[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Что же нас ждет?
"Санкт-Петербургский курьер", 4 июля 2002 года
Скверной традицией российского парламента стало "пожарное" рассмотрение вносимых правительством важнейших законов аккурат перед летними каникулами. По принципу "чего тут думать, трясти надо", когда не то, что проанализировать, но и внимательно прочесть объемный и сложный текст соответствующего законопроекта депутаты не успевают. Собственно, на это правительство и рассчитывает – в преддверии летних отпусков депутаты теряют бдительность и думают лишь о том, как бы побыстрее все "спихнуть". Последствия, между тем, оказываются грустными – и не столько для депутатов, сколько для избирателей.

Весьма показательный пример имел место только что – приняты изменения в Налоговый Кодекс, которые должны были скомпенсировать регионам потери, связанные с отменой с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог. Что особенно актуально для Петербурга, где состояние дорог, несмотря на их непрерывный ремонт, остается скверным. Между тем, в 2002 году город получал 4.9 миллиардов рублей "дорожного налога" - сумма серьезная…

Как в мае сообщал "Санкт-Петербургский курьер", доходы от "дорожного" налога предполагалось заменить доходами, связанными с ростом акцизов на алкогольную продукцию (в том числе пиво), на табачные изделия, бензин и ГСМ, а также доходами, связанными с ростом земельного налога. Теперь эти планы окончательно реализованы в Налоговом Кодексе. Что же нас ждет?

Во-первых, как и планировалось, с 1 января 2003 года будут увеличены на 45% акцизы на бензин, дизельное топливо и автомобильные масла. Что, по самым скромным оценкам, увеличит цены на бензин на 20-25%. Сегодня самый "ходовой", 92-й бензин, продается на питерских заправках почти за 10 рублей за литр. Значит, будет продаваться по 12-13 рублей. Средней дальности поездка на дачу (150-200 километров в два конца) "встанет" примерно в 150 рублей.

Во-вторых, в 1.9 раза возрастут акцизы на табачные изделия. С точки зрения цен это не слишком тревожно – удорожание составит 1-2 рубля на пачку сигарет, которая сегодня стоит около 12 рублей. Тревожно другое: в планах правительства (уже озвученных на думском заседании заместителем министра финансов Сергеем Шаталовым) – с 2003 года полностью передать поступления от акцизов за табачные изделия в федеральный бюджет.

Сейчас эти акцизы полностью зачисляются в региональные бюджеты, и деньги это немалые: так, в Петербурге в 2001 году было собрано более 2 миллиардов рублей (около 4% доходов городского бюджета). Направление мыслей правительства понятно: легко собираемый и непрерывно растущий в объеме (к 2003 году в Петербурге прогнозируется рост этих поступлений до 5 миллиардов рублей) налог очень хочется забрать "наверх".

С категорическим протестом против очередной "централизации" выступило питерское Законодательное Собрание – 26 июня было приято специальное обращение к Государственной Думе, где говорится: "изъятие указанных доходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые несут основную нагрузку по обеспечению работы учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры, работы общественного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, недопустимо. Принятие этого предложения самым негативным образом скажется на решении социальных и экономических проблем регионов, увеличит социальную напряженность, снизит уровень жизни населения". Но прислушаются ли в Москве к Петербургу – неизвестно. К сожалению, главными идеологами все большего и большего "перетягивания" бюджетных денег из регионов в центр являются "московские петербуржцы" - министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Герман Греф и другие. Заметим, что упомянутые выше "бензиновые" акцизы уже сейчас полностью зачисляются в федеральный бюджет, так что каждая заправка питерской автомашины на питерской бензоколонке пополняет отнюдь не питерскую казну…

В-третьих, на 25% будут увеличены акцизы на алкогольные напитки (в том числе, на пиво). Правда, к серьезному росту цен это не приведет.

И, в-четвертых, в 1.8 раза будут увеличены ставки земельного налога.

Ну, а что же – с финансированием дорожного строительства? Как выяснилось, регионы (в том числе, и Петербург) элементарно "кинули". Когда изменения в Налоговый Кодекс принимались в первом чтении, правительство обещало депутатам, что 4% поступлений от налога на прибыль будет передано из федерального бюджета в бюджеты регионов. В применении к Петербургу, получалось, что 3.2 миллиарда рублей будут дополнительно поступать в городской бюджет. Конечно, меньше, чем город теряет от отмены "дорожного" налога – но хоть что-то. Но при втором чтении закона об изменении НК правительство, усилиями поддерживающих его фракций, настояло на том, что регионы получат только 1.5% налога на прибыль. Для Петербурга это означает получение "компенсации" лишь в размере 1.2 миллиарда рублей. "Дырка" - почти 4 миллиарда рублей. Придется или сокращать на эту сумму городские программы, или "замораживать" дорожные работы.

Правда, при осеннем обсуждении федерального бюджета нам обещают, что регионы получат половину от акцизов на бензин и ГСМ, а также весь земельный налог. Но, скорее всего, это обещание не будет выполнено. Вот когда надо отнять у регионов деньги – правительство стоит твердо. И вообще, как в притче о Ходже Насреддине, слово "На!" правительство понимает лучше, чем слово "Давай!"…


Борис Вишневский

"Санкт-Петербургский курьер", 4 июля 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Борис Вишневский

Алексей Мельников Табачный акциз - в твёрдых рублях или в лукавых процентах? "Парламентская газета", № 120-121, с.15, 29 июня 2002 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]