[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Елена Милашина
Закон бомжий
Принят и уже действует закон о недоступности жилья
"Новая газета", 21 февраля 2005 года

После 1 января никаких субсидий из федерального бюджета не получил никто. (Фото Сергея Кузнецова) Стремительная социальная реформа, проводимая под патронатом президента, набирает обороты. Вслед за законом № 122 и резким повышением тарифов ЖКХ нас ожидает очередное потрясение: первого марта начинает действовать новый Жилищный кодекс (ЖК).

Непубличный факт: закон о введении в действие ЖК, подписанный Путиным 29 декабря 2004-го, действует с 22 января, и многие граждане уже стали его жертвой.

Новый Жилкодекс был одним из самых спорных законопроектов, который эксперты открыто обозвали «людоедским». Из-за огромного числа поправок он не прошел второе чтение прошлым летом и был перенесен на осень. Однако единороссы и жириновцы, воспользовавшись ситуацией в обществе после теракта в Беслане, провели ЖК во втором и третьем чтениях с минимальным числом поправок, внесенных независимыми депутатами и оппозиционными фракциями.

В официальных СМИ уже началась пропаганда нового ЖК. Самое интересное, что лояльные эксперты, получившие доступ на Первый и второй каналы, комментировали даже не окончательный вариант ЖК, а его самый первый — «людоедский» — проект. Более того, есть данные, что и риелторские компании ссылаются в своей работе с клиентами именно на первый вариант законопроекта, игнорируя тем самым любые попытки защитить граждан от дикостей жилищного рынка.

«Новая газета» обратилась к ведущим экспертам в жилищной сфере, к адекватным депутатам Госдумы, юристам, омбудсменам и правозащитникам с просьбой подробно и доступно проанализировать новый ЖК.

Мы предлагаем нашим читателям зайти в любой крупный книжный магазин, потратить 19 рублей или, в конце концов, найти в интернете на нашем сайте окончательную редакцию Жилищного кодекса. И попытаться вместе с экспертами и журналистами понять: чему способствуют законодательные инициативы государства — доступности жилья или потере надежды на его получение?

Открывает и курирует новую рубрику известнейший эксперт в жилищной сфере, независимый депутат Госдумы, член партии «ЯБЛОКО» Галина Петровна ХОВАНСКАЯ.

Сначала небольшая преамбула, чтобы объяснить читателям идеологию и задачи реформы в жилищной сфере. Новый ЖК нам действительно необходим, и работа над ним шла более 10 лет. Просто потому, что в начале 90-х в стране появились жилищный рынок и его главный объект — собственник. Невозможно жить по закону, где все было ориентировано на нанимателя, а понятия «частная собственность» не существовало.

Как всегда, было два варианта действий: или отдать разработку ЖК в руки компетентных независимых экспертов, или государственная власть «все сама сделает». Я и Олег Шеин представили свои законопроекты, но нам было сказано, что мы опоздали — правительство уже спустило свой проект. А мы можем только внести свои поправки.

Правительственный проект разрабатывался фондом «Институт экономики города» (директор — Алекcандр Пузанов. — Е.М.), Гильдией риелторов (вице-президент — Константин Апрелев. — Е.М.), Департаментом Министерства промышленности и энергетики (возглавляет Сергей Круглик. — Е.М.), курировался вице-премьером Виктором Христенко и советником президента Игорем Шуваловым. В Думе самым яростным проводником правительственного законопроекта стал Павел Крашенинников (бывший член СПС, недавно вступил в партию «Единая Россия». — Е.М.).

