[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Леонид Радзиховский
Улыбка чеширского кота
"Политком.Ру",   15 октября 2003 года
Именно так улыбнулась России Нобелевская премия. Премия есть - науки нет. "Праздник со слезами на глазах". Конечно, спортивный азарт - касается ли он футбола или теорфизики - довольно смешон. Люди, неспособные попасть по мячу, подпрыгивают у "ящика" и, расплескивая пиво, орут "го-о-о-о-л!" Люди, забывшие учебник Перышкина, испытывают "национальную гордость" от того, что неведомым академикам присудили премию за работу, даже название которой обычный человек не выговорит.

Вместе с тем этот азарт не так уж глуп. Не говоря даже о том, что престиж - вообще вещь полезная, спину распрямляет (а это точно здоровее, чем ходить сутулым), дело тут и не в одном престиже. Если в стране развит спорт высших достижений, то каким-то образом он доходит и до обычного человека - в виде массового спорта, физкультуры. Если развита наука высших достижений, то она доходит и до обычного человека - и в виде уровня образования и (что важнее), как общая интеллектуальная атмосфера. Ведь, в конце концов, не только запах денег, но и запах интеллекта привлекает в Москву провинциалов. А этот запах дает прежде всего наука.

Научные институты "озонируют ноосферу" страны. Чтобы в стране можно было думать (совсем не только о высокой науке), нужны ученые - как деревья на загазованном проспекте нужны, чтобы можно было дышать.

Но Высокая Наука - растение столь же необходимое, сколь дорогое, столь же дорогое, сколь хрупкое. Например, Германия в 1900-1933 годах была несомненным центром мировой науки. Здесь придумали и теорию относительности, и квантовую механику, здесь были уникальные научные школы (Берлин, Геттинген). Когда началось "возрождение Германии", из знаменитых немецких университетов уехали считанные ученые, почти исключительно евреи. Поэтому Геббельс вполне искренно спросил ректора Геттингена, великого математика Давида Гильберта: "Говорят, что после отъезда евреев и их друзей ваш университет сильно пострадал. Ведь это ложь?". На что Гильберт невозмутимо ответил "Конечно ложь, герр министр. Университет не пострадал - он просто больше не существует". Так и вышло.

После войны пришли деньги, многие ученые вернулись (скажем, лауреат Нобелевской премии Макс Борн), немецкая наука вполне успешна, кстати, и Нобелевских премий вроде хватает, но : Но что-то оторвалось - раз и навсегда. Исчезла та уникальная научная атмосфера, в которой только и могла разворачиваться "драма идей", делавшая Германию столицей мировой науки.

Научная школа - штука тонкая. Как любовь - ни за деньги не купишь, ни техникой не возьмешь. Все вроде так - а все мертвое, главное ушло :

В России были уникальные научные школы в математике и некоторых отраслях физики. Эйнштейна или Планка у нас не было - но их и в мире последние 50 лет не видно. А вот высокий уровень интеллектуальной жизни - был, атмосфера, в которой "генерятся" идеи, была. Так было на семинарах Ландау и Гинзбурга, в школе Колмогорова и Гельфанда, в ФИАНе и Институте Капицы. Через МГУ, МФТИ, через спецшколы и олимпиады все это проникало в атмосферу города, повышало общую интеллектуальную атмосферу в Москве, все это расходилось и по другим, менее знаменитым НИИ и ВУЗам, все это создавало интеллектуальную систему Москвы и Петербурга (а значит - и России). Кстати, и Сахаров, и львиная часть диссидентов не случайно были учеными. Все это было - да сплыло. Сплыло в США.

Все, опрошенные мной эксперты пожимают плечами: о чем тут говорить? Лучшие уехали (или живут "на два дома"), молодежь уезжает в массовом порядке, осталось несколько "зубров", но рабочего среднего поколения (30-40 лет, те, кто и делает настоящую науку) нет, а главное - школы рассыпались, система рассыпалась. Рассыпать - легко, собрать - невозможно.

Показательна и эта премия. 87-летний Гинзбург, который уже не работает, 75-летний Абрикосов, живущий в США (кстати, он часто и очень резко отзывался о крахе российской науки). Между прочим, дочь и внуки Гинзбурга - тоже физики. И тоже - в США.

Перечислять только академиков и членкоров РАН, которые уехали, можно долго. Гельфанд, Сагдеев, Горьков, Платонов, Сюняев, Синай, Манин, тот же Абрикосов, Питаевский, Поляков, И.Новиков - а ведь каждый из них на вес золота, каждый - это целая научная школа (на Западе даже лучшие наши академики-гуманитарии - Иванов, Аверинцев). Конечно, в РАН свыше 1000 академиков и членкоров, на каждого уехавшего выберем сотню членкоров Хасбулатовых или Ишаевых (губернатор Хабаровского края). Но настоящих академиков и всегда было мало, а остались единицы - Гинзбург, Фадеев, Алферов. И это, повторяю, только надводная часть айсберга, а подводная часть - размыта. Можно, кстати, долго перечислять наших ученых, уже избранных членами АН США - Моргулис, Каждан, Дынкин, Варшавски : Наконец, крупнейшие наши ученые, академики Арнольд, Захаров, С.Новиков работают полгода "там", полгода "тут" - но "там" их работа куда эффективнее, просто потому, что большинство их учеников уже "там".

Словом, в 1930-е американскую науку подняли на дыбы сотни эмигрантов из Германии, в 1990-е американскую математику и физику взболтали десятки тысяч ученых из бывшего СССР. Самое важное - они пересадили туда с корнями наши лучшие научные школы.

Беда эта отчасти происходит по всей Европе - но, конечно, такого разгрома и развала, как в России, нет нигде. Кстати, в истории России таких научных провалов тоже сроду не было. Знаменитый "философский пароход", о котором у нас принято столько болтать, был именно "философским" - из Советской России выслали несколько десятков первостатейных гуманитариев. Но именно тогда, в 1920-е годы, скачкообразно начала развиваться физика и химия, появились школы Иоффе, Мандельштама, Семенова - те, кто потом создали хребет советской науки. А сейчас - чистый нокаут.

Можно ли поправить ситуацию?

А зачем?

Страна не может жить без хлеба и зрелищ, без медицины, без технологии. Без науки - может. Нет в Юго-Восточной Азии науки - а с технологиями все в порядке. Наука нужна как элемент высокой национальной культуры, незаменимый элемент Великой Державы, особенно ХХI века. Это верно. И развал науки - только один из элементов обвала Высокой (или Великой) Державы.

Обвал этот принял необратимый характер - успешной сырьевой стране Высокая Наука просто не нужна. Ученые - тонкие люди. Конечно, они едут за деньгами, но верно и то, что они едут "за туманом" - за атмосферой Высокой Науки. В России (как и в СССР 1989-91 годов) этой атмосферы не было - и чем меньше ее было, тем быстрее исчезали последние ее носители. Рубить - не строить. Сегодня востребованы только определенные прикладные навыки. Они и остались. И будут развиваться. А Высокая Наука сегодняшней России не нужна, не предусмотрена "проектом". Вот ее и нет.

Что ж - без Высокой Науки жить можно. Только скучно - наступает интеллектуальное голодание. Но это - беда поправимая. К ней привыкают, как привыкают к загазованному воздуху. Ну а кто привыкать не хочет - скатертью дорога. У нас - открытая страна.

"Политком.Ру", 15 октября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сайт Григория Явлинского

Текст статьи на сайте Григория Явлинского

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]