[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №11]
 Информационно-политический бюллетень партии “Яблоко”

Москва
Эпиц
ентр
2003 год

№11(47)
август

Неиспользуемый ресурс
Идущие впереди не остановятся, поджидая нас

Давным-давно известны два относительно малолюдных направления деятельности общества, где нередко находят новые решения, круто меняющие ситуацию в сфере материального производства, а значит - в экономике. И особенно важно, что оба эти направления деятельности, хотя и требуют немалых финансовых затрат, но явно меньших, чем уходит на закупку "несвежих" импортных технологий с оборудованием, запчастями и расходными материалами.

Во-первых, разумеется, это научная деятельность (и фундаментальная, и отраслевая), потенциальные возможности которой правительство, не вылезающее из внешних и внутренних долгов, увы, недооценивает. О скудном финансировании науки, о нищенской оплате труда ученых, об утечке мозгов, наконец, о разрухе в науке уже давно много пишется. Реальных улучшений только нет.

Во-вторых, это изобретательская деятельность, необходимость реорганизации которой и есть причина написания данной статьи. Изобретения появляются иногда после получения неких научных результатов, а иногда - опережая научные исследования. Изобретения - это ценнейший интеллектуальный продукт. Совокупность изобретений определяет прогресс в сфере материального производства.

Вспомните, в Японии, деморализованной военным поражением, пережившей Хиросиму и Нагасаки, с разоренным хозяйством, не имеющей и сотой доли наших природных ресурсов, толковые правители сделали приоритетом закупку иностранных патентов и поощрение своего изобретательства. Прошло немного лет и японская продукция вышла на мировой рынок, потеснив кое-где даже американскую. Вскоре мир заговорил о японском экономическом чуде. Разумеется, были и другие факторы, способствовавшие успеху Японии. Однако, роль изобретательства тут была, бесспорно, очень весомой.

Наше правительство ведет дело по экстенсивной схеме развития экономики. Строятся, например, один за другим гигантские трубопроводы, чтобы побольше продать сырья за границу. Хотя на бытовом уровне все понимают, что если некто живет не зарабатывая, а продавая унаследованные ценности, рано или поздно он станет "обедневшим". Правительство, пожалуй, никогда в полной мере не понимало скрытых возможностей изобретательства.

Судите сами. Изобретательский труд из-за сложности этого творческого процесса посилен пока лишь весьма ограниченному контингенту населения. Наш изобретатель получал, как правило, жалкие гроши и красивую бумажку - авторское свидетельство. На изобретателей, намеревавшихся получить патент и самим управлять своей интеллектуальной собственностью, смотрели косо - подобные намерения не вполне соответствовали образу советского человека. Директора же предприятий, поглощенные беспросветной текучкой и выполнением плана, чаще всего отмахивались от изобретателей, как от назойливых мух. Механизма, обеспечивающего в специфических условиях социалистической экономики реализацию выгодных для страны "свежих" изобретений, не было. Словом, государству изобретения эти были не больно-то и нужны.

Социально-экономические изменения последних лет привели, в частности, к разгосударствлению множества предприятий и организаций. Стали другими их приорететы. Спокойное проедание бюджетных денег сменилось тотальной коммерциализацией и прагматизмом - потребовалось быстро "отбивать" банковские кредиты. И - вытеснили оригинальные перспективные работы, где, естественно, была некоторая вероятность неудачи.

Едва ли проводился социологический анализ, но думается, изменились и "мощность", и структура потока изобретений. Лидировать, вероятно, стали "неорганизованные" изобретатели. Связь экономики и массового изобретательства, казалось бы, должна побуждать государство стимулировать рост численности и продуктивности "неорганизованных" изобретателей. Правительство действует иначе - лишает всех этих, как правило, полунищих изобретателей возможности подавать заявки, введя в 1996 г. непосильные для них пошлины. Словом, сократили "поголовье кур, несущих золотые яйца". Знаменитая фраза, прославившая самого "крепкого хозяйственника", не разъясняла, кому именно хотели сделать лучше.

Правительство наше, похоже, непрерывно, не приходя в сознание, исполняет роль пожарной команды, пожиная плоды своей же деятельности. Судя по ТВ, "наша опора и надежа" - МЧС, а прочие министерства обеспечивают его работой. Но жизнь заставит правительство параллельно заняться и перспективными делами: экономику-то надо переводить на интенсивный путь развития.

Напомним, изобретательство - это пока еще не используемый серьезный ресурс экономики. Правительство либо этого не понимает, либо у него руки не доходят, но ему все-таки придется обратиться и к этому ресурсу. Тогда, как обычно, будет создаваться некая государственная программа развития изобретательства. Она должна стать не сводом разрозненных мероприятий, а системно организованным комплексом, обеспечивающим достижение реальных успехов.

