[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Марина Соколовская
Дума начнет работу в особом режиме
"Газета.Ru", 8 сентября 2003 года

В Госдуме начинается особая, скоростная осенняя сессия. Первоочередных экономических законов до конца ноября планируется рассмотреть более двадцати.

Особенности нынешней сессии продиктованы, разумеется, ее предвыборным характером. Работа пойдет в ускоренном темпе. Две недели -- пленарные заседания, законотворческая работа в комитетах, две недели -- встречи с избирателями в регионах.

График будет уплотненным. Пленарные заседания, вместо обычных двух, будут проходить по три раза в неделю -- по вторникам, средам и пятницам, а совет Госдумы будет собираться по понедельникам и четвергам

Завершающее пленарное заседание осенней сессии Госдумы третьего созыва состоится 19 декабря 2003 года.

Самым главным для депутатов, конечно, станет принятие бюджета на следующий год. Первое чтение должно состояться уже 19 сентября.

В последние годы каждый следующий бюджет принимался легче, чем предыдущий. Что неудивительно, если учесть, что правительство работало с контролируемым парламентом. Соответственно, принятие бюджета обещает быть еще более простым, чем в прошлом году.

Действительно, главные разногласия правительства и депутатов, как уже отмечала "Газета.Ru", были урегулированы еще на стадии так называемого нулевого чтения -- встреч представителей правительства с депутатами накануне слушаний. Правительство учло пожелания центристов, в том числе добавило денег армии и милицию, а также -- правда, в 3,5 раза меньше, чем просили -- здравоохранению, образованию и науке, после чего Белый дом дал понять, что просить еще что-то просто бессмысленно.

И все же споры по поводу бюджета будут. Прежде всего из-за главной новации этого года -- создания стабилизационного фонда

Фонд создается за счет вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты и налога на добычу полезных ископаемых. По прогнозам Минфина, на конец года он может достигнуть 264,3 млрд руб. Но тратить его правительство сначала не собиралось, пока финансовый резерв не достигнет 695,6 млрд руб. к 2007 году.

Планировалось, что пользоваться этими лишними деньгами можно будет в исключительных случаях -- если цена нефти упадет ниже 20 долларов за баррель. Теперь решено не ждать три года. И когда деньги поступят в фонд в мае следующего года, их можно будет тратить, хотя и, опять-таки, только в случае падения цен на нефть. При этом правительство должно будет заручиться согласием Госдумы и внести соответствующий законопроект.

Но основная полемика, по мнению известного финансиста, депутата Михаила Задорнова ("Яблоко"), развернется во втором и третьем чтениях вокруг межбюджетных отношений. Особенностью бюджета 2004 года стали существенные изменения в налоговом законодательстве. Правительство пыталось компенсировать регионам отмену налога с продаж. Субъекты федерации должны получить 1% налога на прибыль, акцизы на алкоголь и налоги с малого бизнеса.

Большинству регионов компенсировать отмену налога с продаж так и не удастся.

Многие окажутся в сильном проигрыше. И хотя внутри бюджета создается специальный фонд в 22 млрд руб., одна Москва, по подсчетам, потеряет от отмены этого налога 5-6 млрд руб.

Реальные потребности регионов в 1,5-2 раза больше, считает Задорнов. Казалось бы, что депутаты смирились с тем, что налог с продаж отменяется с 1 января 2004 года. Так, спикер Геннадий Селезнев на встрече с депутатами парламента Кабардино-Балкарии заявил, что отмена налога с продаж возможна не ранее 2005 года. К вопросу о целесообразности отмены этого сбора Госдума, по его словам, вернется осенью.

Критикует региональную политику и вечный правительственный оппозиционер Григорий Явлинский ("Яблоко"), считающий, что распределение, при котором 62% средств остаются на федеральном уровне, а регионам достается только 38% является несправедливым.

Все же бюджет, как и планируется, 28 ноября будет принят окончательно.

Этой осенью парламентариям предстоит рассмотреть и налоговые законы, которые не были приняты летом. В частности об имущественном вычете, позволяющем экономить на подоходном налоге гражданам, приобретающим жилье. Также предстоит окончательно разобраться с законом об НДС и законопроектом на наследование и дарение. С ними неожиданностей быть не должно. Чего не скажешь о перенесенном на осень и предложенном депутатами законе о едином социальном налоге.

Судьба этого закона не обещает быть простой. Напомним, законопроект предусматривает ряд почти революционных мер по снижению налоговой нагрузки. В июне Госдума в первом чтении одобрила ставки ЕСН, предложенные группой депутатов под руководством главы думского бюджетного комитета Александра Жукова ("Регионы России"). В результате депутаты проголосовали за более радикальное, чем предлагало правительство, снижение эффективной ставки. Предлагается снизить размеры базовых ставок ЕСН для различных категорий налогоплательщиков и изменить шкалу регрессии.

В частности, для организаций, осуществляющих выплаты физлицам, предлагается установить следующую шкалу налоговых ставок. При величине выплат до 50 тыс. руб. в год -- 3%, от 50 тыс. до 600 тыс. -- 15 %, с выплат свыше 600 тыс. -- 5 %.

Минфин уже внес в правительство свои предложения по ЕСН. Ведомство предлагает для зарплат до 300 тыс. руб. в год установить ставку налога в размере 26%, от 300 до 600 тыс. -- 10 %, свыше 600 тыс. -- 2%. По версии Минфина, от принятия правительственного варианта в первую очередь выиграют низкооплачиваемые работники, а от принятия депутатского законопроекта --только те, кто получают заплату от высоких цен на нефть и газ.

Депутатам также предстоит определиться с перенесенным на осень законом "О страховании вкладов". Он разрабатывался десять лет и неоднократно откладывался. В нынешнем варианте закона планируется, что все банковские вклады до 20 тыс. руб. выдаются полностью, даже если банк не в состоянии удовлетворить требования вкладчиков. Если вклад больше 20 тыс., возвращаются 20 тыс. руб. плюс 75% от суммы обязательств перед вкладчиком. Наибольшая сумма, которая может быть возвращена до банкротства банка, -- 95 тыс. руб.

Еще летом зампред банковского комитета Владимир Тарачев ("Единство") предположил, что в первом чтении закон может быть принят уже в сентябре 2003-го. Однако в следующих -- только после президентских выборов.

Основная боязнь правительства в отношении закона о страховании вкладов -- население испугается грядущих перемен и побежит забирать из банков свои деньги.

Депутаты также рассмотрят перенесенный на осень, принятый в первом чтении, но раскритикованный Владимиром Путиным закон "О валютном регулировании". Предложенный Центробанком и Минфином законопроект, по мнению президента и либерально настроенных депутатов, предполагал лишь видимость либерализации. По сути, депутатам предстоит заново решить, давать ли Минфину и Центробанку право самостоятельно устанавливать время и вид валютной сделки.

Наконец, в повестке дня осенней сессии числится такой непростой, принятый со скандалом уже в двух чтениях закон "Об ипотечных ценных бумагах". Правительство настаивало, что выпускать подобные бумаги могут лишь ипотечные агентства. Депутаты настаивали, чтобы такое право было и у работающих на рынке банков.

Договорились, что доступ на рынок могут получить как банки, так и специальные ипотечные компании, и закон был принят во втором чтении. Впрочем, представитель президента в Госдуме Александр Котенков высказался в том духе, что праздновать победу депутатам рано. А значит, во время принятия закона в третьем чтении возможны всяческие неожиданности.

"Газета.Ru", 8 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Григория Явлинского

Михаил Задорнов

Раздел "Бюджет-2004"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]