[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ольга Бычкова
В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Задорнов - заместитель комитета Госдумы по бюджету и налогам.
"Эхо Москвы",   6 ноября 2003 года

Ольга Бычкова: Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's не исключает пересмотра рейтинга России или его прогноза в случае, если события вокруг ЮКОСа приведут к оттоку капитала из страны. Об этом говорится в заявлении агентства, которое цитирует "Интерфакс-АФИ". "Экономические последствия недавнего ареста бывшего председателя правления ЮКОСа отражают политическую и правовую уязвимость РФ и подчеркивают косвенные страновые риски, которым подвержены российские компании". Это сегодняшняя новость, и с комментария на эту тему я начну разговор с нашим гостем. Итак, что значит это заявление? Это какая-то декларация с целью запугать? Это абсолютно выверенный экономический расчет, который действительно будет экономические и материальные последствия? Это просто слова?

Михаил Задорнов: Я начну с пояснения, что такое инвестиционный рейтинг, что такое рейтинговые агентства. Есть три основных рейтинговых агентства, которые дают рейтинг, то есть индекс стране, точнее, ее государственным ценным бумагам, которые номинированы в валюте и в рублях. Грубо говоря, страна расплатится по своим долгам, будут ли эти бумаги расти в цене, или они будут снижаться. Это рейтинг. Рейтинг бывает инвестиционный, то есть, когда пенсионные фонды могут вкладывать в ценные бумаги страны. Есть рейтинг спекулятивный, который до последнего времени имела Россия. Есть бросовый рейтинг, но на нем тоже делаются деньги, поскольку ситуация может очень быстро измениться в позитивную сторону. Как известно, России в начале октября одно из этих трех агентств Moody's дало инвестиционный рейтинг впервые за всю историю России. И, естественно, это должно было и повлекло за собой рост российского рынка. Другие агентства – там тоже конкуренция, даже в "тройке" есть, как всегда это бывает, - сказали, что агентство Moody's сильно поторопилось, что в России еще не столько хорошая ситуация, в России еще есть политические риски, выборы не состоялись, "куда вы торопитесь, уважаемые господа?" Естественно, после всех последних событий, связанных с арестом Ходорковского, с арестом акций ЮКОСа, Standard&Poor's, другое агентство должно подчеркнуть, что коллеги поторопились настолько, что ближайшие события показали это наглядно. Поэтому это заявление я расцениваю, как внутреннюю конкуренцию между агентствами. Естественно, они укололи своих коллег. Во-вторых, содержательно оно справедливо говорит о том, что если события будут продолжаться в негативную сторону, если последуют очередные действия прокуратуры, которые будут связаны собственно с акциями, с арестом собственности, или это распространится на другие компании, то это агентство, кстати, наиболее крупное и авторитетное из трех, Standard&Poor's, могут сначала изменить прогноз рейтинга, а затем и понизить сам рейтинг России. То есть это возможно, но пока это одно из достаточно отдаленных предупреждений.

Ольга Бычкова: Мы будем говорить не только о ситуации вокруг ЮКОСа. У нас есть и другие темы. Это закон о валютном регулировании и то, что происходит у нас в бюджете.

Несколько важных законопроектов, которые заслуживают отдельного обсуждения. Прежде всего, закон о страховании банковских вкладов, такая народная тема, обсуждается в ГД. Говорят, что уже вполне на подходе, но есть несколько неразрешенных проблем. Прежде всего, все, конечно, интересуются перспективами Сбербанка, главного для российских вкладчиков, в котором сосредоточены большинство денег и интересов.

Михаил Задорнов: Да, действительно, закон о гарантировании банковских вкладов после многолетней истории в очередной раз вышел на финишную прямую. Есть шанс его принять до окончания последней сессии этого созыва ГД. Осталось три проблемы. Первую Вы сами обозначили, Сбербанк. Правительство и ЦБ предлагают лишить Сбербанк стопроцентной государственной гарантии с 1 января 2007 года. То есть вклады в нем сейчас имеют 100% гарантии государства. Хотя это декларация, она записана в законе, под нее механизма нет, но тем не менее, это норма законодательства. И мы, большинство депутатов ГД, я говорю не только о членах нашего комитета, но и об абсолютном большинстве коллег, это выявилось при принятии закона в первом чтении, против того, чтобы так быстро отменять гарантию Сбербанка. Мы считаем, что это надо делать гораздо осторожнее, отодвинуть этот срок на будущее, поскольку все-таки в Сбербанке не только более 60% вкладов, но и, главное, вклады малообеспеченных людей, пенсионеры получают пенсии через Сбербанк. Люди на встречах очень часто задают этот вопрос и тревожатся.
Вторая проблема. Когда формируется сам фонд страхования, как эти деньги держать, все вместе, с отчислениями Сбербанка и других госбанков, или отдельно. В чем существо этого вопроса? Сбербанк - 60% вкладов. Он и будет на 60% формировать этот гарантийный фонд. А какие-то достаточно мелкие банки, которые могут вести достаточно рискованную политику, обанкротятся. Их вкладчики будут получать компенсацию из фонда страхования. По существу, за счет тех денег, которые будет отчислять Сбербанк. Поэтому есть предложение с какого-то момента это сделать общим фондом, а пока Сбербанк доминирует, его деньги зачислять на отдельный счет на тех же условиях, как и для других банков. А частные банки, негосударственные, формируют вторую составляющую, разделенную стеночкой, от денег Сбербанка. Это второй вопрос, который сейчас дискутируется. Я думаю, что мы нашли оптимальное решение, согласовав его с правительством и ЦБ.

