[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Ульянов
С думой о Москве и о стране
Российские вести , 26 октября 2005 года
Алексей Ульянов - профессиональный экономист, работает в нашей газете уже не первый год. И вот теперь, когда он решил баллотироваться в депутаты Московской городской Думы, мы представляем его уже в ином качестве: подающего надежды молодого политика. Что думает он о социально-экономических проблемах России? Итак, слово Алексею Ульянову.

Россия вымирает

С 1992 года наша страна теряет по 700-800 тысяч человек. Факт общеизвестен, однако создается ощущение, что ни общество, ни тем более власть предержащие до конца не понимают, чем это грозит нашей Родине.

Говорят, что в последние годы рождаемость выросла. Это так, но причина в том, что в активный возраст вступило поколение 80-х - тогда в СССР был последний «беби-бум». Но в 2010 году стукнет восемнадцать тем, кто родился в 1992-м. С этого времени демографы рисуют страшную картину - вымирание примет угрожающие масштабы.

Говорят, что нас спасут мигранты. В 1990-е годы возвращение русскоязычных из стран СНГ действительно помогало хоть как-то компенсировать высокую смертность. Однако сейчас этот поток почти иссяк. В прошлом году в Россию приехало официально всего 64 тыс. человек. К слову, принятый при поддержке ура-патриотов и «Единой России» закон о гражданстве носит антироссийский характер. По нему наши соотечественники, не по своей воле оказавшиеся в ближнем зарубежье, вынуждены обивать пороги многочисленных инстанций. Криминальные же элементы легко обходят рогатки сурового миграционного законодательства, платя взятки. Памятен эпизод, когда Президент во время диалога с россиянами в прямом эфире узнал, что русский пограничник в Таджикистане, имеющий звезду героя, не может получить российское гражданство.

Некоторые умники говорят, что в сокращении населения нет ничего страшного. Мол, Москва, например, и так переполнена. Но не стоит забывать, что при этом меняется соотношение между пожилыми и молодыми. Стареющая нация вынуждена все больше и больше повышать налоги на работающее население, чтобы платит пенсии все возрастающему числу стариков. Уже сейчас одного пенсионера «кормят» двое работающих, но через 30 - 40 лет пропорция будет обратной. По прогнозам ООН, к 2070 году Россия превратится в коллективный дом престарелых...

Но есть и другой аспект. Сможет ли вымирающая страна сохранить контроль над одной седьмой частью суши и 30% мировых запасов полезных ископаемых? Ответ очевиден.

Как поддержать молодые семьи?

При этом подавляющее большинство молодых семей в России готовы испытать самое большое счастье в жизни под названием отцовство или материнство. Но примерно 2/3 из них заявляют, что жилищные условия не позволяют пока этого сделать.

Еще в 2001 году, работая над альтернативным бюджетом во фракции «Яблоко», я предложил запустить программу «Обеспечение жильем молодых семей». Ведь именно тогда высокие цены на нефть обеспечили приток в казну финансовых ресурсов, которые вполне можно было направить на решение социально-экономических проблем.

Более того, нам удалось разработать эффективный и привлекательный механизм. Это можно было сделать посредством предоставления льготного государственного кредита на 20% стоимости квартиры при условии получения ипотечного кредита, иной ссуды (субсидии, кредита) на стандартных рыночных условиях в банке, ипотечном агентстве или кооперативе. Предлагалось распространить эту систему и на жилищно-накопительные, жилищно-строительные, жилищные кооперативы (ЖНК, ЖСК, ЖК). При условии вступления молодой семьи в ЖСК и внесения первого взноса семье выделяется часть льготного кредита пропорционально внесенному взносу. Так, если семья вступила в ЖСК, по правилам которого для получения ссуды необходимо внести 50% стоимости квартиры, и внесла первый взнос на 15% стоимости квартиры, то государство «добавляет» к этой сумме 10% ее стоимости. Таким образом, для выполнения необходимого условия получения ссуды ЖСК - внесения 50% стоимости квартиры, семье нужно только 30% внести непосредственно, а 20% дало бы государство.

Этот механизм имеет ряд преимуществ. Во-первых, проверка нуждаемости проводилась бы не чиновниками а соответствующим банком, агентством или кооперативом. Для получения государственной поддержки молодой семье необходимо представить лишь паспортные данные и документы, подтверждающие факт вступления в кооператив, или договор с банком.

Во-вторых, часть суммы семья вносит в любом случае самостоятельно, что не позволит превратить государство в сплошной собес, а семьи побудит к определенной ответственности. В любом случае это гораздо более эффективно, чем выделение молодым семьям социального жилья, которого никогда не хватит на всех.

При рождении первого ребенка предлагалось списывать 20%, второго - 30%, и третьего - 50% кредита. Таким образом, с рождением третьего ребенка государственный льготный кредит на 20% стоимости квартиры списывается полностью. Процентную ставку по государственному кредиту предлагалось установить на уровне ставки рефинансирования Центробанка с льготным 3-х летним периодом.

