[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Людмила Пивоварова
"Такие огромные деньги нужно выделять осознанно"
Газета.Ру, 2 сентября 2002 года

Правительство обмануло депутатов. В присланном в Госдуму письме нет ответа, куда пойдут 345 млрд руб., выделяемых в бюджете на армию. Призывая голосовать за бюджет, вице-премьер Алексей Кудрин обещал рассекретить 90% этой суммы. Не открыл и 10%. "Нам вернули то, что у нас было до 1997 года", – сказал в интервью "Газете.Ru" замглавы комитета по обороне Алексей Арбатов.

За два дня до первого чтения проекта бюджета-2003 Борис Немцов предупредил, что фракция СПС будет голосовать против, если правительство не рассекретит расходы на оборону - а это 365 млрд руб. и 16% всех государственных расходов. Еще раньше депутаты "Яблока" внесли в Госдуму предложение расширить доступный парламентариям перечень расходов Минобороны с 128 до 850 позиций. Никаких ультиматумов "Яблоко" не выдвигало, зато Немцов не ограничился публичными угрозами. По сведениям "Газеты.Ru", 10 сентября он получил аудиенцию в сочинской резиденции Владимира Путина и жаловался президенту на Генштаб, который хочет безответно тратить отпущенные ему 365 млрд.

Так или иначе, но в Белом доме отнеслись к ультиматуму СПС серьезно. Вице-премьер Алексей Кудрин, представляя проект бюджета, обещал депутатам прислать письмо и раскрыть в нем 90% оборонных расходов. По сведениям "Газеты.Ru", это письмо уже дошло до Охотного ряда. Содержание его опять же держится в тайне, хотя уже появились утечки из Минобороны, в которых постатейно расписаны нужды армии (см. справку). Впрочем, депутаты уже недовольны тем, что им прислали.

Правительство рассекретило никакие не 90%, а меньше 10%. Такую же информацию депутаты без проблем получили пять лет назад. Об этом в интервью "Газете.Ru" сообщил замглавы комитета по обороне и член фракции "Яблоко" Алексей Арбатов.


- Это, собственно, никакой не подарок. Нам просто вернули то, что уже было у нас до 1997 года. Никто не считал это великим достижением. Наоборот, говорили, что надо идти дальше и раскрывать его больше. Потому что военный бюджет - самая большая расходная часть федерального бюджета. Такие огромные деньги нужно выделять осознанно.

- Какие данные не должны раскрываться как государственная тайна?

- В военной области есть только несколько секретов, которые действительно являются военной тайной для противников. Относятся они к техническим характеристикам определенных систем оружия, к разрабатываемой тактике их применения, к оперативным планам и перспективным научным разработкам. Это те данные, которые секретны везде. Но при этом в любой демократической стране сотни и даже тысячи наименований открыты для парламента и общества, чтобы оно осознанно участвовало в выработке политики в этой важнейшей части жизни государства и страны.

Те, кто не хотят поступиться монополией на информацию, хотят сохранить монополию на принятие весьма произвольных, зачастую ошибочных и совершенно необоснованных решений.


В результате у нас в плачевном состоянии находятся вооруженные силы, в полном тупике военная реформа. И мы теряем возможность вести те переговоры, которые вели - с американцами по стратегическому вооружению и с Европой по обычному вооружению. Я не говорю уже о том, что своей засекреченной военной политикой мы подрываем нашу безопасность.

- Почему раньше не только военные, но и гражданские министры не хотели открывать расходы на армию?

- Тогда Минфин, который зажимал финансирование, стремясь к хорошим макроэкономическим показателям, сопротивлялся раскрытию этих данных. С заменой правительства и президента ситуация поменялась. Теперь Минфин готов пойти на раскрытие военных статей, но Минобороны этого не хочет.

Военные действуют по принципу "лучше меньше да лучше". Меньше - в смысле денег, а лучше - в том смысле, что они сами определяют, на что эти деньги потратить.

И за эту привилегию они стоят намертво.

- Изменится ли что-нибудь после того, как правительство раскрыло перед депутатами несколько статей оборонных расходов?

- Конечно, те статьи, которые предполагается сейчас раскрыть, лучше, чем ничего. Но на их основе тоже никакой вразумительной картины о том, куда идет наша военная политика, каково состояние наших вооруженных сил, получить невозможно. Секретом остается даже показатель численности наших вооруженных сил. Как же тут можно рассуждать о достаточном или недостаточном количестве средств на денежное довольствие военнослужащим? Отсутствует элементарная база, на основе которой можно делать какой-то вывод.

Если вы посмотрите на американский бюджет, то убедитесь, что они никакого секрета из этого не делают.


И, кстати, слабее от этого не становятся, а становятся только сильнее. Парадокс состоит еще и в том, что за рубежом гораздо больше официальной информации о наших вооруженных силах и военных расходах, чем в самой России. Что само по себе совершенно ясно показывает, почему и от кого в России закрывают эту информацию. И что делается это ни в целях сохранения военной тайны и ни ради безопасности государства.

- Кто может изменить такое положение вещей?

- Надежда на то, что в правительстве поймут, что нужно больше раскрывать, а президент увидит, что военные иногда дают неправильные советы. Ему нужно опираться на более широкий круг экспертов, специалистов и депутатов. Чтобы были видны альтернативные точки зрения. Потому что, когда решения принимаются в узком кругу, они ведут нас к провалу в военной политике.

"Независимая газета" в среду опубликовала раздел "Национальная оборона" из законопроекта о бюджете-2003, который ей удалось достать из своих источников. "Газета.Ru" приводит эту утечку целиком:



ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ РАССЕКРЕЧИВАНИЮ РАСХОДОВ МО РФ НА 2003 Г.



# п.п.
Наименование статьи
Сумма, руб.


1
Строительство и содержание ВС РФ
212485048,5




2
Ведомственные расходы на здравоохранение
2245421,5




3
Центральные органы военного управления:
1526516,90





- денежное довольствие военнослужащих
1392200,00





- денежное содержание гражданского персонала
134316,90




4
Обеспечение личного состава войск:
141075770,40





- денежное довольствие военнослужащих
66227200,00





- денежное содержание гражданского персонала
44197194,40




5
Продовольственное обеспечение военнослужащих
21166100,00




6
Вещевое обеспечение военнослужащих
4730490,00




7
Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск
55246544,10




8
Содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества
470874,90




9
Жилой фонд
435000,00




10
Расходы военных (специальных) образовательных учреждений
32864,20




11
Страховые гарантии военнослужащим
1137372,90




12
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих
908937,80




13
Единовременные пособия в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы
228435,10




14
Расходы по реформированию системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту
1200270,00




15
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
834800,00




16
Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах
50000,00


Газета.Ру, 2 сентября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Арбатов

Армия нуждается в высококлассном менеджменте "Известия", 24 сентября 2002 года

Алексей Арбатов Кому нужна военная тайна? "Московские новости", 24 сентября 2002 года

Раздел "Бюджет-2003"

Раздел "Оборонная политика"


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]