[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Эфир ведет Ольга Бычкова
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Задорнов - зам. председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам.
"Эхо Москвы", 14 августа 2003 года

В гостях: Михаил Задорнов
Ведущие: Ольга Бычкова

О. Бычкова – 12:05 в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день. И у нас в прямом эфире сегодня – зам. председателя комитета ГД по бюджетам и налогам Михаил Задорнов. Добрый день, Михаил Михайлович.

М.Задорнов – Добрый день.

О.Бычкова – Говорим мы сегодня о том, что кабинет министров буквально в эти часы и минуты рассматривает проект бюджета на 2004 год. К концу августа, до 26-го числа, если я правильно понимаю, этот документ должен поступить в ГД, основные его параметры известны, так же, как и известны проблемы, спорные вопросы, которые сейчас обсуждаются. Итак, про бюджет известно, что доходы в размере 2 триллионов 740 млрд. рублей, 17.9% ВВП, расходы чуть меньше, 2 триллиона 656 млрд., профицит – 0.5% ВВП. Это основные такие цифры, которые уже официально обнародованы. Если рассказывать более подробно, если объяснять, что там на самом деле внутри, чего стало больше, чего стало меньше?

М.Задорнов – Если мы посмотрим структуру расходов, которую сейчас обсуждает правительство, я не думаю, что она сильно изменится, растут расходы только по трем направлениям, это силовые структуры, т.е. армия, прежде всего, и правоохранительные органы. Я имею в виду – растут не только в номинальном выражении, но и как доля в общих расходах государства.

О.Бычкова – Это хорошо или плохо?

М.Задорнов – Сейчас остановимся на всех приоритетах. Следующее – это судебная система и образование. Вот три направления растут. Все остальные либо остаются примерно на том же уровне, как доля расходов государства, либо падают, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт, т.е. вся поддержка, можно сказать, реальному сектору, инвестиции, они даже сокращаются в номинальном выражении, с учетом инфляции это падение процентов на 15. Правильно ли выбраны приоритеты? За судебную систему и образование я обеими руками, поскольку образование – это ясный приоритет, растет последние три года, и мы с коллегами полностью поддерживаем именно такой упор. Наконец-то вузы начали переоснащаться, зарплата увеличивается на треть, прежде всего, она увеличивается – что такое бюджетная сфера с 1 октября, это учителя, врачи, работники вузов, научные работники. Судебная система – тоже бесспорный приоритет, поскольку, как мы знаем, сейчас закон принят, идет реформирование судебной системы, увеличение аппаратов, штата судов, хотя результаты пока, прямо скажем, не блестящие с точки зрения именно функционирования судебной системы, но все-таки мы рассчитываем, не только приняв законы, но и обеспечив финансирование судебной системы, все-таки они начнут решать дела по закону, а не по каким-то другим соображениям, которые мы часто, увы, наблюдаем. Мы – я имею в виду не только тех, кто работает в парламенте или правительстве, но и масса приходит к нам на прием людей, которые просто по своим бытовым гражданским делам недовольны явно не правовыми решениями судов. Армия – здесь сложнее. Дело в том, что с одной стороны ясно, что нужно увеличивать государственный заказ, оборонный, таково было решение еще в 2000 году Совета безопасности, и это правильно, потому что, видимо, негоже, когда мы продаем за границу те самолеты, которые еще не стоят на вооружении в собственной армии. С другой стороны, я глубоко уверен, что до тех пор, пока у нас нет военной реформы, несмотря на все разговоры, она вообще фактически не двигается, сколько денег армии ни выделяй, это не приведет к результату, поскольку совершенно очевидно, что изменения структуры армии, без перехода на контрактную армию практически эти деньги неэффективно используются, они не дают результата.

О.Бычкова – Сразу вопрос от нашего слушателя Варсонофия на наш эфирный пейджер: "Ваш проект бюджета направлен на то, чтобы скорее избавиться от пенсионеров и инвалидов". Что там с социальной сферой?

