[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Иванова-Гладильщикова
Школьный библиотекарь должен иметь статус педагога
"Известия Науки", 1 ноября 2005 года

На прошлой неделе прошел Международный день школьной библиотеки. Как поднять статус школьного библиотекаря в нашей стране? Какой должна быть современная школьная библиотека? Об этом говорили на пресс-конференции, проходившей в Центральном доме журналиста.

Школьные библиотеки укомплектованы учебниками лишь на 15%. Исключение составляют всего несколько регионов, среди которых Москва, Татарстан, Дагестан, Петербург. Когда-то школьные библиотеки в обязательном порядке получали экземпляры всей научно-популярной литературы, все энциклопедии. А кроме того, колоссальное количество журналов - "Юный натуралист", "Техника - молодежи", "Знание - сила", многие другие. И все это расширяло те образовательные возможности, которые школа давала ребенку. По словам директора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, это и было тем, что мы сегодня называем "индивидуализацией обучения". В 90-х финансирование библиотек прекратилось. Информационно-образовательная среда школьника была разрушена. Библиотекарь получал самую низкую зарплату в школе, библиотека не могла пополнять свои фонды. В результате мы и получили то, что получили. Резкое снижение уровня образованности наших выпускников - это прежде всего разрушение информационно-образовательного пространства детей в школе.

Кроме того, развеян миф о нас, как о самой читающей нации. Тиражи толстых журналов упали в тысячи раз. Появились новые соблазны для молодежи - клубы, развлекательные центры. "Мы были читающими от безысходности", - пошутил глава комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. Поэтому сегодня, когда дети перестали читать, нужна национальная программа чтения. И несмотря на то, что Москва все годы выделяет деньги на покупку учебников для школьных библиотек, комплектование этих библиотек книгами - совсем другой вопрос. В курсе литературы появились новые имена - Солженицын, Пастернак. Но их книги редко можно встретить в школьной библиотеке.

По словам Евгения Бунимовича, наши дети (в отличие от их сверстников-европейцев и американцев) привыкли все воспринимать со слов учителя: школа не учит их работать с текстом, с документами. Может быть, поэтому мы и занимаем столь отдаленное место по чтению (а точнее, по умению работать с текстом) в международном исследовании образовательных достижений школьников PISA. Между тем таким вещам может научить именно школьный библиотекарь.

Понятие библиотеки как места, где сидит за прилавком женщина и выдает книги, устарело. Сегодня нужно уже говорить о библиотечно-информационном комплексе. Поэтому, по словам Евгения Бунимовича, "мы поставили перед архитекторами, проектирующими новые школы, задачу разместить в центре школьного здания библиотеку, столовую и физкультурный зал. Это поможет решить проблему "дыр" в учебном расписании. У детей будет место, где можно подготовиться к следующему уроку (в ситуации профильной школы возникает много курсов по выбору; появляется необходимость самостоятельной работы с материалом, проектная деятельность). И библиотека должна стать базой, основой школы (даже с точки зрения архитектуры)... Я бы не хотел, чтобы библиотека оставалась храмом. Это - информационный центр".

К сожалению, даже при наличии хорошего библиотекаря и богатого книжного фонда старые школьные здания, которых в Москве большинство, к концепции новой библиотеки не приспособлены. В современной библиотеке должны быть столы, компьютеры, там школьник сможет заниматься в течение нескольких часов, работать над исследованием с помощью энциклопедий, интернета. А библиотекарь должен научить найти нужную информацию.

- Мне очень нравится, - сказал Евгений Бунимович, - предмет в американской школе, который называется "impact". Это урок, на котором происходят разные исследования: один занимается исследованием стихотворной формы XIX века, другой -- физическими опытами. Предметом является само исследование: форма добычи информации, ее обработка, осмысление. Часто такую дисциплину преподает библиотекарь. Это не учитель по одному предмету, а специалист по форме исследования. Это и есть библиотекарь будущего.

Кроме необходимости повышать квалификацию библиотекаря пора поднять его статус, приравняв к педагогу. Сегодня он не имеет права на повышение разряда при аттестации. Это вопрос федерального законодательства. В образовательный кодекс необходимо внести особый блок, касающийся школьного библиотекаря.

"Известия Науки", 1 ноября 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

Политика в области образования

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]