[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Беседовала Елена Потоцкая
«Не все регионы справятся с повышением зарплаты бюджетникам»
Интервью Михаила Задорнова
"Век", 22 - 28 ноября 2002 года

22 ноября Госдумой рассматривается российский бюджет на 2003 год. Хотя это уже третье чтение — спорных вопросов по главному финансовому документу страны все еще множество. От установления предела повышения тарифов естественными монополиями до источников дополнительных средств на антитеррористическую деятельность. Дискуссионные моменты федерального бюджета с «Веком» обсуждает заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Михаил ЗАДОРНОВ.


— Михаил Михайлович, какой вы видите роль финансового резерва в бюджетах 2003—2004 годов? Как известно, правительство намерено отказаться от этого инструмента уже с 2004 года.

— Позиция правительства в бюджете-2003 вполне определенная: финансовый резерв остается в качестве свободных денег на счетах правительства, которыми оно распоряжается по своему усмотрению. К концу 2003 года финансовый резерв будет исчерпан — останется всего 22 миллиарда рублей — и де-факто исчезнет как экономический инструмент.

Позиция моя и целого ряда депутатов, которые внесли соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, заключается в том, что России, зависящей от состояния мировых рынков сырья, абсолютно необходим стабилизационный фонд. Такой фонд нужен для решения двух задач: сглаживания для бюджета колебаний мировых рынков и «обезболивания» внешних пиков для платежного баланса и денежно-кредитной политики в целом.

В день заседания Госдумы, 22 ноября, в постановление о принятии бюджета в третьем чтении будет включен пункт, который дает поручение бюджетному комитету внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс на рассмотрение депутатов в декабре этого года. В этих поправках будет определен порядок формирования такого стабилизационного фонда, порядок расходования его денег: речь будет идти о создании долгосрочного механизма, который может заработать уже в конце 2003 — 2004 году.

Большинство моих коллег по бюджетному комитету, ряд фракций уже высказались в пользу принятия этих поправок в первом чтении.

— Как вы оцениваете региональную финансовую политику государства в бюджете-2003? Уже сейчас высказываются опасения, что регионы не справятся с повышением зарплаты бюджетникам, анонсированным правительством на будущий год.

— Межбюджетные отношения — это как раз самое слабое место бюджета 2003 года. В случае ухудшения внешней конъюнктуры и ситуации с бюджетом регионы пострадают в первую очередь.

В отличие от этого года никакой дополнительной помощи на заработную плату федеральный бюджет 2003 года для регионов не предусматривает. Напомню, что в течение этого года они получат около 40 миллиардов рублей дополнительной помощи. Зато в следующем году по закону регионы должны будут погасить 20 миллиардов рублей ссуд, полученных в 2001—2002 годах. Правда, бюджетный комитет эту ситуацию несколько сгладил тем, что Дума предоставит правительству право консолидировать и отсрочить погашение бюджетных ссуд до 1 ноября будущего года.

Но, как известно, с 1 октября 2003 года предполагается увеличение зарплаты бюджетникам на 33 процента. Можно с уверенностью говорить, что треть наиболее дотационных регионов с этим не справится. И тогда региональные администрации столкнутся с выбором из двух плохих вариантов. Первый: не повышать зарплату, откладывая это на неопределенный срок. Второй: в той или иной мере все-таки увеличивать зарплату, но за счет накопления задолженности по ней или резкого сокращения субсидий жилищно-коммунальному хозяйству и средств, выделяемых на закупку топлива.

С выполнением доходной части региональных бюджетов также ожидаются проблемы. В следующем году регионам предстоит собирать два очень неустойчивых новых налога. Первый — акциз на бензин, который переносится с нефтеперерабатывающих заводов на оптовиков, а потому неизвестно, как будет собираться. Второй налог — транспортный, который вводится для владельцев транспортных средств и предполагаемые доходы от которого также не совсем предсказуемы.

Кроме того, сейчас вносятся поправки в закон «О малом бизнесе» и многие из так называемых малых предприятий, которые платили целый ряд налогов, перейдут на вмененный налог. Опять-таки регионы недосчитаются некоторых дополнительных источников средств.

Грядущих проблем региональных бюджетов можно будет избежать только в случае достаточно высоких цен на нефть. Если цены на нефть будут соответствовать даже сегодняшнему прогнозу 21,5 доллара за баррель, то совершенно очевидно, что придется оказывать дополнительную помощь регионам. И эта помощь будет оказана, поскольку конец будущего года — это предвыборная ситуация с точки зрения как думских, так уже и президентских выборов. Уверен, что в политических интересах будет принято решение закрыть задолженности по зарплате, которые будут возникать в регионах.

В итоге выход будет найден настолько тривиальный насколько и традиционный — осенью придется пересматривать… федеральный бюджет. Мы, депутаты бюджетного комитета, так или иначе выделим дополнительные суммы региональным бюджетам на решение проблем с заработной платой и с другими текущими расходами.

— Поддерживаете ли вы точку зрения о необходимости установления в бюджете-2003 предела повышения тарифов естественными монополиями?

— В прошлом году была принята бюджетная поправка, в соответствии с которой на 2002 год было установлено правило — правительство утверждает предел повышения тарифов на весь текущий год и, внося бюджет на 2003 год, дает прогноз роста тарифов. Дума в первом чтении также приняла закон, который вводит порядок утверждения правительством пределов тарифов для всех естественных монополий на следующий год одновременно — и это очень важно! — с проектом бюджета.

Для бюджета 2003 года подготовлена еще более жесткая поправка: поскольку правительство предложило нам прогноз тарифов, из которого рассчитаны бюджет и темпы инфляции, бюджетный комитет счел необходимым установить в законе о бюджете пределы увеличения оптовых тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки в тех размерах, которые правительство внесло вместе с бюджетом. Это 20-процентный предел увеличения тарифов на газ, 14-процентный — на электроэнергию на ФОРЭМе и 12-процентный — на железнодорожные перевозки. А правительство уже вправе в 2003 году в этих пределах увеличивать тарифы тогда, когда сочтет это необходимым.

Конечно, мы в комитете ожидаем, что вокруг этой поправки развернется серьезная борьба между правительством и депутатами на пленарном заседании 22 ноября.

— Сейчас разгорелась дискуссия о том, с каких расходных статей «перебросить» дополнительные средства на антитеррористическую деятельность. Каковы могут быть, по вашему мнению, бюджетные источники этих средств?

— Правоохранительная деятельность и национальная оборона в бюджете следующего года получили значительную прибавку в средствах. Напомню, что номинальные расходы на правоохранительную деятельность по сравнению с текущим 2002 годом увеличены в 1,5 раза, а на армию — более чем на треть. Силовики — основные выигравшие от бюджета 2003 года. Поэтому средства на антитеррористическую деятельность можно найти за счет оптимизации расходов силового блока. Такое поручение правительству будет дано в постановлении Думы о принятии бюджета в третьем чтении.

"Век", 22 - 28 ноября 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Российской экономике грозит новый застой Интервью Михаила Задорнова Беседовал Сергей Гук "Время МН", 27 ноября 2002 года

Раздел "Бюджет-2003"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]