[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
В Москву, в Москву!
Федеральный бюджет становится все богаче, а жители регионов - беднее
"Московские новости" , 16 сентября 2003 года

19 сентября запланировано первое чтение проекта закона о федеральном бюджете на 2004 год. Правительство абсолютно уверено в его одобрении - уже проведены консультации с квартетом фракций, традиционно поддерживающих "Белый дом". Однако полемика с депутатами неизбежна: проект предусматривает новое перетягивание "бюджетного каната" от регионов к центру. Казалось бы, какая разница обычному гражданину, из какого бюджета - федерального или местного - выделяются деньги на его нужды? Разница - принципиальная: бюджетная конструкция составлена так хитро, что большая часть собираемых налогов уходит в центр, а за жизнеобеспечение населения при этом отвечают местные бюджеты.

КТО ЛУЧШЕ ПОПРОСИТ ?

Последние десять лет центр и регионы непрерывно ведут борьбу за доходы. Борьбу неравную, потому что именно Москва определяет, какими будут доходы регионов, а не наоборот. Итог - четыре масштабных перераспределения налоговых доходов, в результате которых у регионов отняли наиболее собираемые налоги (налог на добавленную стоимость - НДС и акцизы). И если в 1993 году около 65 проц. налоговых доходов оставалось в регионах, а 35 поступало в федеральный бюджет, то к 2003 году соотношение 29 : 71 в пользу центра.

Между тем Бюджетный кодекс (БК) требует, чтобы доля налоговых доходов регионов была не менее 50 проц. Но это - в теории. А на практике уже давно в одном из приложений к федеральному бюджету (не всякий депутат дочитает до этого места - ведь в бюджете 5 - 6 тысяч страниц) действие указанной нормы БК на очередной год "приостанавливается". Хорошо хоть нормы Конституции не начали приостанавливать.

Обосновывая свои действия, в правительстве говорят о том, что в разных регионах собираются разные доходы, и в итоге одни живут неоправданно хорошо, а другие - неоправданно плохо. Или о том, что деньги, отнятые у "сильных" регионов, пойдут на помощь "слабым". Но эти аргументы лукавы.

Доходы регионов действительно неравны. Но политика центра ничего в этом смысле не меняет. Разве что у "слабых" появляется счастливый шанс выпрашивать положенные трансферты в приемной Минфина. В целом же предусматривается сокращение доходов всех регионов в пользу центра. Ему, центру, конечно, удобно распоряжаться все большими и большими средствами. Но эффективность этого маневра весьма сомнительна. Именно по такому принципу строилась советская экономика. Сперва все деньги собирались в Москве - а потом распределялись по краям и областям. При этом больше получал не тот, кому было нужнее, а тот, кто лучше попросил. Или быстрее добежал до высокого кабинета...

ДООТНИМАЛИСЬ

В наступающем году проблемы регионов будут связаны с отменой налога с продаж (НСП), сборы от которого полностью поступали в региональные бюджеты. В 2003 году сборы от НСП составили около 60 млрд. руб., в 2004 году могли бы составить 63 - 64 млрд. Могли бы - но не составят: НСП решено отменить. Расчеты думского комитета по бюджету и налогам показывают, что ряд регионов потеряет до 12 проц. своих доходов.

Добиться согласия депутатов Госдумы на эту операцию правительству удалось только тогда, когда оно обещало, что регионы в качестве компенсаций получат дополнительные 2 проц. сборов от налога на прибыль, которых могло бы хватить регионам на компенсацию потерь от отмены НСП. Когда в Думе рассматривали эти налоговые инициативы, скептики предупреждали: не верьте "Белому дому" на слово. Все это уже было не раз: сперва правительство уговаривает депутатов проголосовать, обещая в будущем ответные любезности, а потом "кидает". Скептикам не поверили, а зря: теперь выяснилось, что в проекте бюджета заложены совсем другие цифры.

Во-первых, вместо двух дополнительных процентов от налога на прибыль регионам предлагается только один. Правда, в качестве возмещения правительство предложило отдать регионам "федеральную" долю поступлений от налога на вмененный доход. И сказало, что это даст регионам 17 млрд. руб. Но откуда Минфин взял такую оптимистическую цифру - неясно, ведь в бюджете 2003 года от "вмененки" федеральный бюджет получил только 7 млрд.

А во-вторых, правительство хочет пересмотреть распределение налогов на добычу нефти и газа. Сейчас в региональные бюджеты поступает 20 проц. от этого налога, в федеральный бюджет - 80. Теперь "федеральную" долю хотят довести до 100 проц. при уплате налога на добычу газа и до 86 - при уплате налога на добычу нефти. Что "урежет" регионы еще на 22 млрд. рублей...

В итоге в 2004 году региональные бюджеты потеряют около 60 миллиардов рублей, после чего только один "налоговый" рубль из четырех, собранных в регионах, останется в их распоряжении, а три остальных уйдут наверх.

ОБЕЩАНО ОБЛЕГЧЕНИЕ

Таким образом, соотношение доходов регионов и центра за десять лет изменилось в четыре с половиной раза в пользу последнего. При этом никак нельзя сказать, что за эти годы у федеральной власти стало вчетверо больше обязанностей перед гражданами. Области ответственности центра, определенные 71-й статьей Конституции, остались без изменений...

Между тем именно на региональные и местные бюджеты (а вовсе не на федеральный) российское законодательство возлагает практически все обязанности по поддержанию систем жизнеобеспечения граждан. Зарплата бюджетникам, социальные пособия, обеспечение льготников лекарствами, компенсации ветеранам и инвалидам на оплату жилья и коммунальных услуг, содержание жилого фонда, ремонт, отопление и освещение школ, детских садов и больниц, работа общественного транспорта, строительство дорог, содержание учреждений культуры, работа милиции - все это должно финансироваться за счет тех средств, которые остаются "внизу". И если бюджеты территорий ежегодно "секвестируются" - последствия представить себе нетрудно: все указанные расходы сокращаются.

Понятно, что, протолкнув бюджет, "Белый дом" будет говорить, что проводится либеральная налоговая политика и облегчается налоговое бремя. Но почему таким способом? Почему бы, например, не снизить федеральные налоги? Но правительство ведет себя совершенно иначе: оно снижает налоговую нагрузку за счет бюджетов территорий. И при этом поучает регионы: живите по средствам...

Что касается "жизни по средствам" - приведем пример. С 1 октября запланировано повышение на 33 проц. зарплаты для бюджетников - врачей, учителей, социальных работников... Между тем средств на это в регионах нет: дополнительных источников доходов в нынешнем году им не передано. В итоге либо повышение зарплаты обернется фикцией (при этом центр будет, как водится, все валить на местные власти, якобы саботирующие его решения), либо во имя этого придется брать кредиты, урезать содержание ЖКХ, замораживать ремонт дорог...

А в наступающем году ситуация с зарплатой бюджетников - с учетом описанных потерь регионов - рискует даже усугубиться. Правда, новое ухудшение коснется не всех: по расчетам зампреда бюджетного комитета Думы Михаила Задорнова, значимые потери несут полтора-два десятка регионов. И "проправительственные" депутаты от этих регионов - особенно те, кто не попадет на проходные места в списки "Единой России" и будет вынужден пробиваться по одномандатным округам, - окажутся в сложном положении при голосовании за правительственные новации...

"Московские новости", 16 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Раздел "Бюджет-2004"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]