[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий Виктор Резунков
Что и кто предлагает изменить в списке российских праздников?
С участием Бориса Вишневского
Радио "Свобода", 5 ноября 2004 года
Виктор Резунков: Власть в России энергично, даже как-то панически продолжает свой курс реформ: отменяет льготы, собирается назначать губернаторов, банкротит ЮКОС, а теперь дело дошло до праздников, которые, как выяснилось, неправильно отмечают россияне. День примирения и согласия - 7 ноября - надо отменить, День Конституции - тоже. Зато надо отмечать 27 апреля - день рождения Государственной Думы, и 4 ноября - День народного единства. О праздниках мы и поговорим сегодня из Петербурга.

В петербургской студии Радио Свобода историк Густав Богуславский и политический обозреватель "Новой газеты" Борис Вишневский.

Нашим слушателям мы предлагаем ответить на вопрос: поддерживаете ли вы идею изменения дат и названий праздников в современной России?

Что и кто предлагает изменить в списке российских праздников? Давайте послушаем обзор корреспондента Радио Свобода Дмитрия Казнина.

Дмитрий Казнин: Депутаты Государственной Думы от "Единой России" и Владимир Жириновский предложили установить в качестве нерабочих, праздничных, дней, плюс к уже имеющимся, с 1 по 5 января - как новогодние каникулы, 27 апреля - как День рождения Государственной Думы, а также 4 ноября - как День народного единства. В этот день, по мнению депутатов, в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, и, таким образом, закончился целый период жизни страны, названный "смутным временем". Однако позже выяснилось, что дата эта неточна, и на самом деле "смутное время" закончилось намного позже.

Кроме того, депутаты хотят отменить праздник 7 ноября, как идеологически устаревший, и День Конституции - 12 декабря, как дублирующий День России - 12 июня, а также сократить праздник весны и труда до одного дня, и праздновать его только 1 мая.

Остаются праздничными днями Рождество Христово - 7 января, Международный женский день - 8 марта, День победы - 9 мая, 23 февраля - День защитника Отечества. В результате всех этих изменений выходных дней должно стать на один больше - 12-ть. Комитет по труду и социальной защите Государственной Думы уже поддержал эти предложения.

Наиболее серьезные возражения, конечно же, звучат по поводу отмены празднования 7 ноября. Тем более что заменять его собираются на очень сомнительный, с точки зрения идеологической и общенациональной составляющей, праздник.

День Конституции - праздник новейшей истории России - предлагается отменить как повторяющий, по сути, День России - 12 июня. В связи с этим уже многие средства массовой информации высказали предположение о прозрачной связи отмены Дня Конституции и изменениями, которые вот-вот будут внесены в основной и, как до последнего времени казалось, незыблемый закон страны.

При этом на экономическую составляющую всех этих "праздничных войн" обращать внимание как-то не принято. А между тем, по данным правительства России, каждый выходной день обходится госбюджету в миллион долларов. По статистике, производительность труда в январе и мае в среднем снижалась на 9-15 процентов, а в предпраздничные дни - на 25-30.

Виктор Резунков: У нас уже звонок. Людмила Георгиевна, пожалуйста, вы в эфире. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. По поводу праздников. Праздники, по-моему, переделывать не надо. То, что исторически сложилось... нравится кому-то праздник 7 ноября, не нравится 7 ноября, но это история наша. А наши демократы уже вообще до абсурда доходят. Давайте лучше устроим тогда один праздник - день рождения Жириновского.

Виктор Резунков: Спасибо за звонок.

У меня как раз вопрос к историку Густаву Александровичу. Как вы считаете, как можно вносить изменения в список праздников, что сейчас пытаются сделать депутаты? И вообще, имеет ли смысл такое делать?

Густав Богуславский: Ну, прежде всего в основе предложения, которое рассматривает Государственная Дума, лежит не только явная нелепость, но и абсолютная бестактность - начнем с этого.

Дело в том, что 4 ноября - это день, который никак в нашем историческом календаре не отмечен. Сейчас он подается как День празднования иконы Казанской Божьей Матери. У нее сложная история. Подлинная икона пропала, ее нет. Те иконы, которые есть в разных соборах разных городов России - это позднейшие списки. У каждого из этих списков своя история. Но вокруг этого начинаются наворачиваться какие-то странные версии. Не далее как позавчера я в передаче Петербургского телевидения услышал о том, что есть сведения о том, что Петр Великий накануне Полтавской битвы молился перед иконой Казанской Божьей Матери. Где? Икона из Москвы не вывозилась. Не трудно проверить, что Петр в 1709 году в Петербурге был всего лишь 15 дней в ноябре, а в Москву приехал в конце декабря. Не было этого. Зачем внушать людям то, что не имеет под собой никакой исторической почвы?

Далее. События, которые происходили в 1612 году. Тут все обстоит очень интересно. Ведь дело в том, что ополчение Пожарского Кремля не брало. Ополченцы взяли Китай-город. Это было 22 октября. В честь этого события и праздновался День иконы Казанской Божьей Матери. Но православная церковь прибавляет 13 дней, а мы, историки, привыкли прибавлять к событиям, которые происходили в XVII веке, 10 дней. Следовательно, 22 октября по новому стилю приходится вообще на 1 ноября.