Ольга Бычкова: А когда это реально может происходить?

Михаил Задорнов: С 1 января будущего года, поэтому это достаточно актуальный вопрос. И третий вопрос, очень острый, который волнует коммерческие банки, - это то, что проект предполагает фронтальную проверку всех вступающих в систему гарантирования банков. Они сейчас имеют лицензию на работу с населением, и они не автоматически становятся членами системы гарантирования вкладов, а ЦБ хочет получить возможность каждый из этих банков проверить в течение следующих 9 мес. на вхождение в систему. Естественно, возникает вопрос. А сегодня у ЦБ нет инструментов, инспекторов, которые могут это сделать сейчас? То есть получается еще одна фронтальная проверка, по существу, еще одно лицензирование...

Ольга Бычкова: Еще один фильтр?

Михаил Задорнов: Да. Сегодня примерно 900 банков работают с вкладами населения. В принципе, понятно стремление ЦБ сделать эту систему более надежной. Отзовите лицензии у сегодняшних банков, если вы не уверены в их чистоте, в качестве их работы. То есть здесь нужно найти определенный компромисс между желанием перепроверить и целесообразностью с тем, чтобы просто не превратить это в повторное лицензирование всей банковской системы. Я думаю, что шанс решить эти наиболее серьезные вопросы... есть еще много мелких: статус агентства по реструктуризации кредитных организаций "Арко", которое будет выполнять роль госкорпорации по гарантированию вкладов. Есть еще юридические вопросы.
Я обозначил главные проблемные точки закона. Есть шанс довести до конца ноября принятия, и тогда с 1 января будущего года человек, имея вклад в банке около 100 тыс. рублей, если у Вас несколько вкладов, то в каждом конкретном банке, получит в случае банкротства этой кредитной организации в течение 17 дней сумму до 100 тыс. рублей, точнее, 95 тыс. пока по закону, (я предлагаю повысить эту планку до 100 тыс.) Он эти деньги получит. Банкротство будет идти само собой, а он получит их за счет этой корпорации по страхованию вкладов. Это основной шаг.

Ольга Бычкова: Как может принятие и вступление в силу этого закона повлиять на количество банков в России? История говорит о том, что их очень много.

Михаил Задорнов: Кто-то говорит, что их много. Если мы проедем по отдаленным российским районам, особенно Сибири и на Дальнем Востоке, то мы увидим, что в некоторых регионах всего 2-4 банка, один из которых, как правило, Сбербанк или другой крупный государственный банк типа "Россельхозбанка" или "ЛТБ". Так что на периферии с банковскими услугами на самом деле негусто. Это мы в Москве наблюдаем 900 банков и конкуренцию между ними. На самом деле, действительно, принятие закона, если будет ужесточен надзор, приведет к сокращению числа банков, работающих с населением. То есть будет, может быть, не 900, а на пару-тройку сотен меньше. Возможно, это хорошо, если будет выбраковка за счет потенциальных банкротов. Процесс должен идти естественно. Его нельзя административно взять и закрыть, 300-400 банков. Это было бы неправильно. Жизнь, рынок, сами люди, которые обращаются в банки, должны расставить все по своим местам. Закон лишь будет создавать дополнительные условия для естественного отбора коммерческих банков на территории России.

Ольга Бычкова: Существует известная проблема во взаимоотношениях между Сбербанками и частными банками. Это степень проникновения в регионы. Это количество отделений, которые есть у Сбербанка, и с которыми сравниться не может ни один коммерческий банк. Может ли каким-то образом в дальнейшем этот закон повлиять на эту ситуацию? Или это другая история?

Михаил Задорнов: Это другая история. Закон на это повлияет. Но отмечу, что многие банки уже сейчас стали создавать крупные филиальные сети. Напомню, "Росбанк" купил бывший "Столичный банк", сейчас это "Первое ОВК" с его 200 отделениями по всей стране. Разумеется, для того чтобы создать такую филиальную сеть. Обсуждается слияние "Уралсиба" и "Лукойла", двух банков, которые имеют в случае объединения серьезную филиальную сеть. Расширяет свои сети и "Внешторгбанк", и "Россельхозбанк". То есть сейчас на работу с населением переключаются многие банки, в частности и иностранные банки сейчас тоже расширяют число своих отделений, ориентируясь пока на города-миллионники. Это, с моей точки зрения, очень хорошо. То есть сейчас банки, когда понизили ставки кредитования крупных предприятий, переключаются на население. Для людей лучше, если будет конкуренция между ними, более доступные банковские услуги и, в конце концов, потребительский кредит на покупку машины, надеемся, жилье также будет более активно продаваться в кредит. Для людей это хорошо. Будут снижаться ставки кредитов, по которым люди могут привлекать средства на самые неотложные нужды.

