[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Меликова, интервью с Михаилом Задорновым
Михаил Задорнов: "Центробанк снял с себя политическую ответственность за рост цен"
Депутат Госдумы считает, что руководство ЦБ и правительство не знают, что делать в случае резкого ухудшения мировой экономической конъюнктуры
Независимая Газета, 9 сентября 2002 года

В ближайшее время Государственная Дума начнет обсуждение "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год", разработанных Центробанком. Документ всегда был предметом жестких споров депутатов с прежним руководством ЦБ в лице Виктора Геращенко. Как отнесется на этот раз Дума к стратегии действий Банка России на будущий год? Этот и другие вопросы "НГ" попросила прокомментировать заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Михаила Задорнова.

-Михаил Михайлович, проект "Основных направлений денежно-кредитной политики" подготовлен новым руководством ЦБ в соответствии с новой редакцией Закона "О Центральном банке". В чем отличие этого документа от предыдущих?

- Положения "Основных направлений..." стали гораздо более конкретными. Никогда ранее ЦБ не давал прогноз платежного баланса, денежную программу, сценарии экономического развития. Конкретность документа подтверждает даже его структура: прежде две трети составляла оценка положения в экономике и примерно одна пятая - собственно направления денежно-кредитной политики. Сейчас подавляющая часть "Основных направлений..." посвящена стратегии и тактике действий ЦБ.

- Личность нового главы Центрального банка Сергея Игнатьева сыграла свою роль при подготовке документа?

- Игнатьев представлял правительство при обсуждении проекта Закона "О Центральном банке". Он с самого начала в этом вопросе был согласен с подходом депутатов. Поэтому это не только требование закона, но и желание нового руководства ЦБ вести более открытую кредитно-денежную политику.

- Означает ли это, что положения "Основных направлений..." вас полностью устраивают?

- Документ не дает ответов на несколько важных вопросов, которые неизбежно возникают при анализе экономической ситуации. Что будет, если в американской экономике произойдет повторная рецессия, а вследствие удара по Ираку серьезно упадут нефтяные цены? Такая перспектива возможна. Цена на нефть может быть не 18,5 доллара за баррель, из которого исходит ЦБ при построении пессимистического варианта, а гораздо ниже.

Еще один вопрос - соотношение доллара и евро. Эта проблема должна в наибольшей степени волновать именно Центробанк. Скачки курса этих валют по отношению друг другу не имеют значения для людей, сбережения которых исчисляются сотнями долларов. Те, у кого миллионы долларов, найдут себе финансового консультанта. А вот резервы ЦБ составляют десятки миллиардов долларов. Аналитики некоторых крупнейших инвестиционных банков, например, считают, что к концу года курс американской валюты по отношению к европейской упадет. Евро будет стоить 1-1,12 доллара. Для России такая ситуация может обернуться денежными потерями, если власти не будут к ней готовы. Это может повлиять в том числе и на размер выплат по внешнему долгу. "Основные направления..." вообще не затрагивают принципов управления золотовалютными резервами в этой ситуации и курсовой политики, хотя документ такого уровня должен указывать хотя бы общие ориентиры. При обсуждении Дума обязательно обратит на это внимание ЦБ.

- Но почему сам Центробанк не обратил на это внимания?

- Думаю, что пока у правительства и Центрального банка нет четкого ответа на эти вопросы. Или, возможно, он есть, но они не считают необходимым об этом говорить.

- Вас устраивает политика Банка России в отношении инфляции?

- Плюсом я бы назвал то, что впервые ставится задача понизить инфляцию до однозначных чисел. Нижний порог инфляции на следующий год - 9% - даже меньше, чем в прогнозе правительства. Через три года она должна быть ниже 8%. Это говорит о том, руководство ЦБ четко осознает необходимость ее снижения, что очень важно для привлечения инвестиций в страну. Высокий рост цен - один из главных факторов, препятствующих привлечению капитала в отечественную экономику. Крайне раздражает инфляция и население. Но ЦБ ставит задачу и при этом говорит, что у него нет средств для ее достижения.

- Следовательно, Центробанк снимает с себя ответственность за рост цен?

- ЦБ фактически уходит от ответственности за снижение инфляции. Он справедливо указывает на то, что финансовый рынок у нас пока недостаточно развит, а сам Банк не контролирует монополии и жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас у нас процентные ставки пока не являются инструментом, с помощью которого можно было бы управлять денежной ликвидностью. Все это так. То, что у ЦБ мало финансовых инструментов и ситуация в экономике очень неопределенная - это правда. Но, как известно, всегда можно найти способы убедить себя в том, что не нужно садиться на диету, даже если это настойчиво рекомендуют врачи. И если правительство и Центральный банк не будут активно добиваться снижения уровня инфляции до конкретных значений, задача не будет решена. Это требует определенных усилий и организационных изменений в работе ЦБ и кабинета министров.