26 октября осажденные в Кремле, и уже изголодавшиеся, измученные польские интервенты подписали акт капитуляции. И 1 ноября они вышли из Кремля, потому что главным условием этого акта было сохранение им жизни. 1 ноября по старому стилю XVII века приходится на 11 ноября сегодня. Причем тут 4 ноября?

И вообще, насколько корректно отмечать это событие, радостное для нашего народа, но трагичное для польского народа в тот день, когда, кстати говоря, для польской истории, для истории польского народа произошло очень трагическое событие, потому что именно в этот день было подавлено восстание Костюшко - 4 ноября 1794 года.

Вот во что нас собираются втравить. Я настаиваю на этом слове.

Не далее как вчера по центральному телевидению выступал наш ведущий, наверное, самый крупный из ныне живых, из ныне здравствующих историк, академик Валентин Лаврентьевич Янин. Он не скрывал своего негодования и своей растерянности по поводу того, что происходит. И говорил о том, что только некомпетентность и политические интриги могут родить такую версию, которую сейчас нам пытаются подсунуть.

Наверное, нам действительно не хватает компетентности, исторической культуры, и это гораздо больший дефицит, чем, допустим, любой другой дефицит. Наша беда не в том, что нам угрожает массовая коррупция, а в том, что нам угрожает массовая неграмотность, историческая неграмотность.

Виктор Резунков: Спасибо, Густав Александрович.

У нас звонок. Пожалуйста, Владимир из Москвы.

Слушатель: У меня вопрос такой. Ведь в истории нашей страны очень много замечательных дат и замечательных событий. Так почему же, в конце концов, нужно выделять что-то одно, например, окончание "смутного времени", и забывать, скажем, об изгнании Наполеона, забывать о победах в Куликовской битве, победу на Чудском озере?! Ведь наша история буквально пестрит различными датами. Почему надо выделять одно и совершенно забывать о других?

Виктор Резунков: Спасибо, Владимир, за вопрос.

Борис, я хотел бы вас попросить прокомментировать инициативу депутатов из "Единой России" и Жириновского.

Борис Вишневский: На моей памяти фактически все, что исходит от господина Жириновского, как правило, нужно российской власти для чего-то. Просто так он ничего не говорит. Это значит, что сейчас, как мне представляется, нас хотят втравить, как правильно выразился Густав Александрович, в обсуждение абсолютно надуманных проблем, скорее всего, для того, чтобы отвлечь от проблем истинных.

Смотрите, что происходит. Во всех регионах страны сейчас начинают приниматься бюджеты на следующий год, обсуждается, что делать с льготниками, у которых отобрали льготы, и которым хотят дать, по сути, нищенские компенсации вместо них. То же самое происходит в Петербурге, если кто не в курсе. Сейчас Законодательное собрание рассматривает закон, по которому те, кто имели достаточно серьезные льготы, будут их лишены, а вместо них получат деньги, никак этим льготам не адекватные.

И вот вместо того, чтобы люди обсуждали то, что реально затрагивает их интересы, им предлагается обсуждать, а какого числа у нас будет День национального единства. Я не историк, в отличие от Густава Александровича, но немножко историю знаю. На мой взгляд, может быть, можно найти менее подходящую дату, чем 4 ноября, для того, чтобы праздновать День национального единства, но сделать это не очень просто. Вот уже сказали про Куликовскую битву, про битву на Чудском озере. Помилуйте! У профессиональных историков, насколько мне известно, существуют очень и очень разные точки зрения относительно того, чем считать победу в Куликовской битве и чьи интересы отстаивал Александр Невский, например, на самом деле, и кем его следует считать в российской истории. Вот мне в мои студенческие годы приходилось специально слушать лекции покойного Льва Николаевича Гумилева, я это навсегда запомнил. У него была несколько отличная от общепринятой точка зрения на то, что происходило во время так называемого Татаро-монгольского ига и всего прочего.

Короче, вопрос этот крайне сложный. Не говоря о том, что я не понимаю, день чего 4 ноября будут отмечать в наших республиках на Северном Кавказе или в Башкирии, или в Татарстане, или в Тыве, или в Якутии. У нас, по-моему, вообще один есть только День действительно национального единства - это 9 мая. Потому что вот все народы, которые живут в нашей стране, они все тогда объединились во имя того, чтобы биться с фашизмом и его победить. Вот это действительно дата, которая объединяет всех. А когда вместо нее нам предлагают нечто искусственное, да еще исходящее от Владимира Вольфовича, у меня возникает четкое ощущение, что нам просто пудрят мозги.

Виктор Резунков: Спасибо, Борис.

У нас звонок. Пожалуйста, Борис Павлович из Новочеркасска, мы вас слушаем. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я бы хотел спросить по поводу предлагаемого праздника 4 ноября. Не кажется ли вам... Борис Вишневский, очень приятно вас слышать, потому что я сам постоянный читатель "Новой газеты", что 4 ноября - это попытка унизить поляков за расстрел в Катыни польских офицеров - цвет польской нации? Чтобы все время их, так сказать, в морду тыкать: вот, видите, мы вас победили...

И скажу свое мнение насчет праздников. Сейчас вообще не до праздников. Главный праздник в России будет тогда, когда она отвергнет Путина и "путинизм", и начнет действительно демократические реформы без коммунистов и фашистов. Спасибо.

