| 
                     Между прочим, это большая редкость. За четверть века моей 
                      учительской жизни такое случается всего лишь в четвертый 
                      раз. И эта дарованная всем нам - и учителям, и родителям, 
                      и даже министрам образования - пауза дала еще одну возможность 
                      перед началом нового круга, нового учебного года остановиться, 
                      оглянуться, подумать: а зачем, собственно говоря, отправляем 
                      мы наших детей в школу, зачем, чему и как мы будем их там 
                      учить? 
                     
                    А вот сами воротившиеся после летних вакаций беззаботные 
                      наши школяры провели этот халявный выходной перед новым 
                      учебным годом отнюдь не в философских размышлениях о смысле 
                      образования, а гоняя в футбол, на великах или на роликах, 
                      или на чем-то еще более модном и крутом; или тусуясь по 
                      бесконечным уличным развлечениям весьма кстати подвернувшегося 
                      городского праздника — Дня Москвы; или у себя дома, болтая 
                      с друзьями по телефону, уткнувшись в телек, воткнув в уши 
                      свою музыку, сражаясь в хитроумные компьютерные игры, подключившись 
                      к интернету и тем самым еще раз напомнив нам, взрослым, 
                      что нынче, в новом веке и новом тысячелетии, вовсе не только 
                      учителя и родители есть источник информации, носитель знаний 
                      и пример для подражания.  
                     
                    У нового поколения давно уже есть и другие авторитеты - 
                      во всех смыслах этого столь многозначного сегодня в России 
                      слова...  
                     * * * 
                      Может, и неплохо, что в этом году столичные новации в области 
                      просвещения как-то подчеркнуто лишены пафоса. Вводим третий 
                      урок физкультуры, иностранный язык со второго класса, компьютеризируем 
                      школы - это нормально.  
                     
                    А едва ли не главная столичная школьная новость вообще 
                      относится не к урокам, а к переменам. 740 московских школ 
                      ( то бишь практически половина) в этом учебном году переходят 
                      на питание ребят по принципу шведского стола, ранее известного 
                      столице в основном по многочисленным приемам, презентациям 
                      и прочим тусовкам, а также по обслуживанию в турецких отелях. 
                      Теперь и ребенок в школьной столовой сможет выбирать - из 
                      двух-трех салатов, супов, гарниров. При этом выяснилось, 
                      что почти в сотне старых школ, в основном в центре города, 
                      буфеты столь тесные, что развернуть там эту модную новацию 
                      попросту невозможно. Но и там свои затеи: ребят будут кормить 
                      по «самолетному» принципу - набором продуктов, расфасованных 
                      в одноразовую упаковку.  
                     
                    Смешно, но именно эта «пищеварительная» новость вселила 
                      в меня некоторый осторожный оптимизм. Сколько лет шло унижение 
                      собственного достоинства школьников не только на уроках 
                      (о чем не раз говорил и писал), но и на переменах - в чудовищных, 
                      грязных туалетах, в сиротской школьной столовке, сшибающей 
                      наповал своим характерным запахом пищи, которую производит 
                      некая «фабрика-кухня». А собственно, чего еще можно ждать 
                      от учреждения с таким оруэлловским названием?  
                     
                    Бог мой, неужели исчезнут наконец эти, казалось, неистребимые 
                      общепитовские щи защитного цвета, кнели паровые и компот 
                      из листьев сухофруктов?  
                     
                    Будем надеяться. Ведь это совсем не мелочь. Ощущение ребенка, 
                      что школа - это что-то не просто невкусное, а непотребное, 
                      перешибить очень трудно, как, впрочем, и любые «физиологические» 
                      ощущения.  
                     
                    И еще – важна сама возможность выбора, появление альтернативы. 
                      Хотя бы пока из двух салатов, из трех гарниров. Нашим школярам 
                      еще не раз придется выбирать. Пусть учатся...  
                     * * * 
                      Все будет сегодня, как всегда, – и это совсем неплохо: торжественная 
                      линейка, барахлящие микрофоны, первоклашки с бабушками, 
                      бантами и букетами; учительницы с клумбами в руках, встревоженные 
                      родители, выпускники - и те, что постарше, и те, кто только 
                      весной получил аттестат и впервые ощущает, как тянет снова 
                      в школу, в детство...  
                     
                    В конце мая, на последнем звонке, когда отвязанные, свободные, 
                      счастливые мои выпускники играли традиционный прощальный 
                      «капустник», пели, разумеется: «Шли мы раз на дело, я и 
                      Бунимович – Бунимович в Думу угодил», – я обратил внимание, 
                      что все-таки самые естественные, раскованные даже не они, 
                      отвязанные мои выпускники, а поздравлявшие их с окончанием 
                      школы первоклашки. Столько лет наблюдая это трогательное 
                      ритуальное действо, свидетельствую: никогда не видел таких 
                      живых, свободных, естественных первоклашек, пусть не все 
                      буквы еще произносящих и нескладный стихотворный текст все 
                      так же забывающих, но - изумительно легких, не зажатых, 
                      а главное - разных, не стриженных под одну гребенку ни в 
                      прямом, ни в переносном смысле. 
                     
                    Целое облако маленьких индивидуальностей.  
                     
                    Между прочим, это именно они заставляют нас менять учебные 
                      программы, меню в школьной столовой и много чего еще, а 
                      вовсе не Министерство образования, как иногда кажется учителям, 
                      родителям и публицистам. 
                     
                    Ведь знаете, наверное, почему верблюд не ест и, надеюсь, 
                      уже никогда не будет есть вату? Не хочет. 
                     
                    Так что ничего не остается другого, кроме как постепенно, 
                      с трудом избавляться от всяческой «ваты» и на уроке, и в 
                      школьной столовой... 
                     |