[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий программы Дмитрий Киселев
Игорь Артемьев: "Откаты при госзакупках - 150 миллиардов рублей в год"
"Маяк", 19 апреля 2006 года   
У нас в гостях Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы.

"Это национальное позорище - нам катастрофически не хватает жилья, а земля служит средством наживы для огромного количества госслужащих", - эти слова Дмитрий Медведев, первый вице-премьер, который отвечает за национальные проекты, сказал в конце февраля. То есть строить негде. Вся земля расхватана муниципальными чиновниками, роздана ими своим близким. Вам было поручено заняться этой темой. Вы обещали направить более тысячи исков по расторжению незаконных договоров. Продвинулись?

Игорь Артемьев: Продвинулись. Напомню радиослушателям, о чем шла речь. В феврале прошлого года Государственная Дума приняла закон, и президент подписал его, о том, что с 1 октября 2005 года аукционы должны быть единственной формой продажи земельных участков. Никакие участки по личному усмотрению выделяться чиновниками были не должны. И вот мы провели проверку в четвертом квартале прошлого года, и выяснилось, что 90 процентов земельных участков ушли без всякого аукциона. Как справедливо сказал Дмитрий Анатольевич, это национальное позорище. В настоящее время уже более 100 исков, поданных Федеральной антимонопольной службой, находятся в судах, возбуждено более 100 антимонопольных расследований, которые идут по специальной процедуре. И соответственно, подавляющее большинство дел мы выиграем, я убежден, и эти земельные участки будут возвращены в государственную собственность. Уже дело прокуратуры в дальнейшем определиться, был ли там состав уголовных правонарушений и преступлений.

- То есть вы фактически будете изымать эти земельные участки?

Игорь Артемьев: Это решение будет принимать суд, здесь другой процедуры, кроме судебной, не может быть, поскольку невиновные лица не должны ни в коем случае пострадать, им не должен быть нанесен ущерб. Поэтому существует специальное антимонопольное расследование и процедура рассмотрения дел в судах, где в процессе стороны доказывают свою правоту. Но я думаю, что здесь все очевидно, поскольку, если вы посмотрите даже на даты, очень большое количество земельных участков было выделено 28, 29, 30 сентября, а я напомню, что аукционы обязательными стали с 1 октября. То есть в России даже такие полукриминальные вещи делаются в последний день.

- И не исключено, что просто-напросто задним числом, такая технология тоже существует.

Игорь Артемьев: Вполне возможно. Но это преступление.

- Насколько эта ситуация задержит реализацию национального проекта "Доступное жилье"? Сколько длится каждый суд со всеми апелляциями?

Игорь Артемьев: Суды сейчас стали работать несколько быстрее, чем это было раньше. Обычно такой иск проходит в течение полугода все три судебные инстанции. Но самое главное не в этом. Участки, которые были розданы, были инженерно подготовлены, к ним были подведены вода, тепло, электроэнергия. То есть они были готовы уже для жилищного строительства. Именно эти участки, "сладкие" участки и были розданы приближенным к определенным недобросовестным чиновникам компаниям. И соответственно, теперь по старому закону они еще три года могут заниматься там развитием инфраструктуры и начинать строить через год, через два, что вызывает задержку предложения на рынке жилья, способствует росту цен и вызывает возмущение всех. И я не исключение.

- То есть это серьезный тормоз для национального проекта?

Игорь Артемьев: Бесспорно.

- Вопрос о госзакупках. Сегодня министр транспорта России Игорь Левитин выступал в парламенте, а завтра на правительстве будет принята национальная транспортная стратегия. Наконец решили строить дороги. Массовое строительство дорог, как автомобильных, так и железных, портов, аэропортов, специальная федеральная программа по развитию космодромов - все это предполагает резкое увеличение госзакупок. Госзакупки - это традиционная сфера обогащения госчиновников и источник той самой коррупции, по которой мы чуть ли не в мировых лидерах. Ваши действия?