Виктор Резунков: Спасибо вам за звонок.

Густав Александрович, пожалуйста, ответьте на этот вопрос. И вы еще хотели прокомментировать звонок Владимира из Москвы.

Густав Богуславский: Да. Я думаю, что политическая подкладка под этой подставой только одна - увести нас от 7 ноября, который как праздник согласия и примирения не получился, а как День Октябрьской революции должен быть забыт. Хотя это очень страшно, если это будет так. Потому что это день рождения государства, в котором мы прожили довольно долго. И это день рождения государства, наследниками которого и в плохом, и в хорошем мы сегодня являемся.

Мне странно, что французы продолжают отмечать 14 июля, которое было первым днем революции во Франции, в результате которой родилась тремя годами позднее первая республика. А ведь сегодняшние французы живут уже в пятой республике. И, тем не менее, отмечают 14 июля как национальный праздник.

Уже давным-давно отмечают в Америке День независимости - 4 июля. Хотя нынешние прагматичные американцы очень резко отличаются от тех, кто боролся за независимость в последней трети XVIII века. Вот почему-то они не отказываются от своей истории, от страниц истории, которые имели разные последствия - и великие, и трагические.

Почему мы должны от них отказаться?

А теперь комментарий исторический. При Петре Великом были введены празднования следующих событий Великой Северной войны - взятие Шлиссельбурга - 11 октября ежегодно отмечалось. И Петр, будучи в Петербурге, в Шлиссельбург приезжал каждый раз. Это день, когда началась полоса успехов, обеспечивших России господство в восточной части Балтийского моря. День взятия Нарвы - 9 августа - реванш за поражение, понесенное под стенами крепости "Нарва" в 1700 году. День Полтавской битвы - 27 июня. И, наконец, день 27 июля, когда... вот так совпало, в один и тот же день в 1714 и 1720 годах были одержаны две первые, крупнейшие морские победы русского флота. Все. Вот это отмечалось очень и очень широко.

И в связи с этим хотелось бы высказать только одно соображение. Мне кажется, что вся вот эта возня по поводу дат... кстати, многими из наших сограждан она может быть воспринята как нечто случайное, второстепенное, как будто бы речь идет о свободных днях. На самом деле, нет. Эта возня представляет собой очень планомерную и очень целенаправленную работу на разъединение России. Вот как получается, что "Единая Россия" ведет политику, нацеленную на разъединение поколений, народностей, живущих в России, это мне непонятно.

Виктор Резунков: Спасибо, Густав Александрович.

У нас звонок. Александр из Петербурга, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: Добрый день. Во-первых, реплика. 4 ноября - праздник, как праздник, - чушь собачья. Вполне понятна логика приблизить нечто похожее к 7 ноября. Ну, вот про Куликовское поле, что такое Куликовская битва и где она вообще была. Уже говорили, что это все виртуальный мир. И для нас эти праздники абсолютно, так сказать, внеисторичны и внетрадиционны. Вот, скажем, что касается новейших праздников. Вроде бы они есть, да, вроде бы есть праздники, которые могли бы примирить всю страну с ее генезисом. Но, тем не менее, нет традиций.

Вот такой вопрос. Праздник - это ощущение праздника, это ощущение победы. Вот единственный день - это 9 мая, со всеми "но", но, тем не менее, ничего похожего больше нет. Невозможно в многонациональной стране, где любой праздник выливается в то, что один народ побеждал другой народ, и это никогда не будет всеобщим российским праздником. Что делать? Не пора ли обращаться к нейтральным праздникам, может быть, похожим на День благодарения. Я не знаю, очень мало времени, чтобы порассуждать на эту тему. Но, тем не менее, как вы полагаете... Все наши исторические праздники, они, по сути дела, то ли себя дискредитировали с политической точки зрения, то ли не имеют традиций. Где выход?

Виктор Резунков: Понятен вопрос.

Борис, вы можете ответить?

Борис Вишневский: Конечно, могу. На самом деле довольно точная мысль была высказана, что праздник - это тогда, когда у людей есть ощущение праздника, что случилось вот что-то, что оставило о себе такой след в истории, что хочется об этом вспоминать снова и снова и радоваться.

Я скажу честно, когда я был маленьким, для меня тоже 7 ноября было праздником, потому что меня так учили в школе, в младших классах. Потом для меня просто это стали дополнительные выходные дни. И я радовался просто потому, что не надо было или идти в институт, или идти на работу, позднее, это и создавало мне ощущение праздника.

Пытаться сейчас отменить и заменить это другим, на мой взгляд, это глупо. Пусть уж останется так, как есть, пусть каждый считает это тем, что ему нравится. И должен сказать, что, конечно, ни в коем случае 4-ое число не надо считать не годящимся только по той причине, что это день победы над польскими интервентами. Те же самые американцы, отмечая День независимости, вовсе не хотят этим оскорбить англичан.

Виктор Резунков: Хорошо. Спасибо, Борис.

Я хотел бы предложить послушать, как петербуржцы относятся к инициативе депутатов Государственной Думы. Поддерживаете ли вы идею изменения дат и названий праздников в современной России? - с таким вопросом обратился корреспондент Радио Свобода Александр Дядин к прохожим на улицах Петербурга. Давайте послушаем, что ему отвечали горожане.

