[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Игорь Потоцкий
Бюджет-2004: Стабильность или новый застой?
По материалам телепрограммы "Большие деньги"
FMБизнес, 1 сентября 2003 года

Осторожность в отношении роста доллара к евро с недавних пор в России имеет статус официальной позиции правительства: в проекте бюджета на будущий год заложено увеличение платежей по основной части внешнего долга на 3 миллиарда долларов. И это объясняется именно тем, что часть долга, выраженная в евро, может подорожать: Минфин ориентируется на курс примерно 1,24 - доллар к евро. Не лишено оснований, поскольку еще весной речь шла о том, что для выправления собственного торгового баланса Соединенные Штаты будут стараться опустить доллар до уровня 1,30. Есть даже оценки 1,40 к евро. Пока не понятно, готова ли Европа на такие жертвы ради восстановления американского роста, но даже 1,24 будет стоить российскому бюджету около 3 миллиардов долларов. И вообще, долговая политика - это одна из загадок бюджета будущего года. Но это отдельная тема, и о ней речь пойдет как-нибудь позже. Пока интересно, что это вообще за бюджет. Хотя, с точки зрения зампреда думского бюджетного комитета Михаила Задорнова, ничего особенно интересного в нем как раз и нет

Игорь Потоцкий: Михаил Михайлович, так вот: два представления о бюджете. Хороший, потому что большой, потому что такого большого бюджета не было за последнее время. И легко пройдет через Думу, потому что нужно закончить обсуждение бюджета до выборов. Вы согласны с тем и с другим?

Михаил Задорнов: Ну, то, что он стал несколько больше в долларовой оценке, это очевидно. Но здесь не столько заслуга бюджета, это заслуга, скорее, рубля, который укрепляется с каждым годом. И, естественно, его долларовая составляющая растет, растет, соответственно, и долларовая составляющая бюджета. Поэтому то, что бюджет стал больше в долларах, не значит, что он стал больше в реальном выражении. В реальном выражении расходы растут на 10% в следующем году, непроцентные расходы - рост 10%, инфляцию обещают 10%, поэтому с точки зрения обычного человека...

Игорь Потоцкий: С точки зрения сути, все остается как было?

Михаил Задорнов: Да, все остается, как было. И это самое главное отличие этого бюджета - это продолжение бюджета последних 3-4 лет.

Игорь Потоцкий: Ну, а что - бюджет. Если посмотреть на его содержание, то там около половины расходов - это оборона, правопорядок и долги. Ведь бюджет предназначен для чего, для того чтобы прожить еще год без осложнений, год выборов.

Михаил Задорнов: Я думаю, что это бюджет того политического времени, в какое мы сегодня живем. То есть, можно назвать это политической стабильностью, можно назвать это как раз отсутствием реформ. Кто-то говорит, что это новый застой. Это бюджет инерции. Что было в прошлом году? Индексируется заработная плата, индексируется коммуналка на прирост цен на электроэнергию и коммунальные расходы, и выделяются несколько приоритетов. Ими стала судебная власть, - все-таки идет судебная реформа. И я думаю, что это правильно, рост расходов на 30%. Приоритетом стали правоохранительные органы и Министерство обороны - рост на 20%, даже с небольшим. Хотя в правоохранительных органах рост меньше, поскольку там включили затраты на военизированную охрану.

Их доходы включили в бюджет. Это 40 миллиардов рублей. Ну, это, как бы, проходит через бюджет и идет на их расходы. И здравоохранение, и образование получили по 20% прироста, что во многом связано с повышением заработной платы бюджетникам, где в этих сферах, вы знаете, работают миллионы людей. Вот то, что выделено. А многие отрасли - ну, например, средства массовой информации, сельское хозяйство, инвестиции - они или уменьшаются, как СМИ на 10% в номинальном выражении и на 20 в реальном, или остаются в номинальном выражении на прежнем уровне. Таких гораздо больше, не только названные мной, но и помощь регионам, но и дорожное строительство. А в реальном выражении, значит, сокращение на 10%. То есть, при общей инерции кто-то вырывается чуть вперед, а кто-то просто топчется на месте и делает шаг назад.

Игорь Потоцкий: Ну, вот давайте вернемся к тем, кто вырывается вперед. Судебная система. Там, если я не ошибаюсь, расходы на судебную реформу, вообще на судебную систему, в 3 раза меньше, чем на госуправление. В здравоохранении - да, растет количество денег, которое выделяется на здравоохранение. А смысл-то в чем, если количество учебных заведений тоже растет и в результате…

Михаил Задорнов: Лечебных заведений.

Игорь Потоцкий: И учебных тоже.

Михаил Задорнов: И учебных заведений.

Игорь Потоцкий: Оборона, там много денег, больше 15% расходов на оборону, а на военную реформу при этом в 2 раза меньше, чем в прошлом году.

Михаил Задорнов: Это правда.

Игорь Потоцкий: Так в чем смысл вот такого увеличения денег?

