[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Александр Шишлов: "Общее повышение зарплаты ограничено коэффициентом 1,33"
"Известия", 16 января 2002 года

Новиков В.Д.

Учёный-это изгой российского общества.
Кандидат и доктор наук со стажем (15-16 разряд) - это зарплата 1630-1755руб по тарифной сетке +300-500руб за степень.

Наука в России умирает, поскольку вымирают научные школы. Видимо у наших политиков не лады с мозгами, живут сеим моментом - урвать и превратить в зелень. Что же ждёт учёных в Российской АН?

Добрый день, Вам, г-н Новиков и всем участникам нашего интернет-диалога. Постараюсь ответить всем по порядку. Ученый - это не изгой. Настоящие ученые - это элита. Вы правы в том, что зарплата, которую сегодня получают российские ученые, недопустимо низкая. Вы делаете упрек политикам - в этом, на мой взгляд, Вы правы частично. У нас разные политики, разные политические партии и разные фракции в Государственной Думе. Полагаю, что ученый должен анализировать их позиции, прежде, чем делать глобальные выводы. Вот пример различных позиций: когда в Государственной Думе обсуждался проект Федерального бюджета на 2003 год, я вместе с рядом своих коллег по комитету и по фракции 'Яблоко' вносил поправку об увеличении расходов Федерального бюджета по разделу 'Наука' на 500 миллионов рублей и по разделу 'Образование' на 2 миллиарда рублей за счет сокращения раздела 'Обслуживание государственного долга'. Наша поправка была поддержана и подкомитетом по бюджету, то есть, прошла профессиональную финансово-экономическую экспертизу. Но когда она была поставлена на голосование в Государственной Думе, то ее не поддержали 4 проправительственные фракции - 'Единство', ОВР, 'Народный депутат' и 'Регионы России'. Возвращаясь к зарплате, могу сообщить и хорошую новость: в 2003 году в три раза увеличиваются надбавки за ученые степени - в конце декабря в первом чтении принят соответствующий закон, внесенный по инициативе возглавляемого мною комитета.

Владимир Л.

Считаете ли Вы возможным тарифную сетку начинать "сверху"? Установить 18 разряд на уровне затрат на содержание министра а далее делать скидки на сложность, ответственность, занятость и т.д.? Если нет, то почему?

Не думаю, что это продуктивный подход. Если говорить о министрах, депутатах, других высших государственных служащих, то еще в прошлой Государственной Думе я вместе с депутатом Нестеровым вносил законопроект, который увязывал уровень зарплаты высших государственных чиновников со средним уровнем зарплаты в стране через определенный коэффициент. Думаю, это справедливо, если зарплата государственных деятелей зависит от благосостояния граждан страны, которой они руководят. Но, к сожалению, этот законопроект даже не обсуждался на заседании Государственной Думы. А если говорить о единой тарифной сетке, то я сторонник перехода к отраслевым системам оплаты труда в бюджетной сфере.

Валентин Грязнов, г.Воронеж

Стараюсь внимательно следить за разработанным Минтруда и одобренным правительством проектом реформы оплаты труда бюджетникам в сфере образования? К этому проекту у меня много вопросов и претензий. Как прошли вчерашние слушания в ГД по этому вопросу, чем они закончились. Если можно, расскажите, пожалуйста, суть решений парламентских слушаний. Будут ли они учтены правительством. Ведь часто бывает так: прошли в ГД слушания, приняты решения, призывающие пересмотреть тот или иной законопроект, представленный правительством на рассмотрение в ГД, а правительство игнорирует итоги парламентских слушаний и 'протаскивает' свой законопроект, не обращая внимание на мнения экспертов и депутатов ГД, высказанные ими на парламентских слушаниях.