Несколько примеров для наполнения программы

Одним из таких крупных мероприятий могло бы стать, например, создание Федерального Инновационного Банка (ФИБ) с региональными филиалами. Структура уставного капитала ФИБ должна обеспечивать государству полный контроль за деятельностью банка. На определенных условиях в число акционеров банка могут входить и изобретатели. Государство через ФИБ обеспечивает долгосрочное беспроцентное кредитование реализации первого достаточно крупного пакета перспективных изобретений и берет на себя гарантии по рискам, неизбежно связанным с новыми техническими решениями. Формирование первого пакета изобретений должно делаться с расчетом покрытия от их реализации кредитов, а остаток прибыли должен позволить самофинансирование ФИБом второго пакета (с объемом не меньше первого) с оплатой всех сопутствующих исследований, опытно-конструкторских работ и гонораров изобретателей. Иными словами, государство создает ФИБ и "ставит его на крыло" для самостоятельной инновационной крупномасштабной деятельности. Это обеспечит определенное ускорение технического и экономического развития страны.

В замечательной книге "Мои воспоминания", многократно переиздававшейся за последние полвека, академик А.Н. Крылов несколько раз упоминает М.И. Кази, ценя его за острый ум. В одном из эпизодов рассказывается, что перед первой мировой войной, когда Кази возглавлял Балтийский завод, каждому, принесшему копию официальной бумаги с названием завода, уплачивалось пять рублей, независимо от ее содержания. За год, говорил Кази, приносили около тысячи бумаг, из которых 995 и медного гроша не стоили, а вот за эту (показывая какую-то) он и 10000 руб. не пожалел бы.

Эпизод этот пересказан лишь как схематический пример создания своеобразной промысловой сети для отлавливания нужной информации, ценность которой значительно превосходит затраты на функционирование сети.

Сегодня "схема Кази" вполне применима для стимулирования деятельности отечественных изобретателей. Вот примерная группа мероприятий для включения в государственную программу:

а) создание финансируемой ФИБом густой сети региональных патентоведческих организаций, которые за обязательство изобретателя уступить ФИБу, предположим, 50% прав на владение изобретением обеспечат доведение авторского замысла до выдачи охранного документа РОСПАТЕНТом;

б) выплата ФИБом изобретателю авторского вознаграждения в 20-30 МРОТ одновременно с получением охранного документа РОСПАТЕНТа;

в) формирование экспертами ФИБа первого пакета изобретений с целью их реализации (из числа тех, где он является совладельцем) и привлечение авторов к этой реализации под патронажем ФИБа.

Изобретатели, подключайтесь!

Мероприятия, приведенные в предыдущем разделе, всего лишь примеры, придуманные самим автором статьи. Может быть, они и не войдут в программу, для разработки которой необходим труд многих людей разных профессий.

Если удастся снизу "достучаться" до Правительства и оно сочтет целесообразным вовлечение в экономический оборот изобретательского ресурса, для раскрутки которого нужны относительно небольшие (по меркам госбюджета) стартовые затраты, разработка программы будет поручена государственным чиновникам.

Чиновники же наши, с одной стороны, не в меру консервативны, с другой - имеют погубную склонность к грандиозным реорганизациям, затрагивающим интересы множества людей. Знаменитое "хотели, как лучше..." родилось не на пустом месте. А если уж они проявляют изобретательскую жилку, то это им обеспечивает шикарный отдых на Канарах (при осечке - на нарах). Тем не менее, пока существуют государства будут и чиновники-управленцы, и, кроме них, проект государственной программы делать некому.

А вот уж созданный ими проект программы должен быть опубликован и, по аналогии с процессом прохождения законопроектов в Государственной Думе, пройти несколько этапов. На каждом из этапов должны обсуждаться предлагаемые поправки и откорректированный проект программы. Вот в этих-то публичных обсуждениях и поправках надо принять участие нашим изобретателям.

Быть может, тогда удастся создать эффективную программу, к тому же, пользуясь определением Президента, достаточно амбициозную.

Реализация такой программы позволила бы ускорить переход отечественной сферы материального производства (а значит - и экономики) с экстенсивного пути развития на интенсивный. И никто в такой мере, как изобретатели, не сможет этому способствовать.

Е.М. ИЗРАИЛЕВ, изобретатель, лауреат
Государственной премии СССР,
член-корреспондент Инженерной Академии,
г. Санкт-Петербург.

193036, Санкт-Петербург,
Невский просп., 109, кв. 3.
Тел.: 277-06-24; 126-81-67

Фото Николая АНДРЮШОВА

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Бюллетень №11]

info@yabloko.ru