Михаил Задорнов: Ну, мы уже 2-3 года говорим об изменении подхода к бюджетной политике. Чтобы финансировать несуществующую бюджетную сеть, имеющееся количество …

Игорь Потоцкий: Бюджетников?

Михаил Задорнов: …имеющееся количеств бюджетников, - вот, 1 миллион 100 тысяч человек в армии, а ставить какую-то цель. Ну, к примеру, подготовить 50 тысяч специалистов определенного профиля и дать деньги на подготовку этих специалистов, то есть перейти к такому целевому подходу в бюджетном планировании. С этой точки зрения, ничего не меняется, к сожалению, то есть даже нет эксперимента в одной или другой сфере. Мы ждали, что в этом году можно начать, скажем, с образования или с культуры и провести этот эксперимент. Но таких предложений нет. Видимо, на год еще отодвигается переход на другой подход. Пока - да, это большее финансирование уже имеющейся сети. Об армии если говорить, то, конечно, идет прибавка, прежде всего, на оборонный заказ. И это единственная сфера, которая была запланирована на 10 лет. Вы знаете, что было решение, по которому был запланирован прирост оборонного заказа на 10 лет вперед. И более или менее эта линия выдерживается. Это дало армии прибавку в финансировании. Ну, и растет содержание от строительства капитального до топлива и, так сказать, других сфер.

Игорь Потоцкий: Ну, правильно, чем дальше откладывается армейская реформа, тем выше расходы на содержание армии.

Михаил Задорнов: Но ясно, что не будет перехода на контрактную армию, не будет более быстрого формирования частей постоянного базирования, постоянной боевой готовности. Армия, она столь велика, что ее потребности просто безграничны. Сейчас говорится о том, что этих 400 миллиардов мало, потому что, на самом деле, надо 600 - и тогда только все потребности будут устранены, удовлетворены. На самом деле, потребности, действительно, беспредельны, как закон повышения потребностей.

Игорь Потоцкий: Ну, да.

Михаил Задорнов: Поэтому, если какой-то делать вывод здесь, то, да, есть некоторые приоритеты, но это не приоритеты таких, целевых реформ, а все-таки…

Игорь Потоцкий: …приоритеты распределения тех денег, которые есть.

Михаил Задорнов: Именно так.

Игорь Потоцкий: Значит, есть два источника благополучия, которые можно увидеть в бумагах. Один - это изменение курса рубля, получается 90 миллиардов долларов, а не меньше. А второе - это, собственно говоря, изменение той цены, при которой отсекаются деньги в стабилизационный фонд. Тут уже не 18, а 20, и расходы стали больше, вот и все.

Михаил Задорнов: Это так. Но, с моей точки зрения, само формирование стабилизационного фонда, то, что мы к этому подступили, это все-таки большой шаг вперед. Поскольку разговоры шли два года, мы вносили с группой коллег проект закона о стабилизационном фонде. Минфин не шел на этот шаг. Теперь правительство все-таки вносит в Думу закон о Стабилизационном фонде. Я считаю, что это все-таки большой шаг вперед. Почему? Во-первых, снимается давление на текущие расходы бюджета в ходе его исполнения. Поскольку когда вот эта вот заначка существует…

Игорь Потоцкий: Да.

Михаил Задорнов: ….просто как свободные деньги, все время возникает вопрос…

Игорь Потоцкий: …куда бы их деть.

Михаил Задорнов: …На который не может ответить никто. На этот простой вопрос невозможно найти ответ. Поэтому стабилизационный фонд - это снятие вот этого постоянного давления на увеличение текущих расходов бюджета. И второе - это способ, все-таки предотвратить реальное очень серьезное укрепление рубля в момент хорошей нефтяной конъюнктуры. Все-таки, цели денежно-кредитной политики здесь гораздо проще будет добиваться при стабилизационном фонде. И то, что мы его все-таки сформируем с начала следующего года, это, с точки зрения экономической политики все-таки большой шаг вперед.

Игорь Потоцкий: Такой вот разговор, и такой вот бюджет. Рубль вырос к доллару, и поэтому в долларах увеличился и бюджет. А поскольку цена на нефть после иракской кампании не упала и, кажется, не собирается падать, правительство решилось поднять повыше планку, на которой нефтяные доходы отрезаются в стабилизационный фонд. То есть больше денег остается на текущие расходы. И все хорошо. Правда, если расходы на оборону растут и в процентах от расходов вообще в 45 раз превышают расходы на военную реформу, которые сокращаются, то осмысленность или перспективность этих расходов как минимум не очевидны. Ну, понятно, что растущий оборонный заказ поддержит оборонную промышленность, которая так и не оправилась от своей экстренной конверсии. Но поскольку и там серьезных реформ не случилось, то эффективность и этой поддержки тоже не слишком очевидна. В общем, просто есть деньги, которые можно красиво распределить перед выборами. И в этом смысле главное достоинство бюджета в том, что на расходы запускается все-таки не все, что есть. Но как при этом правительство будет объясняться с регионами, теряющими доходы, это еще одна загадка. И после первого чтения мимо этой темы пройти уж точно не удастся.

FMБизнес, 1 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Раздел "Бюджет-2004"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]