М.Задорнов – Во-первых, это не наш проект, мы его только будем рассматривать как парламент. Это проект правительства, сейчас обсуждаемый. Во-вторых, бюджет пенсионного фонда рассматривается отдельно. Он не входит в федеральный бюджет. Федеральный бюджет только аккумулирует часть средств в социальный налог, которые потом идут на пенсии. Сегодня, кстати говоря, рассматривается бюджет пенсионного фонда. Ему, кстати, уделяется меньше внимания, но могу сказать так, что предполагается индексация пенсий, в среднем, которая будет опережать инфляцию. Инфляция, кстати, прогнозируется на уровне 10%, в расчетах заложено.

О.Бычкова – Это не смелый прогноз?

М.Задорнов – Я думаю, что очень смелый. И в этом году мы, естественно, увидим больший рост цен, чем планировалось, 12%, ясно, что будет процентов 14, может быть, даже 15%. И на следующий год 10%, ясно, что не будет выдержано. Но будет где-то 11-12% рост цен, а индексация пенсий по разным категориям, в среднем, они заложена на уровень примерно 5-7% выше, чем темпы инфляции, т.е. рассчитывается где-то на 5-7% прибавку в реальном выражении можно. Хотя я вполне понимаю, что это для большинства пенсионеров слишком незначительная прибавка к пенсиям, и, к сожалению, и в этом году, и в следующем того существенного прироста в пенсионном обеспечении, которое было в 2000-2001 гг., ждать не приходится. По другим категориям, стипендия увеличивается с 1 сентября в 2 раза, до 400 рублей, студентам, в следующем году никакого роста нет, детские пособия, еще один год правительство предлагает сохранить на уровне 70 руб., т.е. вообще их не индексировать, несмотря на то, что в Думе, кстати говоря, есть закон, внесенный большой группой депутатов, о существенной индексации размеров детских пособий.

О.Бычкова – Но 70 руб. детского пособия – это конечно смешновато.

М.Задорнов – Это правительство предлагает сохранить на следующий год. И по бюджетникам индексация зарплаты сейчас, с 1 октября, на 33%, и в следующий год не предполагается индексация. По всей видимости, регионам будет сложно обеспечивать многим регионам выплату даже этой повышенной на треть оплаты труда. Вот если говорить об основных. Да, еще госслужащие военные и просто госслужащие, у них индексация будет с 1 октября тоже на 11%, как бы в темпах инфляции текущего года, достигнутой на 1 октября. В следующем году не предполагается индексация ни военнослужащим, ни госслужащим. Т.е. основное повышение зарплат пройдет в октябре этого года.

О.Бычкова – Если говорить о новшествах, относительно новая вещь в бюджете – это стабилизационный фонд так называемый, это заначка, которую делает государство, пока высокие цены на нефть, пока идут какие-то деньги, на тот случай, когда эти деньги перестанут поступать в таких количествах, как сейчас?

М.Задорнов – Да, вы помните, что дискуссия велась вокруг создания стабилизационного фонда или, как мы его в Думе называем, фонд будущих поколений, на протяжении последних полутора лет, и наконец правительство выполнило прямое указание президента, спустя два года, и все-таки внесло проект закона, который предполагает создание стабилизационного фонда с 1 января будущего года, т.е. параллельно с принятием бюджета мы должны в думе принять закон, который позволит ввести стабилизационный фонд с января будущего года. Что это такое – цены на нефть, предлагает правительство, 20 долларов за баррель поступает в бюджет, экспортные пошлины и налог на добычу природных ресурсов, а если по факту превышается 20 долларов, как сегодня, например, сегодня цена на нашу экспортную нефть примерно 28, так вот, вся разница между 28 и 20, которая выбирается как базовая цена надолго, при уплате экспортных пошлин и налога на добычу природных ресурсов, должна поступать не в бюджет, а в этот стабилизационный фонд, где в этой заначке накапливается. Как используются эти деньги – на отдельных счетах предполагается их учитывать, и в момент неблагоприятной конъюнктуры, когда цена не нефть падает, скажем, до 15, 12, как в 98 году, то используются эти деньги для поддержания того уровня расходов, тех же самых зарплат, пенсий, которые необходимы, которые уже были объявлены государством. Т.е. это как источник финансирования дефицита в критических ситуациях неблагоприятной конъюнктуры. И второе, это средство сократить расходы будущих периодов, т.е. вперед выплатить долг, меньше занимать, осуществить какие-то программы, например, вывоз людей из Крайнего Севера, где достаточно дорого, например, обеспечивать социальную инфраструктуру, лучше потратить сейчас, но затем сэкономить какие-то деньги на содержание социальной структуры на севере.