Ольга Бычкова: Последний вопрос на эту тему, чтобы было понятно. Вера Ивановна спрашивает: "У меня в ЦБ (почему-то она говорит) на счету 1000 долларов".

Михаил Задорнов: Это, видимо, в Сбербанке она имеет в виду.

Ольга Бычкова: В Сбербанке, конечно. "Если что-то случится, получу ли я свои деньги или 1000 рублей?" Конкретный пример.

Михаил Задорнов: Сегодня записана стопроцентная гарантия государства. Государство обязано вам всю Вашу 1000 долларов заплатить, если что-то случится со Сбербанком. Я думаю, вряд ли что-то с ним случится. Если будет принят закон в версии правительства, то с 2007 года Вы из этой 1000 долларов, по этой системе гарантирования, получите все. Поскольку 1000 долларов – это меньше, чем 95 тыс. рублей. Если бы Ваш вклад был 4000, то Вы бы получили из них только 3000. Если мы отодвинем срок отказа в стопроцентной гарантии Сбербанка до 2009 года, как я предлагаю, или даже попозже, то Вы получите из Сбербанка полную сумму возмещения в случае чего.

Ольга Бычкова: Еще один вопрос, который я хотела бы попросить Вас разъяснить. По сообщению информационных агентств, министр финансов Алексей Кудрин на днях выступал на российско-итальянской конференции и сказал, что идет работа над законом о валютном регулировании, по которому с 2007 года будут отменены все барьеры к движению капиталов внутри страны. Что это значит?

Михаил Задорнов: Во-первых, я на 100% уверен, что как раз закон о валютном регулировании мы примем до конца ноября. Он уже нами подготовлен ко второму чтению и есть высокий консенсус, высокая степень договоренности между депутатами, правительством, ЦБ и бизнесом. Закон предусматривает заметное облегчение режима валютного регулирования через полгода после вступления в силу, где-то с середины следующего года. И полный отказ от валютных ограничений на движение капитала с 2007 года. С 2007 года останется одно. Обязанность российского экспортера вернуть всю валютную выручку в страну. Это будет его обязанность. И, конечно, государство будет отслеживать движение капитала, как через предприятие, так и то, что будут делать физические лица. Но только регистрировать, никаких ограничений не будет. На период с середины следующего года до 2007-го остается у государства несколько основных инструментов контроля движения капитала. Все текущие операции, то есть вы оплачиваете лечение дочери, (вдруг что случилось за границей), обучение сына, ездите, какие-то туристические путевки оплачиваете. Все эти операции свободны. Сейчас будет ограничено только движение капитала по 10-15 операциям. Как ограничено? Вы должны будете их делать только через специально открываемый счет, и государство в некоторых случаях может ввести т.н. резервирование. То есть если Вы хотите купить иностранные ценные бумаги, Вы кладете их на специальный счет, и два месяца государство имеет право подержать эти деньги на этом счете, тем самым сдерживать движение капитала из страны и в страну. Эти ограничения, прямо прописанные в законе, остаются на 2,5 года до 2007 года. А там предполагается сохранить только обязательную репатриацию валютной выручки. Я могу сказать, что закон будет прямого действия, и он не будет допускать двойного или тройного толкования и разрешения, которое сейчас индивидуально ЦБ. Все ограничения будут записаны прямо в законе.

Ольга Бычкова: Последний вопрос, который тоже косвенно связан с последними событиями. Лидия Владимировна спрашивает о том, запланировано ли падение курса доллара, и Алексей Николаевич спрашивает про инфляцию в нынешнем и следующем году.

Михаил Задорнов: С инфляцией я могу ответить коротко. Думаю, что в этом году где-то на 1-2% по сравнению с планами правительства она будет выше и составит около 13%. Такой мой прогноз. В следующем году - предсказывать сложно, поскольку мы не знаем, как сложатся цены на нефть и газ. Но последние годы говорили нам о том, что инфляция всегда чуть-чуть выше планов правительства. На следующий год план правительства - 10% роста цен. Курс доллара до тех пор, пока идет большой приток валюты в страну за счет товаров, (а сейчас он остается большим, несмотря на то, что капитал начал потихонечку опять из страны убегать), будет укрепляться рубль, даже в номинальном выражении. Это абсолютно объективный процесс. И изменить его может только одно: существенное падение цен на нефть, газ, цветные металлы, то есть на товары российского экспорта. Пока такая хорошая конъюнктура, рубль будет укрепляться.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Михаил Задорнов - зам. комитета Госдумы по бюджету и налогам.

"Эхо Москвы", 6 ноября 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Эхо Москвы"

Михаил Задорнов

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]