[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анна Рудницкая
Я чуть-чуть отстал от Пикассо
11-летнего художника из Уфы Ростислава Рудакова называют создателем нового направления в искусстве
"Родительское собрание",   № 11, 2003 год

Одаренные дети провинции. Акция "РС" и партии "Яблоко"

Взяв в руки карандаш в восемь месяцев, Ростислав поначалу долгое время предпочитал графическую технику. Потом аргентинский художник Пабло Барутти научил его писать маслом.

- Я чуть-чуть отстаю от Пикассо: он стал писать маслом в восемь лет, а я в девять, - сравнение с кумиром не в свою пользу Ростислав констатирует с нескрываемой горечью. - Но у него отец был художник. А у меня среда сами видите какая...

"Среда" тихо хохочет за дверью комнаты, где Ростислав демонстрирует мне свою новую живописную серию "Музы сюрреализма". Впрочем, хоть папа с мамой у вундеркинда к искусству отношения действительно не имеют, но в остальном - вполне под стать 11-летнему основоположнику сюр-витализма.

НЕНОРМАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ

Как раз вслед за корреспондентом "РС" в Уфу должна была приехать аргентинская суперзвезда Наталья Орейро. Папа Александр Михайлович намеревался поработать у певицы переводчиком.

- Есть такое хорошее испанское слово... Не знаю, как перевести его на русский. Что-то вроде "сумасшествия", но не вполне, - так попытался объяснить мне Александр Михайлович причины, три года назад подвигшие его уехать со всем семейством в Аргентину. - Было много проблем, и хотелось резко изменить жизнь.

Проблемы начались давно - сразу после рождения Ростислава. И даже раньше - когда 19-летний студент-философ Александр женился на выпускнице агрономического техникума Наташе.

- Его семья меня не приняла. Во-первых, "старуха" - на два года его старше, окрутила маленького мальчика. Во-вторых, я по маме татарка, - рассказывает Наташа. - В общем, они нам помогать отказались.

Ростислав родился недоношенным, восьмимесячным, врачи в роддоме поставили ему кучу страшных диагнозов, включая внутриутробное поражение центральной нервной системы, и предсказали неизбежное отставание в развитии. Молодые родители, вместо того чтобы впадать в панику, поселились в доме бабушки - Наташиной мамы в башкирском городке Бирске и стали растить сына по своим правилам. Успев к тому времени перепробовать босохождение и обливание по методу Порфирия Иванова, раздельное питание и питание по методу Поля Брека, а также множество прочих метод здорового образа жизни, Ростислава они с первых месяцев жизни держали на свежем воздухе, без пеленок и распашонок. Молодой человек до полутора лет питался грудным молоком, а потом перешел на мясо - да так с тех пор к нему и не остыл:

- Когда бабушка норовит зелени побольше положить, он всегда ворчит: "Это у меня родители вегетарианцы, а я нормальный человек..."

В два с половиной года научился читать: не то чтобы родители были так озабочены ранним развитием, просто у мамы в частном доме было очень много дел, и она справедливо рассудила, что чем раньше сын научится читать, тем скорее сумеет занять себя сам. Так и случилось: к четырем годам Ростислав перечитал уже все русские сказки, а к семи переключился на Марка Твена с Майн Ридом.

Однако окружающие на молодых родителей косились недоверчиво: чего с ребенком вытворяют... В маленьком городке чужая жизнь - дело каждого, и при встрече с новыми людьми Александру и Наташе приходилось порой слышать о себе:

- Надо же, вы нормальные люди, а про вас такое рассказывают!..

Помимо проблем с окружением, финансовым достатком молодая семья похвастаться тоже не могла: даже когда Александр наконец окончил аспирантуру и защитился, прокормить трех человек на зарплату ассистента преподавателя было крайне затруднительно. Саша с Наташей подумали-подумали - и поехали на заработки в Аргентину.

ВМЕСТО КАТАСТРОФЫ

Сняли квартиру в самом центре Буэнос-Айреса, занялись уличной торговлей, стали потихоньку зарабатывать деньги. А потом в Аргентине случился экономический кризис. Они потеряли разом работу и квартиру и две недели провели в буквальном смысле на улице. От голодной смерти в чужой стране семью спас... Ростислав.