Слушания прошли с удивительным единодушием. Проект рекомендаций, который я представил, был одобрен. Суть нашего решения состоит в следующем: переход от ЕТС к отраслевым системам оплаты труда следует поддержать. Но такой переход имеет смысл лишь при наличии правовых и финансовых гарантий, обеспечивающих реальный рост заработной платы и создания такой отраслевой системы оплаты труда, которая стимулирует высококвалифицированных работников, способствует привлечению молодых специалистов. Концепция, которая разработана Министерством труда и социального развития, таких гарантий не предоставляет. Более того, в ней предлагается систему ставок и окладов работников бюджетной сферы устанавливать на федеральном уровне в качестве рекомендательной, а конкретные значения ставок и окладов устанавливать органами власти субъектов федерации или органами местного самоуправления. При этом общее повышение зарплаты, которое предлагается проводить с 1 октября 2003 года, ограничено коэффициентом 1,33. Но ведь с момента предыдущего повышения (1 декабря 2001 года) стоимость жизни вырастет в 1,4 раза (такова оценка экспертов профсоюза работников образования и науки). Таким образом, предлагаемый размер повышения зарплаты не позволяет построить эффективную отраслевую систему оплаты труда. Поэтому в рекомендациях слушаний предлагается с 1 октября провести индексацию зарплаты, предусмотренную Федеральным бюджетом, а переход к отраслевым системам оплаты труда осуществлять с 1 января 2004 года, предусмотрев в бюджете 2004 года увеличение общего фонда оплаты труда не менее, чем вдвое. Мы обсуждали на слушаниях проблему оплаты труда работников образования, поскольку она носит наиболее острый характер. Сфера образования имеет особое значение для развития нашей страны и принятие предложенной Минтрудом Концепции в ее нынешнем виде привело бы к разрушению единого образовательного пространства в стране и поставило бы под угрозу модернизацию и развитие образования. Будут ли учтены эти рекомендации правительством? Думаю, что в значительной степени это будет зависеть от позиций фракций в Государственной Думе. Могу твердо сказать, что фракция 'Яблоко' будет делать все, что в ее силах, чтобы не допустить принятия Концепции в ее нынешнем виде, и будет добиваться, чтобы при введении отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, в сфере образования, были предусмотрены на уровне федерального закона правовые и финансовые гарантии минимальных размеров ставок и окладов отраслевой системы оплаты труда.

Антонина Петровна г.Серпухов

Зачем понадобилось реформировать оплату труда учителей, лучше просто увеличить базисную ставку.

Нынешняя сетка не позволяет стимулировать квалифицированных и опытных учителей. Отраслевая система, которая учитывает большее количество факторов, чем ныне действующая ЕТС, на мой взгляд, может стать более эффективной и справедливой. Но, повторяю, при существенном, не менее чем двукратном, увеличении общего фонда оплаты труда.

Ирина

Создается впечатление, что при разработке этой Концепции Министерство труда и социальной защиты РФ руководствовалось лишь тем, чтобы полностью списать с себя заботу о российских учителях Не так ли?

У меня тоже возникает такое впечатление, особенно после того, как министр труда проигнорировал приглашение на парламентские слушания.

Александр

Судя по материалам СМИ, об итогах парламентских слушаний, прошедших во вторник в ГД, там рассматривался только вопрос о реформе оплаты труда учителям, а будут ли проходить подобные слушания по данному вопросу, касающиеся оплаты труда в здравоохранении и других бюджетных сферах? Спасибо.

Да, на парламентских слушаниях во вторник обсуждались, прежде всего, вопросы оплаты труда работников образования. На 12 февраля в Государственную Думу приглашен Председатель Правительства Михаил Касьянов, думаю, что вопросы оплаты труда в здравоохранении и других бюджетных сферах обязательно будут подняты на этом заседании.

Игорь Анатольевич, С-Петербург

Каков сегодня возрастной состав учителей средних школ? Фигурировали ли на парламентских слушаниях какие-либо статистические сведения о количественном и качественном составе работников сферы образования и факторах, влияющих на него? Спасибо.

Могу Вам сказать, сколько среди учителей молодых мужчин до 30 лет - на всю Россию 19 тысяч. Подробных данных под рукой у меня нет, но, думаю, что каждый, кто водил детей в школу, имеет свое представление.

Дмитрий Желебин, г.Москва

Как Вы относитесь к введению в качестве факультативного изучения в средних школах России основ православной веры?

В случае, если это делается по просьбе и с согласия учеников и их родителей и не за бюджетные деньги, считаю это возможным. Как, впрочем, и основ любой другой религии, исповедуемой гражданами России. Но при непременном соблюдении этих условий.

Алла Романовна, учительница

Как не послушаешь отчет В.Матвиенко перед президентом Путиным о погашении задолженности государства перед бюджетниками, все у нее хорошо и гладко. Как сегодня обстоят дела с задолженностью заработной платы перед учителями? Знаю, что на конец 2002 года она составляла более 1 млрд руб. А какова она на сегодняшний день?

Данных за январь еще нет.

