[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Иван Родин
В Госдуме опять складываются политические коалиции Фракции готовятся принимать бюджет и обсуждать реформу энергетики
"Независимая газета", 25 сентября 2002 года
На прошлой неделе вся Дума объединилась против коммунистов, чтобы запретить им проведение предвыборного референдума. Теперь на Охотном Ряду складывается коалиция противников правительственного плана реформирования РАО "ЕЭС России", в которую входят и некоторые центристские фракции, и "ЯБЛОКО", и те же левые. Впрочем, обсуждать проблемы энергетики депутаты будут только в октябре. А сегодня парламентарии займутся бюджетом в первом чтении и подготовкой его ко второму, когда и определяются основные пропорции финансирования всех государственных расходов. Прокомментировать будущие думские события "НГ" попросила первого заместителя руководителя фракции "ЯБЛОКО" Сергея Иваненко и лидера фракции ОВР Вячеслава Володина.

Сергей Иваненко: "Предлагаемая реформа РАО "ЕЭС" - это политическая авантюра"

- Сергей Викторович, какое решение примет "ЯБЛОКО" при обсуждении пакета законов по реформированию электроэнергетики, борьба вокруг которого развернется с не меньшим ожесточением?

- Наша позиция состоит в том, что нынешний план реформы, который предлагает руководство РАО "ЕЭС" через правительственный законопроект, - это политическая авантюра и экономически неэффективный способ реформирования монополии. Мы считаем, что данный план имеет кардинальные недостатки, один из которых, к примеру, состоит в том, что так называемые независимые генерирующие компании уже через очень короткое время объединятся в холдинги по региональному принципу и страна получит целую сеть местных монополистов. Мы предложили другой вариант: преобразовать нынешнюю структуру, по сути дела, в три РАО "ЕЭС", которые бы пронизывали всю страну и конкурировали друг с другом во всех регионах на уровне генерирующих компаний. Руководство РАО выступило категорически против наших предложений. Но мы будем настаивать на своем плане и жестко выступать против правительственных законопроектов.

- Однако по этому вопросу нет единства и у центристов, а из Кремля намекают, что не надо с утверждением этих законов торопиться...

- Действительно, законопроекты сегодня находятся под угрозой провала из-за раскола среди центристов. У ОВР и "Народного депутата" свои - причем несовпадающие - интересы. Но одновременно они не совпадают и с той концепцией, которой придерживается "ЯБЛОКО". Так что этот наш "союз" с ними является, конечно, тактическим и временным. Он примерно такого же качества, как сам план реформирования РАО "ЕЭС". И это лишний раз подтверждает нашу мысль, что все это авантюра и ничто иное. Невозможно так осуществлять преобразования в главной естественной монополии страны. Есть два главных вопроса, которые, в общем-то, и объединяют всех без разбора противников внесенного правительством пакета. Первый - какие будут тарифы. Второй - какие будут инвестиции и где гарантии их привлечения. Ни на один из этих вопросов предложенная концепция внятно не отвечает. Поэтому неудивительно, что она встречает такое сопротивление в Думе. Думаю, что на данный момент перспектив принятия этих законопроектов нет.

- В Минфине уверены в том, что составленный проект бюджета на 2003 год настолько сбалансирован и выверен, что не нуждается в уточнениях не только в ходе первого, но даже и второго чтений. Что вы об этом думаете?

- Здесь многое будет зависеть опять же от политической позиции того большинства, которое сформировалось сегодня в Думе. Конечно, исход первого чтения уже понятен. Что касается второго, то и с ним, похоже, будет использована такая же схема. У правительства сегодня есть очень крупные резервы. Вот несколько цифр для сравнения: если весь наш бюджет составляет примерно 75 миллиардов долларов, то у Центробанка золотовалютные резервы составляют 45 миллиардов, у Минфина - 7 миллиардов, даже у Пенсионного фонда и то есть резерв в 3 миллиарда долларов. Я не говорю уже о резервах предприятий и корпораций, которые средства никуда не вкладывают, и о нашем населении, которое тоже в основном деньги накапливает, никуда их не инвестируя. Так что у правительства есть возможности для того, чтобы решать отдельные проблемы некоторых депутатов, регионов и депутатских объединений вне рамок бюджета. Это как раз и может привести к тому, что давления на бюджет во время второго чтения не будет. Он пройдет в неизмененном или малоизмененном виде. Позиция же нашей фракции по голосованию в первом, втором и дальнейших чтениях будет зависеть от того, какие ответы будет давать правительство на наши конкретные предложения.