Житель Санкт-Петербурга: Молодежи все равно, а людям более взрослого поколения, по-моему, это ни к чему. То же 4-ое число - это в 1600 каком-то году освободили Москву от Лжедмитрия, поляков и так далее. Этого праздника никто не знает. А 7-ое число - это наша близкая история, это наша эпоха, мы на этом выросли. Я думаю, что стоило бы его оставить и не вспоминать об этих несчастных поляках.

Жительница Санкт-Петербурга: С одной стороны, это, конечно, хорошо, то, что праздники лишние. Особенно если они связаны с какой-то историей нашей, с какими-то нашими победами, достижениями, то, в принципе, это надо помнить. Но, с другой стороны, получается, что слишком мало рабочих дней, слишком много отдыхаем, и так больше всех в мире. И, может быть, даже что-то лишнее.

Житель Санкт-Петербурга: В принципе, мне все равно, как их будут называть, переименовывали уже сто раз, так что... Главное, чтобы оставались праздники.

Житель Санкт-Петербурга: И так много праздников, по-моему, хватает, даже чересчур. Вы посмотрите, я видел статистику, где больше всего праздников. Оказывается, мы с бразильцами делим первое место. С Банановой республикой какой-нибудь: день рождения короля, день рождения сына короля, день рождения внука короля и так далее. Ну, это несерьезно, мне кажется.

Жительница Санкт-Петербурга: Плохо. Я хочу, чтобы мы, наконец, успокоились. Надоели все перемены. Зачем? У французов есть День Парижской коммуны, а почему у нас не может быть Дня революции?! И улицы не надо переименовывать - это все история.

Житель Санкт-Петербурга: Мне кажется, что передвигать праздники, которые имели место быть на протяжении многих лет, - это лишь веяние времени. Это время изменится, и что, 7 ноября опять будут праздновать? Это, конечно, глупо. И это говорит о том, что некоторые наши политические партии хотят проявлять какую-то свою лояльность к верховной власти. Я вот думаю, что ни президент, ни большинство населения не разделяет взглядов партии, которая это инициировала, то есть "Единой России". Мое личное мнение, негативно, естественно, потому что это история не только государства, но и каждого из нас.

Жительница Санкт-Петербурга: Я не могу сказать, что я их особенно поддерживаю. Праздник, он уже устоялся, поэтому я считаю, что нет в этом смысла. Можно новые какие-то организовывать, а старые переставлять и переименовывать, я считаю, что это не нужно никому. Пусть будут праздники, но это не обязательно устраивать выходными или как у нас сейчас рождественские каникулы. Может быть, какие-то мероприятия дополнительно устраивать. Праздник - это же для радости.

Житель Санкт-Петербурга: Мне все равно, меняют их или не меняют, названия эти. Для меня праздник и праздник. Ну, если историки, может быть, найдут какую-нибудь более важную причину перенести 7-ое на 4-ое, то пожалуйста. Но это незачем, я думаю.

Жительница Санкт-Петербурга: Мне трудно сказать. Я пенсионерка. Поэтому понять других, тех, которые хотят отдохнуть, да, наверное, можно поддержать. Но если бы при этом люди умели красиво отдыхать, а не пить водку. Ну, переименование, может быть, и не надо - история остается историей. Ну что ж поделаешь, это наша система, к сожалению.

Житель Санкт-Петербурга: Без разницы, как праздник назвать. Главное, как человек его чувствует, этот праздник, и все.

Александр Дядин: Например, 7 ноября.

Житель Санкт-Петербурга: Праздник как праздник. Как его отмечать? Я не знаю, как отмечают праздники просто. Обычно люди отмечают - они собираются, обычно люди пьют. А я не злоупотребляю.

Жительница Санкт-Петербурга: Перенос праздников, наверное, не очень хорошее дело. То есть вот есть какие-то незыблемые... Новые? Человек запутывается вообще в праздниках. Непонятно, что происходит, то ли праздник, то ли работа. Я, например, вообще не понимаю. Мне праздники не нужны, потому что это располагает к безделью, выбивает человека... То есть даже отпуск - это кратковременно, это недели, и то думаешь, как это ты оставил какой-то бизнес, как без тебя. 7 ноября - это, в общем-то, не праздник. Просто выходной, наверное, причем вынужденный.

Житель Санкт-Петербурга: Отрицательно. Как назвали их в свое время, пусть эти названия и остаются. Ну, День Конституции - понятно. Новая Конституция - новый праздник. Но 7 ноября, я думаю, надо оставить, менять не следует.

Жительница Санкт-Петербурга: Не совсем. Первоначально же они назывались совершенно по-другому. То есть, например, 7 ноября назывался Днем революции. А сейчас он называется День согласия и примирения, насколько я помню. Лучше оставить так, как оно есть.

Виктор Резунков: У нас звонок. Марина Власовна из Москвы, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: Добрый день. Я считаю, что это хороший праздник, потому что это праздник иконы Казанской Божьей Матери, владычицы нашей. И он мне как-то более симпатичен, чем 7 ноября. Кстати, о 1 мая. Здесь собрались историки... Ну, для нас, русских, это что-то, по-моему, Хэллоуина. У нас ведьмы собирались как-то на Лысой горе перед этим. Еще мне не понятен праздник День независимости. Что это такое? А это праздник очень хороший. И для нас смута - это самое страшное, что может быть в России. Это гражданская война, это день окончания гражданской войны и рождения новой России.