Михаил

Слышал, что в правительственном проекте концепции реформы оплаты труда в системе образования учителя из федерального бюджета будут получать оклады не больше минимального размера оплаты труда, то есть 450 рублей, а остальное должны доплачивать регионы. Фактически государство отказывается от какой-либо ответственности перед работниками образования? Так ли это? Что же в таком случае ожидать учителям из дотационных регионов?

Вы слышали правильно и именно это одна из главных причин моего критического отношения к правительственному проекту, более подробно я уже отвечал на этот вопрос выше.

Олег Шагин, г.Зеленоград

Правда ли, что согласно проекту Концепции:, одобренному правительством, дифференциация ставок оплаты труда должна зависеть не только от квалификации, стажа и уровня образования преподавателя, но и от вида образовательного учреждения? Значит ли это, что у преподавателя ВУЗа зарплата при прочих равных условиях будет выше, чем, например, у преподавателя колледжа или школьного учителя? Существует ли на сегодняшний день методика расчета уровня зарплата в зависимости от всех этих условий, если да, то кто ее разработал и утвердил и можно ли с ней ознакомиться? Спасибо.

Да, такая дифференциация предусмотрена в проекте. Конкретные методики и размеры ставок разрабатываются в Министерстве образования. Эти предложения имеются в региональных органах управления образованием, мы обсуждали их и на парламентских слушаниях. У меня, к сожалению, нет электронной версии этого документа, но, возможно, он есть на сайте Министерства образования.

Алексей, г.Ростов

В ГД в конце года должен был рассматриваться вопрос о предоставлении городским школьным учителям отсрочки от службы в армии. Было ли принято какое-либо решение по этому вопросу?

К сожалению, законопроект был отклонен. Несмотря на то, что я пригласил участвовать в нем в качестве соавторов представителей различных фракций, при голосовании проправительственная 'четверка' его не поддержала. На мой взгляд, результаты голосования красноречиво показывают для кого образование действительно является приоритетом. Поименные результаты голосования можно найти на сайте 'Яблока' www.yabloko.ru

Роман Сергеевич, доктор исторических наук, РАН

Добрый день г-н Шишлов, скажите, пожалуйста, с какого месяца будет увеличена в три раза надбавка за докторскую степень, и коснется ли это увеличение научных сотрудников РАН? Спасибо.

Увеличение коснется и научных сотрудников РАН. Несмотря на то, что правительство при внесении проекта бюджета на 2003 год про научных сотрудников забыло, нам удалось перераспределить расходы федерального бюджета таким образом, чтобы надбавку получали не только педагогические, но и научные работники. Средств, предусмотренных в бюджете, достаточно для того, чтобы осуществить повышение с 1 января, но для его реализации необходимо соответствующее постановление правительства.

Татьяна Владимировна Игнатова

Удалось ли в бюджете на 2003 год увеличить расходы на образование, и если да, то насколько?

По сравнению с 2002 годом расходы на образование из федерального бюджета вырастут на 21 процент. На мой взгляд, такой рост не соответствует заявлениям правительства о том, что сфера образования является приоритетной. Но, как я уже говорил, наши предложения о более значительном увеличении расходов федерального бюджета на образование не были поддержаны.

Parviz Alekperov

Господин Шишлов, это реальночто когда-нибудь система образования России перейдет к западным стандартам и для студентов не будет проблем учавтствовать в программах обмена?

Надеюсь, что да. Летом минувшего года я обсуждал в Совете Европы возможности включения России в так называемый 'Болонский процесс' интеграции европейского высшего образования. В декабре 2002 года мы провели вместе с Министерством образования и Санкт-Петербургским университетом международный семинар, на котором обсуждали проблемы интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство. Почти все участники высказались за то, чтобы Россия участвовала в этом процессе.

Parviz Alekperov

Есть ли в России такая система: большие компании дают стипендии студентам ( в основном для учебы в зарубежных вузах), а после учебы они работают на них?

Насколько мне известно, в России существуют такие компании и такие проекты.

Юрий Георгиевич, Москва.

Здравствуйте, уважаемый Александр Владимирович!
У Вас огромный опыт общения как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Как Вы считаете, сохранилась ли историческая тенденция более либеральных настроений петербуржцев относительно москвичей? Коррелирует ли эта тенденция с поддержкой Яблока? Спасибо.

По-разному бывает. Посмотрим на парламентских выборах. Я надеюсь на поддержку в обеих столицах.

