[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Андрей Карплюк
Владимир Лукин: Стабильность в нашей стране может быть достигнута только параллельно с расширением прав и свобод граждан
Интерфакс, 9 декабря 2005 года

10 декабря во многих странах мира отмечается День прав человека. В канун этого дня Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса" Андрея Карплюка

Владимир Петрович, можно ли дать какую-то общую оценку состоянию прав человека в России, например, по пяти-бальной шкале?

- Оценить общий баланс мне очень трудно - проблемы с правами человека, это много аспектов. Есть аспекты, где ситуация становится лучше, есть аспекты, где ситуация находится примерно на том же уровне, есть аспекты, где она ухудшается, - поэтому я назвал бы ситуацию неровной и отметки я бы давал за отдельные разделы.

Тогда в каких сферах ситуация стала лучше?

- Я бы назвал среди улучшающихся аспектов, прежде всего, ситуацию с миграцией и мигрантами.

Как известно, в 2002 году был принят очень жесткий и, по-моему, контр-продуктивный закон о гражданстве, который на пять лет двери закрывал практически для всех. Затем были внесены поправки к этому закону от имени президента, что очень хорошо.

Сейчас привилегированные возможности в получении миграционных документов они продлены на два года - внесена соответствующая поправка президентом, и Думой она, конечно же, будет принята.

Поэтому, я бы сказал, ситуация в этом смысле далеко не дошла до идеала, но улучшается.

Можно сказать, что есть элементы улучшения ситуации и с тем, как проходит процесс предварительного заключения граждан и проходит само заключение. Строятся более современные следственные изоляторы, расширяются площади содержания заключенных - идет приближение к стандартам, чтобы на каждого было по четыре квадратных метра, хотя еще его и не достигли.

Но, в любом случае, эта ситуация внушает ощущение некоторой динамики.

А что касается отсутствия позитивных процессов, или даже усугубления проблемы?

- Да, есть вещи многие, которые стоят, к сожалению, примерно на том же месте. К этому относится многое: медленно улучшаются социальные права граждан. Медленно, очень медленно решается вопрос о том, чтобы произвол правоохранительных органов резко уменьшился. Здесь ситуация внушает значительно меньше оптимизма, она как бы на одном уровне находится.

Есть и некоторые, которые вызывают озабоченность.

Я прекрасно понимаю, что те люди, те влиятельные силы в стране, которые говорят, что в стране должна быть стабильность, они имеют резоны это говорить. Но стабильность в нашей стране может быть достигнута как длительное и прочное явление только параллельно с развитием демократических процессов, а также защиты и расширения прав и свобод граждан.

Но, к сожалению, у очень влиятельных наших кругов существует инстинкт, что стабильность - это возврат к некоторым советским образцам.

И в этом смысле ситуация в этом году, мягко говоря, лучше не стала.

Владимир Петрович, обращения, которые поступают к Вам, находятся в прямой зависимости от сделанных Вами оценок?

- Безусловно, взаимосвязь есть. Много жалоб от граждан у нас идет по социальным вопросам - по всей совокупности социальных вопросов. Причем, принятие 122 закона (о льготных выплатах - ИФ) увеличило их количество и обострило интонацию этих жалоб.

Правда, сейчас это пошло на спад, что, видимо, говорит о том, что какие-то уроки властями извлечены.

Что касается произвола правоохранительных органов, то жалобы pltcm находятся на постоянно высоком уровне. Мы проводим работу и сотрудничаем с руководством МВД, но это такой серьезный пласт, который быстро не улучшается.

Примерно на том же самом уровне, что и год назад, или, может быть, даже несколько возросло число жалоб граждан на ущемление политических прав, гражданских прав. Хотя, вообще, граждане на эту тему не склонны жаловаться уполномоченному, что странно, может быть просто еще не привыкли.

И не могу, конечно, не сказать, что тот закон об общественных организациях, который был принят в первом чтении (усиливает контроль государства за этими организациями - ИФ), породил очень серьезные опасения у неправительственных организаций, некоммерческих организаций. И на этом участке число жалоб и обращений ко мне существенно возросло.

Есть ли, на Ваш взгляд, шансы изменить ситуацию при его рассмотрении во втором чтении?

- Дело в том, что я выступил по этой теме еще до его принятия в первом чтении: я предложил Госдуме в письме к ее председателю отложить принятие закона для его широкого обсуждения - Госдума на мое предложение не отреагировала.

Когда же тоже самое предложил сделал президент, то они отреагировали. Пусть так - это хорошо, мне это нравится. Мне не нравится только то, что иногда к функциям Уполномоченного относятся с недостаточным уважением.

Мне прислали бумагу, в которой информировали, что такое обсуждение будет, только за 20 минут до его начала. Причем, не предлагали даже выступить по этой теме.

Сейчас, перед вторым чтением, мы стоим на развилке. Крайне важно, чтобы поправки к закону носили содержательный характер, а не характер этакой припудренности.

Потому что если он будет носить характер припудривания, то будет очень плохо, и возникнет ощущение, что просто не прислушались к президенту - ведь президент призвал, чтобы это были серьезные поправки.

Может возникнуть вопрос, кто правит бал, потому что в Послании президента говорилось о своеволии бюрократического аппарата.

Но я все же надеюсь, что к президенту прислушиваются.

Владимир Петрович, с момента, как вы стали Уполномоченным, Вам становится легче работать, или появляются какие-то сложности, которых не было раньше?

- Существует знаменитый эсеровский тезис: обретешь счастье в борьбе. В этом смысле работать становится все интереснее.

Вы давно выступаете за создание Института Уполномоченного в каждом регионе, на каком этапе сейчас находится решение этого вопроса?

- Сейчас Уполномоченный по правам человека есть в тридцати двух регионах из теперь уже восьмидесяти восьми (Пермская область и Коми-Пермяцкий АО объединились в Пермский край - ИФ). и я не понимаю, почему в России в регионе "икс" гражданин может пользоваться услугами Института уполномоченного, а в регионе "игрек" - нет.

Здесь препятствие в том, что региональные уполномоченные работают по своим собственным, региональным, законам.

Поэтому, я думаю, что нам надо всерьез рассмотреть изменения к законам, которые гарантировали создание Института Уполномоченного во всех регионах, и такие предложения нами разработаны.

Они обсуждались на специальном слушании в Госдуме несколько недель тому назад, и сейчас идет практическая работы, чтобы такие формулы найти.

Я надеюсь, что они будут найдены, хотя знаю, что существуют серьезные оппоненты решению этого вопроса.

Интерфакс, 9 декабря 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Владимир Лукин

Гражданские права и свободы

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]