О.Бычкова – Говорят, что к концу следующего года объем финансового резерва составит 180.9 млрд. руб., что это значит, что эта за сумма, насколько это большая и существенная заначка, как долго может ее хватить?

М.Задорнов – Во-первых, эта суммы вызывает большие вопросы. Действительно, это не говорят, это в расчетах правительства говорится, что к концу этого года остаток, финансовый резерв, как раз то, что должно стать основой стабилизационного фонда, составит 180 млрд. руб. Сумма у меня вызывает очень большие сомнения по одной простой причине, только на начало этого года мы имели 210 млрд. руб., и почему эта сумма уменьшается по расчетам правительства, на самом деле, объяснить трудно. По моим оценкам, эта сумма будет существенно больше, чем 180 млрд. руб., она может достичь, как минимум, на 70-100 млрд. руб. больше к концу года, и думаю, что так оно и будет. И эти расчеты мы будем уточнять уже при рассмотрении бюджета. Насколько эта сумма велика – 180 млрд. руб., это примерно полуторамесячные расходы бюджета, т.е. полтора месяца можно не получать доходов и продержаться. Если будет около 280 млрд., что, я думаю, более реально, то это 2-месячные объем финансирования бюджета. Другими словами можно сказать так, что если цена на нефть падает до 15 долларов, вдруг, неожиданно, этих денег хватит примерно на 4 месяца, поддерживая тот уровень финансирования, который сегодня сложился. Т.е. это такая кислородная подушка.

О.Бычкова – Понятно. А вообще существуют какие-то нормы такого рода стабилизационных фондов, ведь они есть не только в нашей стране?

М.Задорнов – Они есть во многих нефтедобывающих странах, почти во всех, и газодобывающих, кстати говоря.

О.Бычкова – Сколько прилично иметь?

М.Задорнов – Нет такой закономерности, это как валютные резервы, чем больше имеешь, тем лучше, до какой-то границы, до той границы, когда ты не превращаешься в скупого рыцаря, не питаясь, не выделяя денег детям на образование, ты все-таки сидишь на этом сундуке с деньгами. Т.е. каждая страна сама определяет эту меру разумности. Правительство предлагает в этом законопроекте накопить в течение 3 лет сумму примерно в 600 млрд. руб., т.е. 20 млрд. долларов, считая, что с этой суммой уже затем можно будет справиться с любыми неблагоприятными внешними факторами.

О.Бычкова – Но если сейчас речь идет о том, что это суммы, которые достаточны для некоего поддержания жизни в течение полутора или нескольких месяцев, то это не называется фондом.

М.Задорнов – Это полностью если не будет получать доходы, чего, конечно, не бывает.

О.Бычкова – В любом случае это не называется фондом будущих поколений.

М.Задорнов – Да, если мы говорим о фонде будущих поколений, то это то, что, конечно, существенно большие должно иметь размеры, но здесь есть одна особенность. Все-таки деньги извлекаются из экономики, и поэтому у нас еще достаточно много нерешенных вопросов, в той же самой социальной сфере. И вряд ли государство должно все дополнительные средства направлять именно на такое накопление.

О.Бычкова – По поводу вопросов, в том числе, социальной сферы спрашивают наши слушатели. На пейджер Борис Григорьевич о расходах в бюджете на здравоохранение и Анна по поводу финансирования науки.

М.Задорнов – Финансирование науки не очень растет, 40 млрд. предполагается в этом году потратить, в следующем году – 46, т.е. это примерно чуть-чуть выше, чем инфляция. Наука явно не является приоритетом в следующем году для правительства. И если говорить о здравоохранении, то тоже рост примерно в соответствии с темпом инфляции. Я думаю, что как раз эти вопросы, как и вся структура бюджета, будут подробно обсуждаться в Думе, поскольку, как мы уже говорим, сегодня обсуждает правительство, дорабатывает в течение 2 недель, и 26 августа представляет документ в Думу.

О.Бычкова – Еще СФ, представители которого жалуются на уменьшение бюджетов субъектов федерации, о том, как вообще складываются финансовые отношения между центром и российскими регионами. Это дискуссия вокруг компенсации регионам их потерянных доходов после отмены налога с продаж, что планируется в следующем году.