Виктор Резунков: Спасибо большое за звонок.

Я хотел бы представить нашему вниманию обзор того, как политики и политологи России прокомментировали инициативу депутатов Государственной Думы. Давайте послушаем обзор корреспондента Радио Свобода Дмитрия Казнина.

Дмитрий Казнин: По мнению Михаила Делягина, президента Института проблем глобализации, "Государственная Дума, пытаясь ввести новый праздник - свой собственный день рождения, страдает манией величия. Она еще раз подчеркнула свой шизофренический характер. Даже в рамках верноподданнического идиотизма нужно думать об увеличении ВВП, а не о лишнем выходном". Эти инициативы несвоевременны, прежде всего экономически", считает Михаил Делягин. По его мнению, есть предприятия, где работники ответственные и не напиваются даже в Новый год. А теперь, после Нового года люди не будут работать официально. По поводу отмены празднования 7 ноября эксперт заметил, что "власть пытается, таким образом, заставить народ забыть о своем прошлом".

Павел Кудюкин, руководитель Центра проблем госуправления Высшей школы экономики, считает по поводу отмены 7 ноября и введения 4 ноября - Дня народного единства, что "для каждого праздника должно быть обоснование, а не выдуманная из головы дата". Что же касается новогодних праздников, то тут, по мнению эксперта, инициатива правильная, так как большинство людей в эти дни все равно не работают, и для бюджета эти потери будут неощутимыми.

Илья Пономарев, лидер Молодежного левого фронта, заявил, что "авторитарной власти нужна своя мифология и свои праздники. Поэтому отменяют 7 ноября и придумывают сомнительные даты, привязанные так или эдак к современной терминологии. 4 ноября хотят сделать Днем народного единства, например. Правда, с новогодними праздниками депутаты все сделали правильно, считает Илья Пономарев, так как с 1 по 13 января все равно никто не работает.

Депутаты Петербургского парламента поддержали инициативу Государственной Думы официальным постановлением, однако внесли одну поправку: не отменять празднования 7 ноября и не назначать праздником, соответственно, 4 ноября. Депутат Михаил Амосов возмутился отменой Дня Конституции, но коллеги его не поддержали.

Даже в самой Государственной Думе нашлись депутаты, сомневающиеся в целесообразности отмены празднования 7 ноября. Глава Комитета по регламенту Олег Ковалев, заявил, что такое решение может вызвать большое количество противоречий в обществе, и в этом вопросе надо прислушаться к общественному мнению.

Виктор Резунков: У меня вопрос к Густаву Александровичу. Одно из предложений депутатов - не отмечать 27 апреля как день рождения Государственной Думы. Вот что бы вы могли сказать по этому поводу? Почему 27 апреля, решили депутаты?

Густав Богуславский: Ну, 27 апреля 1906 года была в Георгиевском зале, в Тронном зале Зимнего дворца речью императора Николая Второго открыта Первая Государственная Дума. Это был первый из 73 дней ее существования. Дума никак себя не обозначила в истории России, ничем положительным себя не зарекомендовала. И отмечать годовщину ее открытия, и открытия вообще российского парламентаризма, наверное, нет оснований.

А вот относительно 12 декабря, относительно Дня Конституции, вопрос, мне кажется, очень серьезный. Не хотят ли депутаты от "Единой России" постепенно приучить нас к равнодушию к нашему основному закону? Не хотят ли они, таким образом, расчистить дорожку, которая потом превращена будет ими же в широкую магистраль к изменениям этого основного закона? Вот этот вопрос очень серьезный.

А что касается 4 ноября, то путаницу в датах и историческую бессмысленность этого праздника, этой даты мы уже разобрали. И это, как привыкла говорить наша госпожа губернатор, "медицинский факт". Тут ничего не поделаешь. Так говорят исторические документы, и их свидетельство бесспорно.

Что же будет дальше? Я с глубочайшим уважением отношусь и к церкви, и к ее великим реликвиям, но я очень боюсь, что потом появится предложение отмечать как всенародный праздник День Владимирской Богоматери, День Тихвинской Богоматери, День Смоленской Богоматери. И мы вообще забудем о том, что мы все-таки живем в светском государстве. В последнее время очень многое делается для того, чтобы эту мысль из нашего сознания вытравить.

Виктор Резунков: Спасибо, Густав Александрович.

У нас звонок из Омска. Виктор, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Знаете, идиотизм российских политиков, он, конечно, не знает границ. Меняем названия улиц, городов, праздники... Господи, да выстройте вы лучше новые города, улицы хорошие и дайте это все людям бедным, нищим. И, может быть, скажут спасибо. Для чего менять историю? История должна быть неприкосновенной. Пусть будет праздников много, хороших и разных. Ни в коем случае не стоит забывать историю.

А предложение у меня вот какое. Оно, может быть, шуточное. Уже это прозвучало. Предлагаю день рождение Жириновского сделать всенародным праздником и пьянствовать целую неделю.