Льготные кредиты должны были предоставляться из расчета средней городу стоимости однокомнатной квартиры по социальной норме жилплощади. Это позволило бы, во-первых, поставить молодые семьи в равные условия. Во-вторых, учитывалась бы разница в стоимости жилья в различных районах. В-третьих, эта система не препятствует молодым семьям приобретать более просторное жилье, однако размер государственной помощи будет ограниченным.

Кроме того, предлагалось дополнить выделение льготного кредита субсидированием процентной ставки по кредиту, полученному от банков в размере 50% от средней ставки по ипотечным кредитам. Принципиально, что в расчет должна браться именно средняя ставка, а не фактическая. Это будет стимулировать семьи искать кредиты с наиболее низкими ставками. А для кредитов, полученных под ставку ниже средней, государственное субсидирование составит более 50%.

Затраты на программу составили бы 20 млрд. рублей (77 млрд. рублей при нынешних ценных на жилье). Однако к третьему году реализации программы дополнительные налоговые поступления от строительства и других отраслей покрывали бы расходы более чем на 60%.

Что получилось в итоге

«Яблоко» предложило программу поддержки молодых семей Владимиру Путину, который целиком поддержал эту идею. Он дал поручение Правительству воплотить идею в жизнь.

Однако подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., не выдерживает никакой критики.

Во-первых, в 2005 году из федерального бюджета на подпрограмму выделено 550 млн. рублей. Это эквивалентно стоимости примерно 200 однокомнатных квартир в г. Москве. При этом в помощи на улучшение жилищных условий нуждаются 4 миллиона молодых семей.

Во-вторых, в программе записано, что приоритетной формой поддержки является компенсация молодой семье стоимости 18 кв. метров площади приобретенного жилья в случае рождения ребенка. Другими словами, чтобы рассчитывать на господдержку, молодой семье необходимо, во-первых, уже приобрести квартиру на собственные средства, во-вторых, родить ребенка. Таким образом, подпрограмма осуществляет поддержку наиболее разве что «золотой молодежи».

Остальным на федеральную власть рассчитывать не приходится. Правительство предпочитает забивать до отказа Стабилизационный фонд, в котором через год будет находиться почти 80 млрд. долларов. Эти деньги решено пустить не на поддержку экономики или социальной сферы, а инвестировать в низкодоходные ценные бумаги западных стран.

Москва пошла своим путем

Наш город - один из немногих, запустивших собственную программу «Молодой семье - доступное жилье», которая реально работает в столице уже третий год.

Однако недавно, выступая на заседании городского Правительства, Юрий Лужков подверг чиновников справедливой критике. Помощь получила 9581 семья, но это лишь 79% от плана. И абсолютные цифры являются недостаточными, нужно наращивать темп. А строительство целиком молодежных районов ведет к перекосам: через несколько лет в таких кварталах потребуется строительство аномально большого количества детских садов и школ, которые через 15 - 17 лет снова начнут пустовать.

На мой взгляд, в корректировке нуждается и сам механизм оказания поддержки. Во-первых, нуждаемость по-прежнему определяет Его Величество Чиновник. Во-вторых, предоставление молодым социального жилья на 5 лет никак не способствует формированию уверенности в завтрашнем дне, не позволяет с гордостью сказать «мой дом - моя крепость». К тому же эти семьи вынуждены оплачивать коммунальные услуги по 100%-ной стоимости, а не 50 - 60%, как все остальные москвичи.

Поэтому целесообразно применять предложенные «Яблоком» льготное кредитование при условии получения ипотечного кредита или иной ссуды и списание части кредита при рождении детей.

Молодой до 35-ти!

В Москве молодым семьям оказывается не только жилищная, но и иные виды поддержки. Например, выплачивается пособие в 18 тыс. рублей за первого ребенка, 24 - за второго и почти 30 тыс. рублей - за третьего. Только вот рассчитывать на помощь могут семьи до 30 лет. Кстати, ученый по федеральному закону считается молодым до 35 лет. Получается, как папаша я уже «старый», а как ученый - еще полон сил и энергии?

Но если серьезно, то это несоответствие становится для столицы реальной проблемой. Очевидно, что москвичи вступают в брак всё позже, молодые москвички делают карьеру, платят в столице налоги, работают на ее экономику, а город их за это наказывает. С пресловутыми единовременными пособиями еще хуже получается, третьего ребенка надо также «успеть» родить до тридцати. Коренные москвичи наверняка так быстро не успеют. Какое лицо у Москвы мы хотим видеть через 20 - 30 лет?

Записал Дмитрий СТОЛЯРОВ.

Российские вести , 26 октября 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Ульянов

Выборы в МГД

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]