- Но повышение тарифов естественных монополий играет большую роль в увеличении инфляции...

- Как раз подобные объяснения ЦБ и вызывают серьезные возражения. За последний год произошло очень существенное изменение - правительство вместе с бюджетом устанавливает лимиты увеличения тарифов естественных монополий. И оно официально заявляет, что будет их придерживаться. Мы знаем, что установленные пределы повышения тарифов на 2003 год для "Газпрома" - 20%, для энергетиков - 14,6%, для железнодорожного транспорта - 11%. По жилищно-коммунальному хозяйству в расчет трансфертов регионам правительство заложило норму: 90% услуг ЖКХ должно оплачивать население. Учитывая эти факторы, несложно посчитать влияние изменения регулируемых цен на инфляцию. Получается, что либо Центральный банк не верит во взятые правительством обязательства, либо ЦБ, обладая определенными инструментами управления и планирования роста цен, не хочет брать на себя ответственность и уходит от политических рисков. То же касается и кабинета министров. Задача снижения инфляции - это политическая ответственность. И эту ответственность никто не хочет на себя брать.

- Прогнозы относительно размера инфляции остаются все последние годы несбыточной мечтой. Почему правительство занижает параметры роста цен?

- Правительство вынуждено объявлять параметры инфляции, потому что заработная плата и пенсии индексируется с учетом роста цен. Банки определяют ставки по депозитам исходя из ее величины. Но правительственные прогнозы очень многие воспринимают как добрую старую сказку, которая никогда не станет былью. В прошлом году в бюджете было записано 12%, а в реальности было 18,6%. Такой разрыв выгоден при исполнении госбюджета.

- Существует вечный спор сторонников и противников укрепления реального курса рубля. Последние считают, что девальвация национальной валюты поможет отечественному производителю, сделав его продукцию более конкурентоспособной. Кто прав в этом споре и какими должны быть темпы обесценения рубля по отношению к доллару по сравнению с инфляцией?

- ЦБ считает максимально допустимым укрепление реального курса рубля в 2003 году в пределах 4-6%. В этом году эта величина составит 5%. Это говорит о том, что Банк России будет продолжать нынешнюю политику - не слишком быстро обесценивать рубль и не допускать его быстрого укрепления. Но даже 5% укрепления национальной валюты могут стать серьезным ударом для некоторых экспортеров, ведь рентабельность экспортных отраслей снижается именно на эту величину. И на 5% цены на импортные товары становятся более выгодными, чем на отечественные.

Мне кажется, что решать эту проблему нужно не через девальвацию рубля - она лишь даст отсрочку. Но если мы снизим инфляцию, мы добьемся того, что рубль в реальном выражении не будет быстро укрепляться. И это решит спор между импортерами и экспортерами о том, в чью пользу должна строиться курсовая политика.

- Сергей Игнатьев, идя навстречу пожеланиям бизнеса, пообещал снизить объем обязательной продажи валютной выручки с 50% до 35%. Как это может сказаться на золотовалютных резервах и курсе доллара?

- Никак не скажется. Очевидно, что это определяется более весомыми факторами, например, ценой на нефть. Будет хороший платежный баланс - будут пополняться резервы. Кроме того, у нас и так достаточно золотовалютных резервов в качестве страховочного запаса. Нижняя планка - это шестимесячный объем импорта и предстоящие на год платежи по внешнему долгу. Если сделать такой подсчет для нашей страны, то получится, что мы уже сегодня перекрываем все минимальные рубежи.

Что касается обменного курса рубля, то снижение норматива обязательной продажи валютной выручки и принятое ЦБ решение об отмене монополии валютных бирж также не сыграет особой роли. Благодаря тому, что к концу года золотовалютные резервы Центробанка составят около 50 миллиардов долларов, он останется крупнейшим покупателем и продавцом. На межбанковском рынке его вес все равно будет превышать вес коммерческих банков.

- Возлагает ли Центробанк надежды на прекращение бегства капиталов из страны?

- Сценарные расчеты платежного баланса на 2003 год показывают, что в ЦБ не надеются на прекращение оттока денег из страны. В этом году рост золотовалютных резервов, несмотря на сокращение сальдо торгового баланса, был обусловлен снижением утечки капиталов. Но в следующем году Банк России на это ставку уже не делает. Непонятно, почему тенденция репатриации капиталов не получит своего дальнейшего развития? Может быть, напротив, при нынешней нестабильности мировой экономики и неустойчивости курсов мировых валют интерес к рублевым активам может даже повыситься.


Независимая Газета, 9 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]