Виктор Резунков: Спасибо за ваше предложение.

Борис, у вас есть комментарий, да?

Борис Вишневский: Во-первых, если говорить о дне рождении Государственной Думы, я бы не считал вообще это праздником. Тем более если на нынешнюю Государственную Думу посмотреть, там не то что хочется праздновать ее день рождения, а хочется вообще на это не смотреть.

Что касается Дня Конституции, тут все серьезнее. Я соглашусь с Густавом Александровичем в том, что пытаются подвести нас к мысли, что Конституция есть вообще нечто крайне не важное в нашей жизни. Но я продолжу его мысль. Этим не открывается дорожка к грядущим изменениям. Если Конституцию внимательно почитать, чем сегодня мало кто себя утруждает, мы довольно быстро увидим, что большая часть содержащихся в ней положений, особенно в ее 2-ой главе, где говорится о правах и свободах человека и гражданина, уже давно де-факто не действует. Статья 7-ая, где сказано, что Россия социальное государство, сегодня выглядит как насмешка откровенная.

Вернусь к питерским реалиям. Только что наши славные депутаты Законодательного собрания по просьбе Валентины Ивановны Матвиенко отменили решение сессии Ленсовета 1993 года о том, что пенсионеры имеют право бесплатного проезда. И велено им дать аж по 230 рублей взамен, что, конечно же, ничего не компенсирует. И большинство депутатов, поскольку они учитывают мнение губернатора куда больше, чем мнение избирателя, это все та же самая "Единая Россия", это дружно поддержали. О чем тут еще говорить?!

И последнее. По поводу Казанской Божьей Матери и всего прочего, вы знаете, эта опасность вообще отказа от светского государством представляется очень серьезной. В России живут не только те, кто исповедует православие и считает Казанскую Божью Матерь какой-то своей владычицей. В России живут и другие люди, или приверженцы иных религий, или остались еще и атеисты, вот как я, например, которые просто являются не верующими и не считают вообще большим праздником такого рода даты, при всем уважении к верующим людям.

Виктор Резунков: Спасибо, Борис.

У нас звонок из Москвы. Пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте. Алла Павловна. Вот мое мнение. Дело в том, что у нас церковь отделена от государства, но в свое время Патриарх поддержал гимн Советского Союза, хоть, в общем-то, в душе он, конечно, был категорически против. Ну а теперь с ним хотят как бы расплатиться за поддержку власти нашей - признать праздником День иконы Казанской Богоматери. Конечно, это неправильно. Я сама никогда не была коммунистом, но все-таки... я пенсионерка, но День 7 ноября надо уважать. И наше поколение, они же... Как же так?! Они все равно до сих пор празднуют День Октябрьской революции. Поэтому, конечно, это совершенно неправильно.

Виктор Резунков: Спасибо, Алла Павловна.

Я хотел бы еще добавить к вашему мнению то огромное количество сообщений, которые пришли по пейджинговой связи. К сожалению, не могу, конечно, прочитать все, потому что их очень много. Но я зачитаю некоторые.

"Я считаю, что надо отменить праздник 8 Марта", - Наталья Александровна из Ленинграда. "Позор лживому угоднику Жириновскому и презрение к неразумным, безграмотным депутатам "Единой России", - Вячеслав. "Гитлеровская система в Германии - это тоже история этой страны. Так, может быть, предложить немецкому народу отмечать День поджога Рейхстага?", - Александр Северный. "Категорически против перемены. Просто хотят все вверх тормашками поставить. Я бы предложила депутатам ввести траурный день отмены льгот. Мы бы выпили за тех, кто убивает население России", - Санкт-Петербург, Лидия Николаевна. "Предлагаю праздновать 12 апреля - День космонавтики", - Ирина Николаевна. "В коммунистической России не отмечались царские праздники. Почему мы должны отмечать коммунистические?", - Геннадий задается вопросом.

И вот у меня вопрос к Густаву Александровичу. В самом деле, ведь если мы посмотрим на те праздники, которые существуют в России, в большинстве своем, это праздники по профессиональному признаку. День сталевара (я образно говорю), День работников органов безопасности, День тракториста, ну, к примеру. Вот чем вообще можно мотивироваться в перспективе, если создавать какие-то праздники, если их вообще можно создавать, скажем так?

Густав Богуславский: Но это ведь не общенародные праздники. Их отмечают люди, причастные к этой профессии, люди, связанные с нею, люди, которые служат этой профессии. А мы говорим о праздниках общенародных.

Кстати, вот мне сейчас вспомнилась одна деталь. Я сегодня, собираясь на встречу с вами, глянул в православный церковный календарь. И обнаружил, что в нем День иконы Казанской Божьей Матери не обозначен красным шрифтом, как все наиболее важные праздники, отмечаемые Православной церковью. Это любопытная деталь, и подробность, над которой следует задуматься. А вообще очень хотелось бы, чтобы мы... вот об этом говорит и обсуждение, которое сейчас проходит, чтобы мы были более внимательны к нашей истории и более чутки к ее урокам. Пусть она никого и ничему не учит, но уроки ее воспринимать все-таки надо, хотя бы для собственного развития, отдельных людей, целых поколений и тех, кто стоит у власти. Потому что господам, которые заседают в Государственной Думе, знания истории явно не хватает. Иначе они не попадали бы впросак с теми неувязками в датах, которые в начале нашего разговора были очень явно обозначены.

