[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Михаил Задорнов
Бюджет назвал "крайних"
"Московские новости",   18 июня 2004 года

Автор: член бюджетного комитета Госдумы

Правительство приступило к рассмотрению проекта бюджета на 2005 год. При этом заявлены достаточно серьезные изменения в бюджетной системе. Делается попытка разделить бюджет на базовый и бюджет новых обязательств - тех, которые государство принимает на себя впервые. Причем Минфин выделил всего 9 процентов бюджета на новые расходы, значительную часть которых составляет оборонный заказ.

Предложена новая бюджетная классификация: вместо существующего 21 раздела будет всего 11. Кроме того, меняется распределение целого ряда обязательств между уровнями бюджетов. Например, федеральный центр берет на себя все расходы по гражданской обороне, содержанию военкоматов, обеспечению инвалидов. С другой стороны, на регионы "сбрасывается" содержание всех детских садов, ПТУ, части школ: примерно трех тысяч учреждений, затраты на которые - около 25 млрд. рублей.

Очевидно, что у многих регионов возникнут острые финансовые проблемы в следующем году. Ведь в рамках реформирования системы льгот региональные бюджеты будут отвечать за пенсионеров и за тружеников тыла - а это 20 млн. человек, которые должны получать ежемесячную денежную компенсацию. Кроме того, со следующего года не будет единой тарифной сетки, и каждый регион индексирует заработную плату своим бюджетникам - прежде всего врачам и учителям - в меру собственных возможностей, без всякой помощи из центра. То же касается выплаты детских пособий... Тем самым у регионов возникает целый ряд новых финансовых обязательств, а никаких дополнительных налоговых источников они не получают. Напротив, у них изымается в федеральный бюджет 1,5% налога на прибыль, плата за лесные ресурсы и водный налог. Можно прогнозировать социальную напряженность для жителей 40 дотационных регионов.

Конечно, всех волнует зарплата бюджетников. Для некоторых из них (сотрудников учреждений образования, культуры, соцзащиты) предлагается проиндексировать зарплату с 1 января примерно на 15 - 17 процентов. А военнослужащим, работникам судов и прокуратуры индексация предусмотрена только на темп инфляции - около 10%. Примерно такой же размер индексации ожидает госслужащих. Думаю, что такой "скромный" прирост зарплат не вызовет особой радости у бюджетников.

Со следующего года предполагается начать тратить стабилизационный фонд, который, благодаря удачной конъюнктуре нефтяных цен, достигнет 500 млрд. рублей. Причем до 2007 года деньги фонда предлагается тратить только на погашение внешнего долга и дефицита Пенсионного фонда (ПФ). При этом затыкание "пенсионных" дыр вызывает вопросы. Если без стабилизационного фонда государство не справляется с затратами ПФ, значит, система налогообложения не обеспечивает текущие расходы бюджета. Думаю, необходимо еще раз обсудить межбюджетные отношения и приоритеты госрасходов на 2005 - 2007 годы.

Как оценить предстоящие изменения в бюджетном процессе? Создание более четкой бюджетной процедуры, попытка инвентаризировать федеральные целевые программы и программы развития регионов - это "плюс". А вот насколько грамотно будут проведены эти изменения - большой вопрос. Ведь они происходят при еще недостаточно "притертом" правительстве, различные органы которого часто действуют несогласованно. Что, безусловно, вызовет организационные проблемы при реализации бюджета 2005 года. Меня беспокоит, как бы население не оказалось крайним в этом процессе.

"Московские новости", 18 июня 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Раздел "Социальная политика"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]