М.Задорнов – Этому специально была посвящена трехсторонняя комиссия, где помимо правительства, ГД участвовали представители СФ. Несколько часов шло обсуждение, и ситуация, по моей оценке, последующая – НСП, по которому целый ряд регионов, в том числе Москва, очень много теряют при отмене. Он замещается регионам тремя источниками, они получают еще один процент налога на прибыль, они получают в свое распоряжение полностью акцизы на ликероводочные изделия. Сейчас, например, Москва собирает только половину акцизов на ликероводочные изделия, половина поступает в федеральный бюджет. 100% будет поступать в регионы. Это достаточно, как и прибыль, равномерно распределенный по территории источник, поскольку ликероводочные заводы существуют везде, по крайней мере, реализация оптовая, которая тоже платит акциз, она уж на всех территориях России имеет место. И третий источник компенсации, которую, собственно говоря, с самого начала предлагало правительство, это налоги, которые берутся с малого бизнеса, это упрощенная система малого бизнеса, вмененный налог на малый бизнес. На малый бизнес он, конечно, неравномерно распределен, поскольку в той же самой Москве достаточно большая доля малых предприятий, но, тем не менее, он присутствует во всех регионах. Эти три источника замещают выпадающий налог с продаж. Но проблема в том, что у регионов еще будут потери. Правительство предполагает сейчас централизовать налог на добычу газа и нефти, газа – полностью, т.е. забрать в федеральный бюджет, а по нефти – изменить пропорцию в пользу федерального бюджета. И по моей оценке с десяток регионов, такие, как Тюмень прежде всего, Удмуртия, Камчатка, еще целый ряд территорий, Чувашия, они не получают достаточной компенсации при этой ситуации отмена НСП и вообще изменении налоговой системы. Когда им надо увеличивать зарплату сейчас октября и весь следующий год платить на треть повышенную, конечно, для многих это будет достаточно тяжелым ударом. Поэтому внутри бюджета сейчас предлагается, это, я думаю, рациональное предложение правительства, создать такой фонд в 22 млрд. руб. точечной помощи отдельным территориям. И мы будем подробно смотреть каждый регион, соответственно, уже с расчетами определять, кто получит деньги из этого специального фонда выравнивания доходов в следующем, 2004, году. И кроме того, надо все-таки по налогу на добычу природных ресурсов, я думаю, повнимательнее посмотреть, чтобы все-таки не было прямого снижения доходов в добывающих нефть регионах. Но если говорить в целом о бюджете, здесь правительство лукавит, говоря о том, что пропорция меняется в пользу регионов, что сейчас 60 на 40, а в следующем году будет 54 на 46, это конечно просто эффект расчетов. В доходы регионов включается перечисления из федерального бюджета, происходит так называемый двойной счет. Реально если мы возьмем собственные доходы регионов из федерального бюджета, в следующем году это 60 на 40 опять, т.е. 60% доходов концентрирует федеральный бюджет, 40% - регионы. А потом, действительно, определенную сумму федеральный бюджет в виде финансовой помощи выделяет из своих уже доходов территориям.

О.Бычкова – Но можно сказать, что это не только соотношение 60 на 40, это и некое перераспределение самостоятельности между регионами и центром? Т.е. больше полномочий, получается, отходит к центру, является ли это направлением, вектором в развитии межбюджетных отношений между центром и регионами, которые намечаются на ближайшие годы, как реформа?

М.Задорнов – На ближайшие годы, это будет еще одна из очень спорных задач, спорных проблем предстоящей сессии парламента, это закрепление доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетов. Так называемый пакет Козака, законы о региональной власти и о местном самоуправлении предусматривают как раз закрепление за каждым из уровней ответственности, например, вся система образования, почти вся, она ложится на региональные бюджеты согласно этому закону. Это почти в сегодняшних затратах 150-160 млрд. руб., это огромные деньги. И соответственно, доходы будут закрепляться за территориями, за федеральным центром и местным самоуправлением. Нас, конечно, беспокоит, почему мы так внимательно смотрим соотношение федерации и регионов по доходам, что фактически сложившаяся сегодня система и будет закреплена лет на 5. Поэтому здесь, я считаю, ни правительство, ни парламент не имеет права на ошибку, поскольку если мы на 2004 год ошибемся в распределении доходов, то мы закрепим эту неверную пропорцию распределения доходов на следующие, как минимум, лет 5. Именно поэтому мы будем смотреть в бюджетном комитете вместе с коллегами каждую территорию с точки зрения ее реальных доходов в следующем году.