Виктор Резунков: Спасибо, Густав Александрович.

У нас звонок. Илья из Москвы, пожалуйста.

Слушатель: Добрый день. Я с интересом слушаю вашу передачу. Конечно же, я категорически против отмены 7 ноября и замены на 4 ноября. Это не равноценные события. Когда я вспоминаю себя, свою мать, своих родных, родственников, и думаю о том, что мне дала Октябрьская революция, то я понимаю, что при всех недостатках последующего развития нашей страны это было великое событие для нашей страны и великое событие для всего мира. И сегодня мы видим, что, несмотря на то, Советский Союз разрушен, во всем мире понимают, что это большой праздник для всего человечества. Это первое.

Второе. Я хотел бы сказать, что я во многом поддерживаю ваших гостей, хотя и не во всем с ними согласен. Но согласен по идеологическим вопросам. А вот ваших выступающих, вот этого гражданина, который говорил по поводу фашистов и коммунистов, мне бы ему хотелось задать вопрос. Знает ли он, сколько коммунистов полегло во время Великой Отечественной войны? А сколько полегло, восстанавливая нашу страну? Поэтому не нужно "коммуняг-мутантов" путать с настоящими коммунистами.

Недавно в нашем районе в Москве умер настоящий коммунист, настоящий советский человек, а не "совок". Это человек, который в 15 лет пошел воевать в партизаны, и который всю жизнь работал, и был солдатом, офицером, и многое сделал для нашей страны. Поэтому не нужно... Я беспартийный, и тогда, и теперь, но я уважаю настоящих коммунистов, настоящих советских людей, и призираю "коммуняг" и "совков".

Виктор Резунков: Спасибо, Илья, за ваше мнение.

Борис, пожалуйста.

Борис Вишневский: Я не думаю, что вопрос стоит так, что мы, например, отказываясь праздновать 7 ноября, отказываемся праздновать какое-то великое событие. Понимаете, великие события, они разные бывают по последствиям. У одних людей Октябрьская революция осталась в памяти как то, после чего произошло что-то хорошее, у других она осталась в памяти, как то, после чего была и Гражданская война, и массовые репрессии, и гибель огромного числа людей в нашей стране.

В конце концов, в той же Германии, если уж на то пошло, никому не приходит в голову отмечать день, когда там сам Адольф Гитлер и его соратники пришли к власти. Но это, бесспорно, было великое событие по последствиям для всего мира. И чем это обернулось, я думаю, сегодня никому не нужно объяснять.

Другое дело, что когда мы пытаемся некую привычную дату заменить на другую, и делаем это абсолютно искусственно, и когда эта искусственность очевидна просто для всех, вот эти все потуги, то иначе как идиотизмом действительно это назвать трудно. И многие употребляют именно это слово для характеристики этой инициативы.

Виктор Резунков: У нас звонок. Алла Алексеевна из Москвы, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: Добрый день. Я хотела бы вот что сказать. Мы обсуждаем сейчас различного рода даты, но почему-то совершенно забыли очень важную для России дату - это дата отмены крепостного права, от чего, собственно говоря, и начались экономические и политические реформы второй половины XIX века. Это 18 февраля. И я думаю, что было бы очень хорошо, если бы отменили, скажем, День Советской Армии, который, в общем, совершенно неправомерно был установлен, также, вероятно, и 8 Марта, в общем, далеко не все с ним согласны. А вот 18 февраля, я не знаю, как посмотрит на это ваш эксперт от истории, но думаю, что это очень важная дата.

Виктор Резунков: Спасибо.

Я бы хотел вообще предложить небольшой обзор, в котором корреспондент Радио Свобода Дмитрий Казнин рассказывает, какие праздники существуют сейчас в России, и что празднуют люди.

Дмитрий Казнин: В России пока что девять общенациональных государственных праздников, объявленных нерабочими, праздничными днями. Количество же только профессиональных праздников и других праздничных дней перевалило за 130. Тут и хорошо известный всем День милиции, День строителя, День учителя или День ВДВ, а также и малоизвестные - День мелиоратора, День военного шофера, День архивов, День памяти былинного богатыря Ильи Муромца, День внутренних войск МВД, День работника органов госбезопасности или День геолога. К тому же, идет постоянная работа по пополнению этого списка. Люди, желая иметь свой собственный профессиональный праздник, собирают подписи, чтобы добиться внесения его в заветный список.

Есть и огромное количество религиозных праздников, но их, судя по результатам социологических опросов, празднуют немногие россияне. Например, Великий Пост соблюдают меньше 10 процентов людей, а большинство религиозных праздников вообще не известны народу. При этом активно идет заимствование иностранных праздников. Уже практически родными стали День Святого Валентина и Хэллоуин, многие отмечают национальный ирландский праздник День Святого Патрика.

Поэтому любые изменения в праздничном календаре, особенно касающиеся появления или отмены выходных дней, воспринимаются в России очень эмоционально.

