[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Заключение Комитета Государственной Думы по образованию и науке на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"
Сайт Александра Шишлова , 10 сентября 2003 года
Комитет отмечает, что объем расходов федерального бюджета на 2004 год сформирован в сумме 2 659 447,0 млн. рублей. Профицит федерального бюджета запланирован в объеме 83 403,4 млн. рублей. Увеличение общих расходов федерального бюджета относительно плановых показателей 2003 года предусмотрено на 13,4% рост расходов, по разделу 1400 «Образование» рост запланирован на 20,6%, по разделу 0600 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» - на 14,9%. Удельный вес расходов на образование в общих расходах федерального бюджета увеличился с 4,2% в 2003 году до 4,4% в 2004 году, а на науку с 1,71% до 1,74%.

В проекте бюджета имеются некоторые положительные решения, в частности, предложенные Комитетом Государственной Думы по образованию и науке весной 2003 года. К ним относится увеличение расходов: на выплату стипендий на 43%, в том числе по высшим учебным заведениям – на 59,3%; на адресную социальную помощь студентов; на поддержку молодых ученых; на финансирование санаториев-профилакториев, находящихся в ведении образовательных учреждений; на оплату услуг связи - на 80,8%. На 13-15 % выросла государственная поддержка материально-технической и приборной базы научных организаций и вузов, а также затраты на содержание уникальных стендов и установок научных организаций. На 18% возросла поддержка вузовской науки.

Рост расходов по разделам 0600 и 1400 главным образом связан с тем, что в проекте бюджета заложено запланированное с 1 октября 2003 года увеличение 1 разряда ЕТС на 33%, с 1 сентября 2003 года двукратное увеличение стипендиального фонда. В связи с этим общий объем расходов на заработную плату увеличивается в бюджете 2004 года примерно на 23% по сравнению с 2003 годом, а доля расходов на оплату труда в общих расходах бюджета на образование увеличивается на 1,2 %.

Несмотря на увеличение расходов на оплату труда, в бюджете 2004 года даже не ставится задача дальнейшего увеличения уровня оплаты труда бюджетников – ни в форме индексации 1-го разряда ЕТС, ни в форме перехода к отраслевым системам оплаты труда. По существу указанное увеличение является лишь частичной компенсацией роста величины прожиточного минимума за последние два года, и к концу 2004 года заработная плата педагогических работников в реальном выражении снизится на 20-25% относительно конца 2001 года.

В экономической структуре расходов по разделу «Образование» доля расходов на приобретение оборудования уменьшилась с 3,8% до 3,4%, на капитальный ремонт – с 6,3 % до 6,0%, расходы на питание сократились на 3,4%, на коммунальные платежи на 2,9%. Резко уменьшены расходы на капитальное строительство объектов образования в рамках ФАИП с 1624,145 до 1209,2 млн. рублей или на 25%. На 11% с 906,4 до 1010,0 млн. рублей увеличены расходы на капитальное строительство объектов науки в рамках ФАИП, но с учетом повсеместного значительного износа зданий остались неудовлетворенными многие заявки от научных организаций.

Статья 27 проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», устанавливающая на 2004 год порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, как и в прошлом году, не разрешает их использование государственным научным центрам, что ограничивает возможности для развития и укрепления материально-технической базы науки.

Статья 84 проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» предусматривает изъятие остатков средств, не использованных образовательными учреждениями в 2003 году, с их счетов, что не соответствует пункту 3 статьи 43 Закона Российской Федерации «Об образовании», на основании которого неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Бюджет 2004 года нельзя назвать бюджетом развития образования и науки в Российской Федерации. Несмотря на определенный рост общих расходов на образование и науку, бюджет не направлен на решение системных проблем в области образования и науки. Не развиваются конкурсные формы финансирования научной деятельности. Так, финансирование государственных научных фондов (Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований) по-прежнему, не достигает уровня финансирования, установленного постановлениями Правительства Российской Федерации. Финансирование государственного Федерального фонда производственных инноваций сохранено на прошлогоднем уровне даже без учета инфляционного коэффициента.

Правительство Российской Федерации предполагает постоянно уменьшать количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и закладывает эту концепцию в проект бюджета на 2004 год.

Как и в предыдущие годы, в 2004 году в проекте предлагается приостановить действие законодательных актов Российской Федерации (статья 136) в области образования и науки, регламентирующих объемы бюджетной поддержки.

Комитет считает недопустимым продолжение такой государственной бюджетной политики, которая ведет к деградации системы образования, а также к снижению интенсивности научных исследований. Нехватка в стране высококвалифицированных кадров и наукоемких технологий не позволит увеличить производительность труда и ставит под сомнение реализацию планов удвоения ВВП к 2010 году.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает, что многие проблемы в области образования и науки могут быть решены за счет уменьшения профицита федерального бюджета на 2004 год.

Комитет считает, что бюджет образования и науки должен быть бюджетом развития. С этой целью необходимы дополнительные ассигнования по следующим направлениям:

увеличение заработной платы работников образования и науки в полтора раза с 1 октября 2004 года как фактора, способствующего развитию кадрового потенциала;

увеличение финансирования по приоритетным федеральным целевым программам: «Федеральная программа развития образования», «Развитие единой образовательной информационной среды», «Жилище» (для молодых семей), «Интеграция науки и высшего образования в России».

Комитет предлагает уменьшить профицит бюджета на 50 млрд. рублей с тем, чтобы впоследствии распределить эти средства по разделам 0600 и 1400, соответственно, добавив в раздел 0600 10 млрд. рублей и в раздел 1400 15 млрд. рублей, а также увеличив раздел 2100 на 25 млрд. рублей для повышения зарплаты работников системы образования на региональном уровне.

Комитет считает нецелесообразным принятие проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» без изменения соотношения доходной и расходной частей федерального бюджета за счет сокращения профицита.

Сайт Александра Шишлова , 10 сентября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Сайт Александра Шишлова

Оригинал статьи

Страница Александра Шишлова на сайте РДП "Яблоко"

Раздел "Бюджет-2004"

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]