Правительственный проект представляет собой плохой микст из двух существовавших ранее проектов — того же Крашенинникова и Шамузафарова (был статс-секретарем Госстроя. — Е.М.). Несколько лет назад Шамузафаров попытался представить свой вариант закона в Госдуме. Его не отклонили только потому, что он сам забрал документ на доработку, и голосования так и не состоялись. Павел Крашенинников — один из разработчиков Гражданского кодекса. Этим я объясняю тот факт, что в новом ЖК многое переписано из гражданского законодательства. Крашенинников проигнорировал мнение сильных и куда более состоятельных экспертов в жилищной сфере…

Получилось: Жилкодекс Крашенинникова и др. — это 124 страницы. Мои поправки к ЖК, к которым присоединились еще 15 оппозиционных депутатов, уместились на 160 страницах мелким шрифтом. Большинство из них Крашенинников отклонил без разумных объяснений.

Теперь об интересах сторон. Новый ЖК представляет интересы в первую очередь федеральной исполнительной власти, во вторую — игроков жилищного рынка и только потом уже граждан. Жилкодекс нарушает 7-ю статью Конституции РФ, где говорится, что Россия — это социальное государство. Есть только один «телец» в ЖК — это рынок. Тот, кто не вписался в рынок, остался «за бортом».

Этот «государственный» подход характерен для всех социальных законов, принятых в прошлом году. В случае с ЖК такой подход чреват не столько оживлением жилищного рынка, сколько резким увеличением количества граждан, потерявших надежду на жилье.

Новый ЖК, как и 122-й закон, и реформа ЖКХ, позволяет власти сильно экономить расходы федерального бюджета за счет невыполнения или только частичного выполнения взятых на себя обязательств перед гражданами. Чтобы это деяние не было наказуемым, и меняются сегодня законы. Причем меняются некорректно.

Пример. В конце года в Думу спустили и провели сразу во втором и третьем чтениях закон № 199. Проект закона по своему содержанию никакого отношения не имел к жилищной сфере. До тех пор, однако, пока в него в виде поправок правительства не вписали нормы, регламентирующие порядок предоставления жилищных субсидий старым федеральным льготникам. Это ветераны войны, инвалиды войны, тяжело больные люди. К этому закону также было выпущено постановление правительства по чернобыльцам. По этому закону вышеперечисленным категориям льготников выделяется 100-процентная субсидия на приобретение жилья (раньше полагалось само жилье). Но расчет субсидии, по которому органы исполнительной власти в регионах будут оценивать рыночную стоимость кв. метра жилья, совершенно нерыночный.

Приведу в пример Москву. По закону № 199 один кв. метр типового жилья в столице в районе массовой застройки стоит 17 500 рублей. (По остальным регионам — ниже.) Какую квартиру смогут купить люди в Москве, если квадратный метр самого дешевого жилья в спальном районе стоит от 30 000 до 60 000 рублей? Ну ладно Москва. Мы своим льготникам, не федеральным, выдаем субсидию из расчета 30 000 рублей за кв. метр. И поэтому, скорее всего, будем доплачивать 12 500 рублей ветеранам Великой Отечественной войны из московского бюджета. Но кто будет компенсировать недостачу в дотационных регионах?

Таким образом, власть выдает федеральным льготникам всего лишь 60% от реальной стоимости положенной им жилплощади. И эта «щедрость» только для тех, кто успел попасть в очередь до 1 января 2005 года. После 1 января никаких субсидий из федерального бюджета не получит никто.

Две категории граждан, которые мне удалось отстоять и которые будут иметь право на получение жилья вне очереди, — это дети-сироты и тяжело больные люди. Разработчики с трудом согласились, что дети-сироты или больные туберкулезом вряд ли смогут успешно вписаться в рынок.

И еще одно добавление к закону № 199 и постановлению Фрадкова. Ничего в них не сказано о том, в каких объемах и когда будут выделяться субсидии. То есть по закону (!) инвалид войны может ждать и эти деньги очень долго.

В следующем выпуске:
Кто после 1 января 2005 года имеет право на получение жилья от государства?
По новому ЖК РФ претендовать на получение жилья бесплатно смогут только малоимущие граждане. Но в соответствии со статьей 12 Жилкодекса в списке малоимущих граждан первое место могут занять чиновники.


Руководитель проекта Елена МИЛАШИНА

"Новая газета", 21 февраля 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]