[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Пять вечных тем
Экономические проблемы заставляют президента повторяться из года в год
"Московские новости", 20 мая 2003 года

В Послании Федеральному Собранию президент, не вдаваясь в детали, подвел итоги экономической политики за три года своего правления и повторил большую часть тезисов, которые содержались во всех трех его предыдущих Посланиях 2000 - 2002 годов. Пожалуй, единственные новации, которые прозвучали, - предложение удвоить за десять лет ВВП (о чем будет отчитываться уже другой президент) и сделать рубль полностью конвертируемой в мире валютой.

В чем причина - в дефиците новых идей или в нежелании президента жестко увязывать свое имя с какими-то конкретными предложениями - сказать трудно, но первое более вероятно. Ведь несмотря на то что до президентских выборов еще десять месяцев, в их благополучном для Путина исходе мало кто сомневается... Ну а пока можно насчитать по крайней мере пять экономических тем, которые регулярно повторяются из Послания в Послание, если не дословно, то с одинаковым смыслом.

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Экономические итоги последних трех лет президент оценил как "достаточно скромные". По его словам, "у некоторых возникло ощущение, что все наши проблемы уже решены и вопрос лишь в том, должна наша экономика расти на 4 или 6 процентов в год", но это не так. "Мы стоим перед лицом серьезных угроз, - заявил Путин. - Наш экономический фундамент все еще неустойчив и слаб, большинство отраслей экономики неконкурентоспособны, численность населения продолжает падать, каждый четвертый россиянин живет за чертой бедности, а экономический рост, которому мы обязаны крайне благоприятной мировой конъюнктурой, высоким ценам на нефть, остается крайне неустойчивым".

Почти то же самое звучало в том же зале и три года назад, в Послании-2000. Тогда только что избранный президентом Владимир Путин говорил: "Нужно, прежде всего, разобраться, чем вызван нынешний экономический рост, устойчив ли он. Сегодняшние показатели - результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними. Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала". И еще одна цитата: "Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику знаний и технологий..." Да и в двух следующих Посланиях звучали очень похожие мысли.

НЕСОВЕРШЕНСТВО НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Касаясь последних правительственных предложений по налоговой реформе ("МН" анализировали их в N17. - Б.В.), президент одобрил принцип перехода от ежегодного планирования к среднесрочному и заявил: "Программа налоговых изменений на ближайшие три года - это, конечно же, правильный, важный и нужный шаг. Теперь надо двигаться дальше: разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие-долгие годы". Примерно о том же президент говорил и прежде: так, в Послании-2000 отмечалось, что "налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса". Там же говорилось о необходимости снижения налогового бремени, а в Послании-2001 - о необходимости стабильной налоговой системы...

БОРЬБА С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПОПУЛИЗМОМ

Здесь, пожалуй, наблюдается наиболее полное совпадение тезисов, которые переходят из Послания в Послание. Сравните сами. Первый из нижеследующих абзацев отделяют от второго три года. Но кто бы заметил, если бы они поменялись местами?

Послание-2003: "Необходимо положить конец политике "пустых обещаний" со стороны власти. И исполнительная, и законодательная власть наобещала людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Мало того, под популистскими лозунгами невыполнимые обещания наращиваются. Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 трлн. рублей - это практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. Власть не может, не должна и не имеет права обманывать граждан своей страны. Если мы с вами людям что-то пообещали, нужно обязательно выполнять или лучше не обещать".

Послание-2000: "Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике. Утвердилась государственная ложь, вот в этом зале, наверное, уместно будет об этом сказать, когда мы все вместе собрались: мы принимаем многочисленные законы, заранее зная, что они не обеспечены реальным финансированием. Просто из политической конъюнктуры продавливаем то или другое решение. У нас нет другого выхода, кроме как сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно восстановить доверие народа к государству".

ОГРАНИЧЕНИЕ "АППЕТИТОВ" БЮРОКРАТИИ

В Послании-2003 президент в очередной раз высказался за радикальное сокращение функций государственных органов, заявив, что российская бюрократия "обладает огромными полномочиями, но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти". Она "оказалась плохо подготовлена к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, но неплохо приспособилась извлекать так называемую административную ренту из своего положения". По мнению президента, "бюрократию нужно не убеждать уменьшить свои аппетиты, а директивно их ограничить" и провести "радикальное сокращение функций госорганов в увязке с комплексом решений по разграничению полномочий между уровнями власти и обеспечению их финансовой самостоятельности". Между тем, по словам президента, правительство, проведя инвентаризацию функций министерств и ведомств, насчитало их порядка 5 тысяч. При этом выяснилось, что "почти каждое ведомство считает, что его функции нужно не сокращать, а расширять, в том числе за счет соседних ведомств".

Что же, в прежних Посланиях начиная с 2000 года говорилось практически то же самое. И о дебюрократизации российской экономики, и о минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий, и о том, что "организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции", и о том, что "любые административные барьеры преодолеваются взятками: чем выше барьер - тем больше взяток и чиновников, их берущих". В Послании-2002 Путин говорил: "В прошлогоднем Послании я уже давал соответствующее поручение правительству и просил начать подготовку к административной реформе. Понятно, ревизия функций государства - задача непростая и долговременная. Здесь не может быть никакой кампанейщины, кампанейщины, которая обычно заканчивается плавным переливом чиновников из одной структуры в другую. Но мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата". Скорее всего, нечто похожее мы услышим и в Послании-2004...

ПРОБЛЕМА ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Об этой проблеме президент высказался резко, заявив, что "цены на продукцию и тарифы на услуги повышаются темпами, опережающими рост цен на свободном рынке", что происходит перераспределение экономических ресурсов в сторону монопольного сектора, монополисты получают дополнительные блага и не увеличивают качество работы, а просто "душат конкурентов". После чего заявил, что "правительству пора это прекращать", но предлагать рецепты по борьбе с этим недугом не стал.

Впрочем, все то же Путин говорил и в Послании-2002: "аккуратное" отношение государства к монополиям используется ими для поднятия тарифов, и ссылки монополистов на рост издержек далеко не всегда состоятельны, чаще всего несостоятельны. Хотел бы напомнить - реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться в интересах страны. Реформы монополий призваны привести к понижению издержек, избавлению от непроизводственных расходов, появлению продуманных инвестиционных программ"...

Что изменилось через год? Если обратиться к Посланию-2003, практически ничего. По-прежнему лоббисты, отстаивающие интересы крупных монополий, успешно "продвигают" свои планы. И даже строят новые: достаточно упомянуть намерения РАО "ЕЭС", создав холдинг "Российские коммунальные системы", приватизировать наиболее прибыльную часть коммунальной инфраструктуры, после чего, по словам скептиков, веерные отключения электроэнергии могут смениться веерными отключениями канализации.

То, что одни и те же проблемы из года в год звучат в президентских посланиях, означает лишь одно: все они остаются нерешенными. Чего недостает для их решения - политической воли или квалификации исполнителей - неизвестно. Стоит, впрочем, обратить внимание и на те проблемы, о которых Путин традиционно умалчивает. А умалчивает он о проблеме роста цен, об уровне зарплаты "бюджетников", о распределении доходов между уровнями власти (70 проц. налогов концентрируется в "центре", а регионы и муниципалитеты сидят на голодном пайке), об использовании доходов от природных ресурсов, о неэффективном использовании западных кредитов, о возврате долгов вкладчикам советского Сбербанка... И остается только гадать: президент не знает, как решать эти проблемы, или считает, что их и решать не надо?

"Московские новости", 20 мая 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]