О.Бычкова – Но регионы согласны с такой схемой?

М.Задорнов – Вы знаете, сейчас же специфическим образом рассматриваются проекты бюджета. Вы видели наверняка по телевизору, что встречаются, например, Минфин или правительство с лидерами четверки, которые, по моему глубокому убеждению, и бюджета-то еще не видели, но уже произносят определенные выражения в поддержку документа, якобы они что-то туда внесли. С другой стороны, СФ достаточно пассивен в этой структуре.

О.Бычкова – Трехсторонняя комиссия?

М.Задорнов – Не всегда голос регионов слышен. Трехсторонняя комиссия – это один из инструментов, все-таки, для правительства выяснить мнение регионов. Тем не менее, другой площадки, кроме трехсторонней комиссии, думы и СФ у регионов, у губернаторов просто нет. Поэтому надо использовать именно эту площадку для того, чтобы заявлять позиции, отстаивать свои интересы, поскольку иначе просто голос регионов не будет услышан.

О.Бычкова – У нас был вопрос от нашего слушателя, Алексея Ивановича: "В общем, понятно, перед выборами сразу все повышают на 30%, выборы пройдут, потом на все будет наплевать". Такова идея предвыборного года, так ли это? Каков вообще элемент предвыборности в этом бюджете?

М.Задорнов – Сами судите, во-первых, вопрос о повышении зарплаты бюджетникам на треть был решен еще осенью прошлого года. Это же было основной частью бюджета на 2003 год. По-моему, то, что я перечислил по социальной сфере на следующий год, детские пособия, пенсии и т.д., не дает оснований говорить о том, что это предвыборный бюджет, о том, что растут расходы социальные. На самом деле, если мы возьмем так называемые не процентные расходы бюджета федерального, т.е. то, что тратится за пределами обслуживания долга, то они сокращаются по сравнению с текущим годом. Так по проекту. Я думаю, по жизни будет немножко иначе, по жизни немножко тот же уровень и будет в следующем году. Но, по крайней мере, такого роста расходов не будет. А приоритеты, судебная система, силовые структуры и образование, я думаю, что трудно каждому человеку почувствовать на себе сразу отдачу этих приоритетов. Скорее, он чувствует именно увеличение социальных расходов на себе более ярко. Поэтому бюджет предвыборным, на мой взгляд, никак нельзя назвать, бюджет следующего года.

О.Бычкова – Наш слушатель Василий задает вам еще один вопрос – как вы относитесь к мнению западных аналитических институтов о том, что основное препятствие развития России – это, видимо, громко сказано – адресация социальных выплат не конкретным гражданам, а региональным чиновникам?

М.Задорнов – На самом деле, адресация не идет региональным чиновникам.

О.Бычкова – Это опять проблема, где должно приниматься решение, да, в Москве или в регионе?

М.Задорнов – Нет, здесь, я думаю, что как раз Василий здесь говорит о другом, о том, что пособия получают не люди, а на уровне бюджетов и сам бюджет с теми же самыми ДЭЗами, с жилищно-коммунальной сферой, с транспортными организациями делает взаиморасчеты. Он прав в том, что если человек имеет право на пособие, на какую-то льготу, то она должна ему персонально выплачиваться в денежной форме, а он уже затем сам строит свои отношения с городским транспортом, телефонным узлом, с ДЭЗом, т.е. он должен сам распоряжаться этими деньгами, т.е. они должны быть персональны. И я думаю, что постепенно к этому и будем двигаться, но при этом не должно произойти главного – не должно произойти ухудшения именно сегодняшней ситуации для основных социальных категорий. Просто надо сделать эту помощь более адресной.

О.Бычкова – Михаил Задорнов, зам. председателя комитета ГД по бюджету и налогам, отвечал на наши с вами вопросы. Правительство сегодня рассматривает проект бюджета на 2004 год, мы пытались в этом разобраться. Спасибо вам.

"Эхо Москвы", 14 августа 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]