Вячеслав Володин: "Если наши предложения правительство учтет, мы поддержим реформу"

- Вячеслав Викторович, вокруг поправок к закону о референдуме в Думе сложилась большая коалиция всех фракций, кроме левых. Сложится ли, на ваш взгляд, подобный политический союз, когда будет обсуждаться пакет законов об электроэнергетике? Сможет ли он не допустить их утверждение в нынешнем виде?

- Большая коалиция вокруг закона о референдуме сложилась потому, что каждый депутат и каждая фракция прекрасно понимали разницу между равными и неравными условиями при проведении избирательной кампании. Что же касается реформы энергетики, то изначально к ней существовали различные подходы. Даже в рамках нашей центристской коалиции мы по-разному понимаем эту проблему. Мы сразу сообщили нашим коллегам, что у нас есть шесть принципиальных вопросов к законопроектам, которые вносит правительство. Если эти вопросы им будут сняты и в законы внесут соответствующие изменения, то мы сможем их поддержать. Если нет, то поддержки не будет. Ведь когда наша фракция на прошлой неделе встречалась с Германом Грефом и Анатолием Чубайсом, им был задан вопрос: что будет, если сейчас взять и отменить государственное регулирование цен на услуги электроэнергетики в первую очередь для населения? И один и другой на это ответили, что в тех странах, где отменили тарифы, первые два года был скачок цен на электроэнергию в три-восемь раз. Мы не хотим повторять путь Украины, Казахстана и других стран и считаем, что такого скачка надо избежать. Давайте вместе над этим работать. Для диалога мы открыты.

Кстати, из шести наших требований два, можно сказать, уже нашли свое разрешение. В законопроект уже были внесены две поправки. Первая - о запрете так называемых веерных отключений, вторая - о том, что атомные станции должны быть только в государственной собственности. Есть и еще ряд позиций, по которым должны приниматься отдельные решения. Например, по нашему мнению, Центральное диспетчерское управление должно быть стопроцентно государственной компанией. А вот что касается федеральной сетевой компании, то мы согласились с правительством. Там уровень участия государства действительно может составлять 75% плюс одна акция, а не 100%, как мы ранее предлагали. Однако пока нет механизма увеличения доли государства с нынешних 52% до предполагаемых 75%. Правительство его пока только разрабатывает.

Когда мы встречались с Михаилом Касьяновым, он нам сказал, что правительство не будет продавливать эти законы в Думе. Мы это заявление приветствуем, потому что слишком высока цена решений в процессе реформирования РАО "ЕЭС". Тут ошибка должна быть исключена, потому что это сразу же отразится на каждом гражданине страны.

- Предварительные подсчеты показывают, что в настоящее время пакет по электроэнергетике имеет небольшие шансы быть принятым. Вы согласны с таким прогнозом?

- Он может быть принят в первом чтении при условии, что правительство внесет те изменения, на которых настаивает наша фракция и наши союзники по центристской коалиции - группы "Регионы России" и "Народный депутат". Однако пока большая часть наших предложений во внесенных в прошлую пятницу законопроектах отсутствует, поэтому мы продолжаем диалог с правительством.

- Ваша фракция предложила записать в законе о бюджете, что тарифы на услуги всех естественных монополий утверждаются один раз в год - перед принятием очередного бюджета. Это тоже принципиальная позиция и условие поддержки бюджета?

- Это действительно принципиально, и бюджетный комитет Думы нас поддержал. И когда такая норма будет принята, рост тарифов перестанет быть хаотичным и непредсказуемым. Продуманная тарифная политика позволит эффективно планировать бюджетные расходы регионам и местным органам власти, а это значит, что не будут отключаться больницы, школы, коммунальные предприятия.

- Значит, все ваши возражения по бюджету сняты и препятствий для его поддержки и в первом, и во втором чтениях отсутствуют?

- Я не могу сказать, что снято все. Однако если говорить о первом чтении, то бюджет на 2003 год надо однозначно принимать. Основные его параметры достаточно хорошо просчитаны. У нас больших сомнений не вызывают ни расходная, ни доходная части бюджета. Но во втором чтении проект надо будет еще раз посмотреть, потому что по одним статьям средств выделяется недостаточно, а по другим - излишне. То есть к распределению расходов можно подойти более рационально.

"Независимая газета", 25 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Иваненко

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]