В январе 
                      2006 года исполнилось 10 лет с момента вступления в силу 
                      закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Об итогах 
                      и перспективах реализации закона корреспондент «Российской 
                      газеты» беседует с доктором экономических наук, директором 
                      департамента СРП Минэнерго в 1998-2001 годах Ириком Амировым. 
                      Российская газета: Скажите, каковы же сегодня 
                        итоги реализации закона? 
                      
                      Ирик Амиров: На первый взгляд общий прогресс 
                        очевиден. Успешно реализуются три крупных соглашения в 
                        нефтегазовой сфере - Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинский 
                        проект. Это порядка трети прямых иностранных инвестиций 
                        в экономику страны. И сегодня реализуются значимые проекты 
                        на континентальном шельфе России, первый в России и один 
                        из крупнейших в мире завод по сжижению газа, формируется 
                        вся производственная и транспортная инфраструктура на 
                        Сахалине. 
                      
                      Теперь, когда построены дороги, мосты, модернизированы 
                        порт и аэропорт, развитие лесной и рыбной отраслей промышленности, 
                        зон рекреации и туризма на острове становится дешевле, 
                        «подъемней» с точки зрения инвестиций. 
                      
                      Но парадокс в том, что закон лишь «узаконил» уже подписанные 
                        к тому времени три соглашения, дал им возможность развиваться 
                        с меньшими бюрократическими препонами. Соглашений же, 
                        подписанных на основании принятого закона, нет ни одного! 
                        Под левыми псевдо-патриотическими лозунгами защиты государственных 
                        интересов, интересов отечественных производителей и т.п. 
                        был закупорен канал привлечения инвестиций. 
                      
                      В результате, для экономики страны были безвозвратно 
                        потеряны десятки миллиардов долларов. Если бы страна не 
                        потеряла 10 лет в бесплодных спорах, - можно или нет запускать 
                        проекты на условиях СРП, сегодня у нас была бы куда более 
                        развитая сырьевая база, у правительства были бы эффективные 
                        рыночные механизмы противодействия скачкам цен на бензин 
                        и т.п. 
                      Российская газета: И все-таки, какое количество 
                        инвестиций привлечено в экономику России благодаря реализации 
                        этого закона?
                        
                        Ирик Амиров: На 1 января 2006 года общий объем 
                        инвестиций превысил $16 млрд. За прошедшие 10 лет существенно 
                        выросла квалификация высшего и среднего звена управляющих 
                        и экспертов со стороны государства, что позволило преодолевать 
                        многочисленные трудности в ходе реализации соглашений. 
                        
                      
                      России предстоит определиться со своей ролью в рамках 
                        концепции энергетической безопасности. Нашей стране предстоит 
                        занять одно из ведущих мест в обеспечении стабильности 
                        этой системы. Без привлечения большого числа крупных инвесторов 
                        в разработку наших природных ресурсов не удастся достойно 
                        противостоять новым вызовам со стороны глобальной системы. 
                        Чтобы нас не задушили демографические, экологические и 
                        иные проблемы нужно быстро и решительно выйти на новый 
                        уровень, в том числе привлекая финансовые и технические 
                        средства извне.
                      Российская газета: Каковы рычаги государственного 
                        контроля над соблюдением условий соглашений, особенно 
                        со стороны иностранных инвесторов? 
                        
                        Ирик Амиров: Те же, что для действующего режима 
                        плюс несколько дополнительных. Государство, как собственник 
                        российских недр, входит в управляющие комитеты (это своего 
                        рода «советы директоров»), т.е. имеет доступ к внутренней 
                        информации и возможность влиять на принятие решений, которые 
                        предполагают достижения консенсуса между государством 
                        и инвестором.
                      
                      Разговоры о каких-то завышенных издержках, характерных 
                        для проектов на условиях СРП, при ближайшем рассмотрении 
                        оказываются голым политиканством. Проекты реализуются 
                        в сложных климатических и сейсмически опасных зонах. Поэтому 
                        они подчас требуют таких инженерных и финансовых решений, 
                        которые не нужны в других проектах. Схема СРП как раз 
                        и позволяет учесть все особенности проектов.
                      Российская газета: Каким образом учитываются интересы 
                        национальных компаний-подрядчиков и поставщиков при реализации 
                        проектов на основе СРП?
                        
Ирик Амиров: В печати часто утверждают, что эти проекты не 
                        дотягивают до 70% использования отечественного оборудования. 
                        Тем не менее, это порядка 8 млрд. долл. заказов. Проекты 
                        потянули за собой машиностроительные, металлургические 
                        и др. предприятия, которые получили подряды, а их работники 
                        стали получать хорошую и регулярную зарплату. В ходе реализации 
                        сахалинских СРП число предприятий, созданных с использованием 
                        иностранных инвестиций и занесенных в государственный 
                        реестр, уже достигло 106. Было бы больше проектов на условиях 
                        СРП - и подрядов было бы еще больше. 
                      Российская газета: Часто приходится слышать, что 
                        СРП - удел стран третьего мира, обоснованно ли это? 
                        
                        Ирик Амиров: Эти поверхностные рассуждения используются 
                        для манипулирования общественным мнением. Концессионная 
                        система существует как в развивающихся, так и в развитых 
                        странах. К числу таких стран относятся Великобритания, 
                        Норвегия, Таиланд, США, Австралия и др. Если лицензия 
                        выдается в Англии, а концессионное соглашение заключается 
                        во Франции, то какая из этих стран «более цивилизованная»? 
                        
                      
                      Попытки на уровне терминов объявить тот или иной правовой 
                        и налоговый режим уделом развитой страны или страны третьего 
                        мира - это инструмент для политиков-маргиналов. В разных 
                        странах - самые разные модели регулирования недропользования. 
                        Китай и Индия, которых прочат в мировые лидеры, широко 
                        применяют именно режим СРП и не комплексуют, что его использует 
                        еще кто-то.
                      Российская газета: Есть ли удачные примеры реализации 
                        СРП в экономически развитых странах?
                        
                        Ирик Амиров: Арендная модель, принятая в США, предполагает 
                        практически те же платежи, что и при СРП: бонус, роялти, 
                        ренталз, налог на прибыль. При СРП есть еще прибыльная 
                        доля государства вместо некоторых налогов. Но один «лишний» 
                        налог никак не компрометирует режим СРП. Словом, вместо 
                        рассуждений о том, что лучше - лицензии, концессии, или 
                        СРП, - лучше подумать, как сделать любую из этих моделей 
                        приемлемой для инвестора и учитывающей интересы государства. 
                        
                      
                      В России до сих пор не принят новый закон «О недрах», 
                        не осуществлена дифференциация налога на добычу (НДПИ), 
                        не исправлены недостатки законодательства о СРП. Решение 
                        этих вопросов больше не тормозится политическим противостоянием 
                        в Госдуме. Будем надеяться, что Правительство РФ проявит 
                        политическую волю, не дожидаясь черной полосы снижения 
                        мировых цен на нефть.