[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
В 2012 году нормальных пенсионеров не будет
Останутся только «персональные»
"Новая газета", 16 марта 2006 года   

Российский президент «поправил» министра здравоохранения и социального развития: Михаил Зурабов собрался с 1 апреля индексировать пенсии и компенсации льготникам на 6 процентов, а Путин приказал провести индексацию на 8,5 процента. Эксперты ведомства, мол, исходили из расчета «предполагаемой, а не реальной инфляции», и потому президент поручил министру проиндексировать пенсии и компенсации, «исходя из реального повышения цен». Что и было торжественно объявлено по всем каналам… Правда, ничего не было сказано о том, что дела на «пенсионном фронте» очень скоро могут пойти очень скверно.

«Независимый институт социальной политики» (НИСП) заявил, что к 2012 году «дыра» в бюджете Пенсионного фонда достигнет 23 миллиардов долларов (примерно в шесть раз больше, чем сейчас). Государственные ведомства дают более умеренные прогнозы дефицита: Минздравсоцразвития — 17,5 миллиарда долларов, Минэкономразвития — 16,8 миллиарда.

Но почему возник столь масштабный дефицит?

Четыре года назад, вводя новую пенсионную систему, Белый дом заявлял, что это вызвано ухудшением демографической ситуации. Прежде в стране действовала «распределительная» система: пенсии старикам выплачивались за счет отчислений от зарплаты работающих граждан. Систему сменили на другую, при которой пенсия состоит из трех частей. Базовая часть выплачивается всем пенсионерам, страховая рассчитывается в зависимости от зарплаты и трудового стажа, а накопительная формируется за счет инвестирования части поступлений от единого социального налога (ЕСН).

Однако накопительная система практически так и не заработала, а выплаты страховой части пенсии оказались под угрозой из-за того, что с 2005 года правительство провело снижение ставок ЕСН. Взносы, которые платили работодатели на пенсионные цели, были сокращены с 28 до 20 процентов от зарплаты работников. Но правительство оптимистично заявляло: раньше социальный налог был очень большой, поэтому предприниматели всеми силами «прятали» зарплаты, используя «серые» схемы. Проще говоря, платили зарплату в конверте. А вот после снижения налога, уверяли нас, бизнес в массовом порядке начнет выходить из «тени», и налоговые поступления даже вырастут, перекрыв потери от снижения ставки ЕСН.

Рассуждения инициаторов этого плана убедительно опровергла реальность. По данным НИСП, в прошлом году поступления ЕСН составили всего 4,9% от валового внутреннего продукта. В 2004 году, до снижения ставок социального налога, они составляли 6,4% ВВП. И это — на фоне роста доходов населения. Бизнес не только не вышел из «тени» — он, напротив, еще глубже в нее спрятался…

Объясняется это просто. Новая схема расчета ставок ЕСН оказалась так «умно» составленной, что снижение налоговой нагрузки реально произошло только для тех, кто получает меньше 300 долларов в месяц. Для всех остальных налог или остался прежним (если заработок составляет от 300 до 830 «зеленых»), или увеличился (если заработок превышает 830 долларов в месяц).

Понятно, что «конвертные» схемы применяют именно там, где реальная зарплата не слишком мала и уж точно выше 300 долларов. Поэтому результатом введения новой шкалы ЕСН могло стать только одно: зарплаты начали прятать еще надежнее.

И как же бороться с нарастающим дефицитом пенсионных средств? Прошлой осенью руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин предлагал создать специальный «накопительный пенсионный фонд» для страхования бюджета ПФР. А именно: рассчитать, сколько денег надо оставить в Стабилизационном фонде, чтобы застраховаться от колебаний цен на нефть, а остальные средства направить на страховку.

Казалось, у этой идеи есть шансы — тем более что ее поддержал даже министр финансов Алексей Кудрин, который противится любому расходованию средств Стабфонда. Но все заглохло без объяснения причин.

Еще один метод борьбы предлагали в самом Пенсионном фонде — выплачивать базовую часть пенсии за счет других налогов (помимо ЕСН), поступающих в федеральный бюджет, а за счет ЕСН формировать только страховую часть пенсии. Но и здесь — тишина…

Между тем если бюджет ПФР не будет срочно «подключен» к новым доходным источникам, предотвратить «пенсионную катастрофу» можно будет лишь двумя способами.

Первый способ — повысить ставки ЕСН. То есть признать ошибочным широко разрекламированное решение об их снижении. После чего неизбежно встанет вопрос об ответственности тех, кто уверял в чрезвычайной полезности уменьшения ставок, в первую очередь упомянутого Алексея Кудрина.

Второй способ — поднять пенсионный возраст до 65 лет, тем самым сократив число пенсионеров. К этому варианту нас уже давно подготавливают, во всяком случае, соответствующие утечки следуют одна за другой. Скорее всего, до 2008 года эта перспектива нам не светит. А вот сразу после выборов — более чем вероятно.

Самим же инициаторам пенсионных экспериментов при этом ничего не угрожает: они будут получать пенсию, размер которой рассчитывается совсем по другим правилам! Как государственные чиновники они получат пенсию, составляющую в зависимости от проведенных на этой службе лет от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка. А это с учетом надбавок и премий, «поощрений» за квалификацию, «особые условия службы», сложность и секретность — несколько тысяч долларов в месяц.

"Новая газета", 16 марта 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Социальная политика 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]