительной части пенсии.

Думу игнорировали.

На сегодня назначено заседание комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, который эти поправки рассмотрит. И пусть все - предприниматели, депутаты, простые граждане - негодуют на зарвавшегося чиновника, но будет именно так, как он сказал. Феодальная система в пенсионном деле, о которой мы уже писали (" Ведомости", 24. 12. 2001), начала действовать. Положения, содержащиеся в постановлении Госдумы о принятии проекта в первом чтении, в правительственных поправках проигнорированы вчистую. Дума рекомендовала, чтобы пенсионные средства считались собственностью граждан, а не государства, как предлагает правительство; чтобы им безотлагательно было предоставлено право выбора частного пенсионного фонда; чтобы конкурсы по отбору управляющих компаний (УК) были заменены на систему публичного предложения (допуск всех УК, соответствующих заранее известным условиям).

Представленные правительством аргументы не выдерживают критики. Говорят, юридическая техника не позволяет объявить эти средства собственностью граждан. Но та же техника, используемая исполнительной властью, почему-то позволит гражданам (по правительственному проекту) распоряжаться "чужими" средствами федерального бюджета; позволит учреждению Пенсионный фонд вопреки нормам Гражданского кодекса передавать средства в доверительное управление. Получается также, что акции частных компаний, купленные на пенсионные (ставшие "государственными") деньги, тем самым национализируются. Между тем предлагавшаяся Госдумой система собственности граждан на накапливаемые средства сняла бы эту коллизию.

Монопольная надежность.

Негосударственные пенсионные фонды "бортанули" на самом высоком уровне. Глава правительства уступил требованию Зурабова отстранить их от работы до 2004 г. Формально все красиво: правительство обещает срочно подготовить и внести в Госдуму поправки в закон "О негосударственных пенсионных фондах". Фактически же это издевательство и над народными избранниками, и над пенсионерами. Даже замминистра экономразвития и торговли Михаил Дмитриев, представляющий от правительства пенсионные проекты в Госдуме, изначально признавал бесперспективность внесения в старый закон поправок, многократно превышающих его по объему.

В результате пенсионеры окажутся один на один с монопольной системой государственного ПФР, которому при отсутствии конкуренции не нужно будет доказывать эффективность своей работы. На словах Зурабов настаивает, что доходность - не главное, главное - надежность. Под надежностью он понимает сохранение суммы, внесенной будущим пенсионером. Понятно, что по своей воле здравомыслящий человек не будет откладывать деньги на несколько десятилетий, зная, что они "сохраняются" - неуклонно тают вместе с инфляцией. Но нас с вами заставят это делать - под усыпляющие рассуждения о "госгарантиях".

Неестественный отбор.

С заменой конкурсов для выбора управляющих компаний на систему публичного предложения, что рекомендовали депутаты, нас также обманут. Представитель правительства утверждает, что они нашли полноценную аналогию системе публичного предложения. Конкурс будет ежегодным, а уже отобранные ранее УК продолжат свою работу. Исполнительная власть предлагает прямо противоположное тому, что желали бы видеть депутаты. Вместо замены коррупционно опасной конкурсной системы на прозрачную схему допуска всех УК, выполняющих известные условия, создается ежегодно освежаемая кормушка для чиновников.

К тому же у них будет право проводить "предварительный отбор" УК, устанавливать их число. ПФР будет самостоятельно устанавливать срок договора с УК (до 15 лет), сам определит размер вознаграждения персонально для каждой компании. Но самая яркая метаморфоза произошла с выбором управляющей компании, которой будут передаваться средства "молчунов" - граждан, которые не примут решения о выборе управляющей компании. Доля "молчунов" может составить в течение первых лет более 90% всех "застрахованных" лиц, а их платежи - не менее $900 млн в год. Согласно правительственным поправкам такая управляющая компания выбираться по конкурсу не будет вообще. Она будет просто назначаться правительством, а договор с ней ПФР заключит на срок "до пяти лет". Это как раз та простота, которая хуже воровства.

Феодализм.

Управляющая компания для "молчунов", по словам Зурабова, будет выполнять чисто технические функции, инвестируя средства в государственные ценные бумаги. Эти бумаги для ПФР наиболее удобны, поскольку обеспечены госгарантиями, "не деформируют рынок", "позволяют государству решить задачу стерилизации рублевой наличности". В инвертированной ведомственной логике Михаила Зурабова пенсионные накопления должны идти не на инвестирование в производство, а на увеличение государственного долга. Глава ПФР, обращаясь к профессиональным участникам фондового рынка, то ли пугал, то ли заранее предупреждал: дай, мол, управляющим компаниям волю - все вложат в энергетику, все отдадут Чубайсу.

Заведомую неэффективность будущей накопительной пенсионной системы усугубляет обязательное страхование всех управляющих компаний и спецдепозитария против противоправных действий любых лиц. Бессмысленность и "ангажированность" такого страхования настолько очевидны, что участвующие в дискуссии профессионалы смущенно умолкают. Дополнительных гарантий страхование УК не даст, но будет гарантированно уменьшать сумму накоплений. То же вдвойне справедливо к принудительному страхованию спецдепозитария, который по проекту сам выполняет роль конечного страховщика - несет солидарную ответственность со всеми УК. Сомнения профессионалов объясняются мощным представительством страховщиков в Госдуме, которые тоже жаждут поучаствовать в дележе легких пенсионных денег, а потому поддержат все поправки правительства.

Создаваемое вместо пенсионной реформы "пенсионное ханство" не обеспечит ни достойной пенсии гражданам, ни притока долгосрочных инвестиций, но лишь поспособствует обогащению немногих бизнесменов и чиновников. После почти неизбежного в нынешних условиях принятия правительственного варианта поправок будущее не станет легче ни для пенсионеров, ни для экономики. "Почти" - это надежда на независимость законодательной власти.

Автор - эксперт российской демократической партии "Яблоко"

Ведомости, 16.05.2002

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Ведомости

Андрей Лазаревский, Велика Британия пенсионной системой, 6 марта 2002 года

Андрей Лазаревский, Алексей Сушкевич, Наизнанку и вверх ногами. Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта, 6 марта 2002 года

Раздел "Социальная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]