Ольга Сергеевна Новикова, С-Петербург, учительница средней школы

Уважаемый Александр Владимирович, поздравляю с присуждением Вам экспертами 'Учительской газеты' звания 'Политик года - 2002'. Дальнейших успехов Вам на трудном поприще отстаивания наших интересов на самом высоком уровне. Спасибо Вам за это! Что дальше, по-вашему будет с этой Концепцией? Какие шаги после парламентских слушаний Вы ожидаете от Правительства?

Спасибо за поздравление. Для меня это знак того, что новая политика комитета поддерживается профессиональным сообществом. Что будет с Концепцией, сегодня, конечно, не могу сказать. Повторю лишь, что многое будет зависеть от позиции фракций в Государственной Думе. В частности, от того, изменится ли отношение 'большой четверки' проправительственных фракций к образованию. Мы будем стараться убедить их в правильности нашей позиции.

Алла Жукова, г.Москва

Хотелось бы узнать когда в последний раз и на сколько повышалась заработная плата депутатам Федерального Собрания и членам правительства и сравнить это повышение с предлагаемым правительством повышением заработной платы в сфере образования в 1,33 раза за период с 2002-2003 год, который не покрывает даже роста инфляции за этот период. Спасибо.

В последний раз зарплата депутатам повышалась летом прошлого года, в полтора раза. Про свое отношение к правительственным предложениям о повышении зарплаты в сфере образования я уже говорил.

Вера Николаевна Максимова, г.С-Петербург

Александр Владимирович, как Вы относитесь к введению ЕГЭ в школах? Насколько реально при этом избежать фальсификаций и обеспечить объективность?

Я полагаю, что на основе ЕГЭ можно создать независимую от школы и вуза систему аттестации выпускников и конкурсного поступления в вузы, которые будет справедливее и объективнее ныне существующей. Опыт эксперимента по ЕГЭ, который проходит, показывает, что избежать фальсификации и обеспечить объективность при ЕГЭ легче, чем при нынешней системе.

Игорь Ефимов

Как известно, в российской науке практически отсутствует среднее (т.е. ваше) поколение. Оно работает на Западе. Это является причиной так называемого разрыва поколений. Какие конкретные шаги предлагает ваша партия для возвращения "утёкших мозгов" или их опыта в Россию?

Разделяю Вашу тревогу, но, к счастью, не все мое поколение работает на Западе. Что касается конкретных шагов, то многие их них очевидны: нужно увеличивать бюджетное финансирование науки и, прежде всего, конкурсных фондов поддержки научных исследований, нужно увеличивать ассигнования на приобретение современного оборудования, нужно развивать программы ипотечного кредитования для молодых ученых. Вот эти шаги мы и предлагаем.

Константин Градский, г.Орел

Насколько реально, по-вашему, восстановить ответственность государства перед системой образования? Что на Ваш взгляд для этого необходимо сделать ГД? Какие законы принять? Как заставить Правительство их исполнять? Спасибо

Скажу лишь об одном законе - О государственном стандарте общего образования. Этот закон устанавливает, что бюджетные расходы на образование определяются на основе нормативов в расчете на одного ученика. А нормативы рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить материальные условия образовательного процесса и уровень образования, определяемый государственными образовательными стандартами. А как заставить правительство исполнять законы - это другой вопрос. В нынешней Государственной Думе большинство депутатов безоговорочно поддерживают правительство и от них трудно ожидать, что они будут выступать по отношению к правительству критически.

Жилкина Ольга Дмитриевна

Г-н Шишлов, объясните, пожалуйста, почему, вопреки всякому здравому смыслу, в бюджете на 2003 год заложено повышение оплаты труда бюджетникам не с 1 января, а с 1 октября, т.е в конце года? С такой помпой ГД приняла бюджет на 2003 год в конце 2002 года, все обрадовались, что будут жить по новому бюджету, а на деле для огромного числа бюджетников этот бюджет практически ничего не дает, а с учетом роста инфляции даже уменьшает доходы трудящихся бюджетной сферы.

Потому что так проголосовала Государственная Дума. Когда поправка об увеличении оплаты труда с 1 января на 20 процентов (вместо увеличения с 1 октября на 30 процентов) ставилась на голосование, она была отвергнута. И опять-таки, ее не поддержали четыре проправительственные фракции.

Златоуст Тяптина Людмила Викторовна, депутат городского собрания, Комитет по образованию и делам молодежи

Александр Владимирович, прошел год после Вашего визита в наш город. Мы видим Ваше усилие по улучшению положения в образовании, поддерживаем Вашу позицию. Надеемся на скорую встречу для продолжения сотрудничества.