Игорь Артемьев: Прежде всего я должен сказать, что 20 февраля Правительство Российской Федерации назначило Федеральную антимонопольную службу уполномоченным органом в сфере контроля за госзакупками. Это означает, что мы каждый год должны контролировать от 1,5 до 2 миллионов госзакупок, совершаемых муниципалитетами, субъектами Российской Федерации, федеральными органами. Если даже представить, что нарушения только в одном проценте случаев, то вы представляете, что речь идет о десятках тысяч дел, в том числе судебных.

- О каких суммах идет речь?

Игорь Артемьев: Речь идет о 10 процентах валового внутреннего продукта России. Именно столько денег тратится ежегодно из бюджетов всех уровней для того, чтобы осуществить соответствующие госзакупки. При этом все эксперты практически сходятся в том, что так называемые откаты, то есть прямое воровство при госзакупках, - где-то 15-20 процентов, это точно абсолютно. Если мы посмотрим, что творится, например, с контрактами на топливо или на закупку мебели, да на что угодно, то, к сожалению, эта система, она была бесконтрольной на протяжении всего последнего времени.

- В конкретных цифрах?

Игорь Артемьев: В конкретных цифрах это 5 миллиардов долларов, или 150 миллиардов рублей в год.

- Это на взятки?

Игорь Артемьев: Это то, что уходит сейчас в карманы недобросовестных чиновников и подпитывает криминальный мир. Эти деньги просто являются криминальными и работают на криминальный сектор. Я даже не говорю здесь об экономии, я говорю вообще о том, как эти деньги дальше влияют разлагающе на всю систему государственного аппарата.

- И на финансовый сектор, конечно, они тоже влияют, поскольку мы боремся с инфляцией, и если вбрасываются десятки и сотни миллиардов рублей, то, конечно, министру финансов приходится здесь нелегко, это неучтенные деньги.

Игорь Артемьев: Это еще и инфляция, и другие факторы. Но самое главное, что правительство, президент и Дума приняли новый закон, который вступил в силу с 1 января, который является революционным. У нас справедливо и небезосновательно боятся революций, я тоже боюсь революций, я предпочитаю, конечно, эволюционные подходы. Но закон очень радикальный, таких законов больше нет нигде в мире. По сути дела, предполагается, что усмотрение чиновников будет если не ликвидировано, то резко минимизировано. Раньше чиновники рисовали крестики и нолики по так называемым конкурсам на госзакупки, когда они формулировали условия, заранее зная, какая фирма победит. Теперь условия конкурса они не могут варьировать, они не могут их писать, поскольку основной поток товаров пойдет на аукционы. Грубо говоря, кто больше даст денег или за меньшую цену выполнит этот набор услуг, тот и победит. Представьте, если будут, например, по закупкам топлива для армии или для всех субъектов Российской Федерации проведены единые аукционные торги. Экономия составит десятки миллиардов рублей тут же, при одних торгах. Это совершенно очевидный факт. Например, Организация экономического сотрудничества приводит отдельные примеры проведения таких аукционов в Бразилии, в Соединенных Штатах, в Канаде и в других странах - там экономии меньше 15 процентов нигде не было, а в некоторых случаях было 70 процентов.

Второе, что очень важно. Раньше объявления о конкурсах вообще никто никогда не видел. Они публиковались в какой-нибудь газете "Красный Восток" с тиражом пять экземпляров, тут же изымались из продажи. Естественно, одна фирма знала о том или ином конкурсе, его тут же выигрывала. Сейчас в связи с развитием Всемирной паутины, Интернета - это то, что отличает двадцать первый век от двадцатого, - по закону все объявления обо всех конкурсах всех муниципалитетов, всех субъектов Федерации, всех органов исполнительной власти будут в обязательном порядке публиковаться на специальном портале, на специальном сайте. И человек, находясь во Владивостоке, может участвовать в электронном аукционе, проводимом, например, в Москве или в Петербурге. И такие очень неплохие системы созданы сегодня в Татарстане, в Москве, в Питере, в целом ряде других регионов. И все показывают, что минимальная экономия - 18 процентов. Но это значит, что за один год можно при выполнении этого закона экономить столько денег, сколько стоит вся реформа образования в стране, вся военная реформа в стране. Вот о каких суммах идет речь.

"Маяк", 19 апреля 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Игорь Артемьев 
 
Градостроительство и землепользование 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]