[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Всех на "счетчик"

Тот, кто держит в руках рубильник, может диктовать свои условия
Московские новости, 18 июня 2003 года


Российское правительство утвердило предельные ставки повышения тарифов естественных монополий на 2004 год. Тарифы на газ возрастут на 20 проц., на грузовые перевозки - на 12 проц., на электроэнергию - на 16 проц. При том, что "Газпром" требовал роста тарифов на 40, МПС - на 25,5, а РАО "ЕЭС" - на 51,5 проц., результат выглядит вполне компромиссным.

И все же радоваться рано. Ведь практически одновременно совет директоров РАО "ЕЭС" одобрил стратегию развития энергохолдинга до 2008 года. Так называемая программа "5+5" включает в себя пять лет подготовки реформы энергетики и пять лет реструктуризации компании. Вместе с одобренной правительством 22 мая "Энергетической стратегией России до 2020 года" это обещает серьезные - с точки зрения потребителя электроэнергии - последствия...

ПЕРВОД НА РУССКИЙ

Заявленная цель обеих энергетических "стратегий", неразрывно связанных между собой, выглядит привлекательно: двукратное снижение энергоемкости производства, создание конкурентного рынка электроэнергии при сохранении доступных населению цен, привлечение в энергетику десятков миллиардов долларов инвестиций... Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что на самом деле при этом достигаются совсем иные цели. Какие?

Начнем с самого понятного для граждан - проблемы тарифов. Как уже сказано, РАО "ЕЭС" требовало от правительства разрешить увеличение в 2004 году тарифов на электроэнергию на 51,5 проц. Кроме этого, энергетики требовали увеличить тарифы Федеральной сетевой компании (ФСК) на 125, а тарифы системного оператора - на 900 проц. Напомним, что ФСК - структура, управляющая всеми электрическими сетями в стране, а системный оператор - структура, выдающая в этих сетях обязательные для исполнения диспетчерские команды. Иначе говоря, "всероссийский рубильник".

С учетом того, что прогнозируемая инфляция на 2003 год - 12 проц., получилась удачная иллюстрация к недавним заявлениям Владимира Путина о том, что тарифы монополий растут несоизмеримо быстрее инфляции. Но что же требует такого стремительного роста? Оказывается, деньги нужны на строительство электростанций и модернизацию сетевого хозяйства. Заметим: осенью, когда обсуждался "энергетический пакет", представители РАО "ЕЭС" говорили о том, что его принятие позволит привлечь колоссальные инвестиции. Теперь выясняется, что никаких инвестиций нет, а необходимые средства предполагается взыскать с потребителей электроэнергии.

Да, правительство "урезало" тарифные аппетиты энергетиков, но они не унывают. Ведь в планах РАО "ЕЭС", которые одобрило то же самое правительство, говорится и о других источниках финансирования. Таких, как плата за системную надежность и плата за мощность электростанций. По сути, вводятся "энергетические налоги", которыми обложат потребителей. А собранные средства будут направляться в инвестиционные фонды, подконтрольные РАО "ЕЭС", и уже из этих фондов будут финансироваться внутренние инвестиции. После чего благополучно "обновленные" за счет населения объекты электроэнергетики можно будет не менее благополучно приватизировать.

Наконец, в планах энергетиков - добиться разрешения, чтобы в тарифы, по которым мы будем платить, включались расходы РАО "ЕЭС" на то, чтобы брать займы. А также на то, чтобы эти займы обслуживать (платить по ним проценты). Более того, эти займы будут взяты под государственные гарантии и со специальной государственной страховкой...

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ ?

Если перевести сказанное с энергетического на русский - получится, что в качестве инвесторов РАО "ЕЭС" выступят не мифические иностранные или отечественные компании (которые, как нам рассказывали прошлой осенью, чуть ли не в очередь стояли со своими деньгами, дабы скорее "вложиться" в энергетическую отрасль), а российские налогоплательщики. Вот только инвестиции являются делом добровольным, а у налогоплательщиков никто их согласия не спрашивал. Платить будут в "добровольно-принудительном" порядке.

Между прочим, если за развитие РАО "ЕЭС", как выясняется, надо платить из бюджета - зачем вообще было превращать ее в частную компанию? "Но ведь РАО "ЕЭС" находится под контролем государства!" - могут возразить автору. А вот в этом есть сомнения.

Во-первых, потому, что РАО, 52 проц. акций которого принадлежит государству, не является государственной компанией. Это - коммерческая организация, цель которой - не обеспечение потребителей электроэнергией, а извлечение прибыли. Что касается государства, то его владение контрольным пакетом никак не отражается на действиях РАО, где всем руководит правление.

А во-вторых, в подавляющем большинстве дочерних компаний РАО - в частности, в региональных АО-энерго (которые затем предполагается приватизировать) - контрольного пакета государства давно уже нет. В них, как правило, есть 49-процентный пакет акций, принадлежащий РАО "ЕЭС".

Что же касается доли, которую в АО-энерго имеют регионы, - она может быть и нулевой. Как это имеет место, скажем, в Петербурге, где город не владеет ни одной акцией ОАО "Ленэнерго": последние 17 процентов акций были проданы еще в 1998 году. Между прочим, вице-губернатором по имущественным вопросам, организовывавшим эту сделку, был Андрей Лихачев. Вскоре он занял пост генерального директора "Ленэнерго", где остается до сих пор. Насколько случайно это совпадение, можно только догадываться...

ИГРА В "МОНОПОЛИЮ"

В свете сказанного понятно, почему советник Президента России по экономике Андрей Илларионов полагает, что предложенная РАО схема выкупа генерирующих активов приведет к дальнейшей монополизации электроэнергетики. Эта схема предполагает снижение государственной доли в генерирующем секторе, а затем - приватизацию системного оператора и межрегиональных сетевых компаний. "Если она будет принята, еще большая часть национальных финансовых ресурсов будет перераспределяться из немонопольного сектора или свободного сектора экономики в монопольный. Причем в карман вполне конкретной монополии и конкретного менеджера, являющегося руководителем этой компании", - считает Илларионов...

И еще одно, весьма существенное обстоятельство. Приняв "энергетический пакет", от какого-либо регулирования данной сферы полностью устранился парламент - все полномочия отданы правительству, что открывает дорогу почти безграничному произволу монополистов. Но еще хуже положение региональных властей, которые в описанной выше схеме - с включением всех (в том числе - распределительных) сетей в структуру ФСК и с упразднением региональных энергетических комиссий - смогут лишь беспомощно наблюдать за ростом тарифов.

Зато энергетики при этом получают возможность "брать за горло" большинство регионов, получая не только экономическую, но и политическую власть. Надо ли доказывать: тот, кто держит в руках рубильник, может очень во многом диктовать свои условия?

Московские новости, 18 июня 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Тема "Реформа энергетики"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]