Хотим задать несколько вопросов:

1. Учитель выполняет государственную задачу, независимо от территории на которой он проживает. Как Вы считаете, правильно бы было перевести финансирование заработной платы учителей на Федеральное финансирование. Почему зарплата учителей должна зависеть от того, на какой территории он проживает!? В 2002 году из собираемых городом налогов на местах осталось лишь 23 %, остальную часть передали в вышестоящие бюджеты, а данная концепция предполагает финансирование з/п из местных бюджетов.

Добрый вечер, Людмила Викторовна, надеюсь, что смогу в этом году приехать в Челябинскую область. Я считаю, что достойная зарплата учителя должна быть гарантирована государством, независимо от того, в каком регионе учитель работает. Поскольку нынешний правительственный проект реформы оплаты труда не дает такой гарантии, я считаю его неприемлемым. Буду добиваться, чтобы федеральные гарантии были установлены законом.

г. Златоуст Романова Римма Фануровна, учитель шк. N10

В новой концепции вводится понятие 'Бакалавр', 'Дипломированный специалист', 'Магистр'. Как соотнести диплом специалиста, полученный 10, 20, 30 лет назад. Кто он?

Почему не исполняется Указ N1 1991 г. Президента России Ельцина Б.Н. в части оплаты учителей и преподавателей ВУЗов?

Диплом специалиста, полученный 10-20-30 лет назад, сохраняет свой статус. Про указ N1 и зарплату - смотрите мои ответы выше.

Кирилл Львов

Здравствуйте г-н Шишлов. Как Вам кажется, почему у нашего правительства такое безразличное, мягко говоря, отношение к системе образования. Ведь все они, что впрочем, не скажешь об их детях, заканчивали наши советские школы, институты и университеты и именно благодаря своим педагогам стали министрами, а теперь их основная забота сводится к тому, чтобы не дай бог не обидеть олигархов и не переплотить бюджетникам?

Сам бы хотел понять.

Денис

Какие моменты в проекте Концепции оплаты труда в сфере образования, предложенной Министерством труда для утверждения ГД Вам показались самыми спорными и неприемлемыми? Спасибо.

Первое: отсутствие федеральных государственных гарантий (правовых и финансовых) минимальных размеров ставок и окладов отраслевых систем оплаты труда. Второе: недостаточный объем бюджетных ресурсов, выделяемых на реформу системы оплаты труда.

Журбин Александр Павлович

Как Вы считаете: должно ли в ставку преподавателя в школе (16 часов) включаться время на методическую работу (3 часа)? Ведь, если преподаватель не занимается методической работой, то он не может давать детям современных знаний. Следовательно, методическая работа - это часть работы учителя, подлежащая оплате.

Согласен с Вами.

Вадим Абрашев, журналист газ.

Уважаемый Александр Владимирович!

Считаете ли Вы, что принятие Концепции Починка приведет к снижению зарплаты работникам сферы образования? Пользу или вред принесет изменение пятибалльной системы оценок на многобальную?
С уважением, журналист газеты "Республика" Вадим Абрашев, Чувашия

Про концепцию Починка уже говорил. Про изменение пятибалльной системы на многобальную говорить рано. Во-первых, это отнюдь не самая острая проблема нашего образования, а во-вторых, эксперименты по использованию различных систем оценок еще только начинаются.


Виктор Денисович, С-Петербург

Здравствуйте, уважаемый Александр Владимирович! Принимало ли участие в разработке проекта Концепции Министерство образования РФ, если нет, то почему и каково его отношение к этой Концепции?

Министерство образования разрабатывало различные схемы отраслевой системы оплаты труда работников образования, в частности, по предложению нашего комитета схему, которая предусматривает повышение зарплаты в 1,9-2,4 раза.

Спасибо всем за интересные вопросы. К сожалению, не на все успел ответить, но самые главные темы, на мой взгляд, мы с вами смогли обсудить. Желаю всем в новом году успехов и удач, здоровья и радости вам и вашим близким. Надеюсь, что общими усилиями мы сможем добиться, чтобы образование в России заняло достойное место. Ведь от того, каким будет образование, зависит наше будущее.

"Известия", 16 января 2002 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Александр Шишлов

Александр Шишлов- политик года в области образования - пресс-релиз 13 января 2003 года

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]