В мире ситуация немного другая. Во многих странах праздники отмечают с давних пор, не отменяя их и не вводя ничего нового, чтобы сохранить свою историю от губительного воздействия времени. Праздники эти не несут в себе никакой политической окраски и не идеологизированы. Например, в Японии с V века нашей эры отмечают День мальчиков. Политические же праздники естественны и понятны, как, например, День взятия Бастилии во Франции. Много праздников, связанных со старинными обрядами и традициями - это и карнавал в Рио, и Апельсиновая битва в Италии, и праздник урожая во многих странах мира.

В бывших республиках СССР в последние годы идет возвращение к национальным истокам. Уже 11 лет в Туркмении отмечают День ковра и празднуют там же День дыни.

Виктор Резунков: Густав Александрович, пожалуйста.

Густав Богуславский: Вы обратили внимание, что весь наш разговор и сообщения, поступающие по пейджеру, и выступления наших слушателей в прямом эфире, и наша беседа здесь, в студии, вращаются вокруг праздников, имеющих идеологическое содержание? Никто не сказал о 23 февраля - Дне защитника Отечества, никто не сказал о 1 Мая. Хотя почему отменять второй день праздника весны? Ведь это Международный день трудящихся. И я думаю, что это праздник людей труда. Хотя, вероятно, не все депутаты Государственной Думы любят это слово и производные от него. Но все-таки он таким праздником труда и трудящихся остается, и должен остаться, и, наверное, на оба дня остаться.

Вот у меня тоже... раньше я об этом не думал, а вот сейчас возникло предложение, которое я хочу высказать в эфире Радио Свобода. И очень прошу отнестись к нему серьезно. Дело в том, что из праздников, которые мы отмечаем сегодня, девять приходится на первые пять месяцев года, и только два - на последние месяцы, ноябрь и декабрь. И я хотел бы предложить ввести деидеологизированный, совершенно лишенный идеологии, но касающийся всех без исключения, не только воинов, не только женщин, не только трудящихся, а всех без исключения людей, всех наций, всех возрастов, всех поколений - День знаний, как общенародный праздник - 1 сентября. Первый день осени, рубеж между летним отдыхом и началом нового учебного сезона. Ведь мы все когда-то были учащимися, мы все прошли через это, мы все учимся всю жизнь - в этом наше предназначение и в этом призыв XXI века, в который мы вступили. Это самое главное. Ну а для некоторых, в том числе и для меня, это еще и профессиональный праздник. День учителя я не признаю, а День знаний, распространению которых я посвятил всю свою жизнь, мне бы очень хотелось видеть в числе общенациональных праздников. Может быть, об этом подумать депутатам Государственной Думы.

Виктор Резунков: Густав Александрович, прекрасное предложение. Но я вам хочу сказать, что, к сожалению, видимо, наступило такое время, что сейчас от идеологического...

Густав Богуславский: Прессинга.

Виктор Резунков: Да, от идеологического прессинга очень сложно избавиться. И для меня 1 сентября, как вы сказали... мне сразу вспомнился Беслан, моментально, как журналисту. Ну, не будем...

Николай Владимирович из Москвы, пожалуйста, мы вас слушаем. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Во-первых, я полностью поддерживаю предложение сделать всенародным праздником День знаний. Я сам уже немолодой, и дети давно выросли, однако так получилось, что со школой как-то связана вся жизнь, даже сейчас вроде и напрямую не связана, но, тем не менее, этот праздник лично для меня и для моей семьи, он остается каким-то светлым. И пусть простят меня беслановцы.

Я сам строитель. И режим работы таков, что приходится работать почти без выходных. И многочисленные праздники меня и моих коллег по профессии, они как бы раздражают. Потому что ни одному заказчику не выгодно, чтобы строительство замирало на несколько дней. Поэтому вот лично для меня наличие многочисленных праздников... ну, никак, единственное, что только раздражает. Я понимаю, что многие со мной не согласны. Но я высказываю только свое мнение.

И вопрос. Вот у нас считается официальным праздником Рождество, 7 ноября, а Пасха православная вроде как бы не праздник, потому что следующий за ней понедельник не считается выходным. Хотя по церковным канонам Пасха православная вроде как бы чуть-чуть важнее, чем Рождество. Как это понять? И как это вообще соотносится с тем, что у нас государство многоконфессиональное?

Виктор Резунков: Пожалуйста, Густав Александрович.

Густав Богуславский: Дело в том, что Пасха просто по смыслу, по сути своей праздник воскресный, точно так же, как и приходящийся на 50-ый день, включая день Пасхи, праздник Троицы. Это сложный вопрос. Давайте не будем сейчас в него вдаваться, вопрос расхождения постоянного Дня Рождества и блуждающего Дня Пасхи. Дело в том, что Рождество - ведь это принятая Православной церковью дата рождения Христа, хотя не соответствующая исторической действительности, а Пасха - это праздник, пришедший из библейских, иудейских времен.

Виктор Резунков: Спасибо.

Я бы хотел в заключение попросить Бориса Вишневского подвести итоги нашей беседы.

Борис Вишневский: Итоги очень простые. И те, кто в этой студии, и фактически все, кто нам звонил, конечно, считают, что устраивать такой массовый пересмотр праздников, а уж тем более заменять, может быть, и спорные сегодня идеологически, но привычные праздники на искусственные неразумно.

Радио "Свобода", 5 ноября 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Радио "Свобода"

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]