В какой-то из черных дней родители увидели на дверях "Макдоналдса" объявление о конкурсе детского рисунка. Приз - 5 тысяч долларов. У Ростислава, который рисует по нескольку картин в день, скопилась к тому времени приличная коллекция, но на семейном совете было выбрано одно произведение: живописное полотно "Мыслитель". Сейчас, спустя два года, при обсуждении картины в присутствии корреспондента "РС" у папы с сыном возник философский спор.

- Внизу - это материальный мир, вверху - духовный. А фигура человека между ними соединяет два эти мира, - объяснил мне идею картины Ростислав.

- Не вполне логично получается, - возразил было папа - кандидат наук. - А где же мир интеллектуальный?

- Интеллектуальный мир - это часть духовного, - не растерялся Ростислав, закрыв дискуссию.

Но у членов жюри того конкурса возможности услышать подобный диалог не было, поэтому картину для участия в соревновании они не допустили. "Что вы нам голову морочите, это рисовал взрослый человек, - сказали им, лишив всякой надежды на 5 тысяч долларов.

Зато появились другие надежды - на то, что талант сына признают. Папа отнес его картины в церковную организацию "Карес", которая занимается помощью эмигрантам. Там на них посмотрели, потом позвали художников и искусствоведов, те подтвердили: у мальчика талант, с ним необходимо заниматься. Всему семейству тут же сняли номер в отеле, а Ростислава определили в школу и нашли ему учительницу рисования - известную аргентинскую художницу Кору Машес. Та устроила ему первую персональную выставку, с помощью которой автор и заработал две тысячи долларов на обратные билеты в Уфу. С парой чемоданов семейство вернулось туда, откуда сбежало три года назад.

- Не жалеете, что съездили? - спросила я родителей.

- Мы надеялись, конечно, что будет лучше. Но все же выучили язык, посмотрели на другую страну... Уже неплохо, - ответил философ Александр.

- Чего жалеть? - сказала Наташа. - Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Вот разбился год назад самолет над Боденским озером. А мне незадолго до этого дурацкий сон приснился: я стою на летном поле, а там такой противный женский голос объявляет, что разбился самолет, и называет имена погибших. Я вдруг слышу - Ростислав Рудаков, Уфа. Я кричу ей: как, он же в Аргентине, его не может тут быть! И она таким же противным голосом говорит: "Да? Ну, тогда Ростислав - домой"... В общем, мы не жалуемся. Живы, здоровы - и слава Богу.

ОТ РЕАЛИЗМА К АВАНГАРДУ

Ростиcлав тоже не сильно переживает, грустит только об одном - что много картин пришлось оставить в Аргентине. Часть коллекции раздарили друзьям, часть забрала себе Кора:

- Когда ты станешь знаменитым, чем я докажу, что была твоей учительницей?

- В результате почти весь импрессионистический период моего творчества не сохранился, - горько резюмирует Ростислав.

Художественное развитие юного таланта происходило по всем законам жанра: от реализма к авангарду. То, что получилось на выходе, - смесь двух направлений: сюрреализма и витализма, для обозначения которого Ростислав придумал термин "сюрвитализм". Тонкую грань между разными стилями авангардизма уловить может только сам художник, поэтому мама, разглядывая его работы, всегда осторожно справляется у сына:

- Я правильно говорю, что это сделано в технике акрилики?..

Правда, мелких конфликтов избежать все равно не удается. Мама хоть и понимает, что главная ценность картин сына - это именно новаторство, но написанный "совсем как настоящий" апельсин все равно радует ее гораздо больше непонятных изображений. Ростислав, стоит маме проявить слабость, тут же хватается за голову:

- Да это же реализм, это примитивно! Это вообще нужно спрятать и никому не показывать.

В остальном у родителей с сыном - полное взаимопонимание. После возвращения из Аргентины он не ходит в школу - готовится сдавать экзамены экстерном. Папа объясняет:

- Школа - это система, она ломает человека. Надо будет - получит аттестат. А нет - и так проживет. Он художник. Пусть ему 11 лет, но он же личность. Сам в состоянии решить, что ему надо.

___
Мама слушает папу с легкой грустью и перебирает в руках коллекцию камней, которые Ростислав собирал летом у бабушки в деревне: еще одна страсть сына - это геология. У него и лучший друг - бирский геолог дядя Саша. Но когда тот однажды спросил Ростислава, хочет ли он пойти по его стопам, молодой человек задумался и сказал:

- Мне все нравится в твоей профессии, кроме того, что нужно пить очень много водки.

Придется остаться художником.

"Родительское собрание", № 11 , 2003 год

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]