[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Михаил Кулехов
Первый тайм мы уже отыграли…
"Байкальские Вести", 3 мая 2006 года   

Обращение оргкомитета «Байкальского движения»:

Уважаемые соотечественники, дорогие друзья!

Мы с удовлетворением восприняли решение президента РФ В.В.Путина о невозможности прохождения трассы нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» в водосборе Байкала - объекта Всемирного природного наследия.

Президент прислушался к нашему с вами мнению, и это вселяет уверенность в том, что голос общественности по важным государственным проблемам имеет силу.

На наш взгляд, Государственная дума РФ незамедлительно должна законодательно закрепить центральную экологическую зону Байкальской природной территории, границы которой должны совпадать с границами объекта Всемирного наследия, закрепленными ЮНЕСКО.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимодействие с региональными органами государственной власти Иркутской области в вопросах охраны священного Байкала.

«Байкальское движение» и далее будет контролировать проект ВСТО и развивать систему гражданского контроля за хозяйственной деятельностью в зоне Байкала.

Иркутянам и всем неравнодушным людям выражаем признательность за участие и помощь в судьбоносном для всех нас вопросе.

Когда мы едины, мы непобедимы!

С этим обращением 27 апреля 2006 года выступило «Байкальское движение», созданное как реакция жителей Байкальского региона на безответственное решение Транснефти проложить магистральный трубопровод по самому берегу Священного моря.

Накануне, как известно, президент Путин на совещании в Томске после разговора с губернатором Иркутской области Александром Тишаниным и академиком Николаем Лаверовым вдруг, по виду – совершенно неожиданно для президента Транснефти Семена Вайнштока, предложил ему перенести трубопровод «за пределы водозабора». Не будем цепляться к мелочам и указывать президенту, что водозабор и водосбор - вещи весьма разные: понятно, что он имел в виду.

Тем не менее «Байкальское движение», обсуждая ситуацию, возникшую после президентской реплики, не считает возможным разделить эйфорию некоторых своих сторонников, посчитавших, что все уже позади. Хотя бы потому, что решение, тем более такого уровня, уровня президента, просто обязано быть облечено в форму документа, в форму указа, письменного приказа, распоряжения. Хотя бы из тех соображений, что к сроку окончания строительства, в 2008 году, Путин уже не будет президентом, а его преемник вполне может сказать: я ничего никому не обещал и не говорил… Но тогда протестовать будет уже поздно: трубопровод будет практически построен, и передвинуть его станет невозможно.

Настораживает также предельно неконкретная форма указания президента. По сути, прозвучало просто-напросто его пожелание «подвинуть» трассу, а куда - «технического значения не имеет». Но, по сути дела, реальных маршрутов севернее Байкала только два: тот, который предложен Транснефтью и стал причиной конфликта, и «северный», в долине Лены и Олекмы, который, в свою очередь, Семен Вайншток называет «принципиально неокупаемым». Между этими маршрутами - Байкальский хребет, Северо-Байкальское нагорье (с высотами до 2,5 км), с полным отсутствием транспортной инфраструктуры. То есть никакой «средней», компромиссной трассы не существует.

Когда начинаешь рассматривать весь этот комплекс проблем, то ловишь себя на мысли, что вопросов тут гораздо больше, чем ответов, а с получением любого ответа число вопросов только увеличивается… Так, неоднократно упоминаемые руководителями Транснефти 27-миллиметровые бесшовные (цельнотянутые) трубы диаметром 1200 мм делает только один завод в Японии. Но к ним никто не обращался, не выяснял, в состоянии ли они обеспечить столь гигантскую стройку трубами в нужные сроки, - надо же не забывать, что речь идет о крупнейшем в истории человечества проекте строительства магистрального трубопровода. Вообще, весь проект на первый взгляд производит впечатление совершенно нереальной маниловщины. Ведь это масштаб работ, сравнимый с БАМом! А как они будут выполняться? Кто будет бить туннели? А если предлагается обойтись без них, то как Транснефть собирается форсировать горные хребты? При всем этом сам проект Транснефть старательно держит в секрете, что заставляет усомниться вообще в его существовании. Создается впечатление, что мы имеем дело с каким-то гигантским «лохотроном», с нечистой игрой, в которую вовлечены чиновники и бизнесмены, политики и банкиры, - а люди, граждане, в очередной раз выбраны в роли бессловесной массовки, роль которой - бурными рукоплесканиями встретить героя-президента, грудью защитившего Байкал…

Именно поэтому «Байкальское движение» будет свою работу не просто продолжать, но и усиливать. Другое дело, что из «митинговщины», которая многих раздражает, она переходит в новое качество. Так, одной из важнейших задач, которую ставит перед собой движение, является участие в общественной экспертизе проектно-сметной документации по всему проекту трубопровода, которую затребует «Байкальская экологическая волна», как признанный организатор такого рода мероприятий. Кроме того, брошенные между делом слова президента насчет «передвинуть трассу», как уже сказано, никого ни к чему не обязывают. Необходим нормативный документ, прямо запрещающий строительство магистральных трубопроводов в водосборе Байкала. Таким документом, по убеждению большинства оргкомитета движения, может стать решение, принятое народом на референдуме Иркутской области. В связи с последними событиями он становится особенно актуальным. И если прежде возражения против него сводились к тому, что «никто не даст», то сейчас, пока слова Путина о переносе трассы еще не совсем забылись, можно и нужно добиваться закрепления достигнутого успеха. И в случае возникновения организованного противодействия самой идее референдума стоит спросить у оппонентов: или вы сами не верите в искренность президента, или вы не согласны с его позицией?

Так или иначе, но о победе, как кому-то показалось, говорить еще более чем рано. Впереди, без сомнения, еще месяцы упорной работы и, вполне вероятно, - борьбы. Более чем сомнительно, что Транснефть уступит легко и без боя, тем более что никак документально воля президента покуда не обозначена. Скорее всего, самое интересное, самый накал страстей еще впереди.

"Байкальские Вести", 3 мая 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 
 
Байкал - Транснефть 

Под знаком трубы  Байкальский нефтепровод и современная Россия , "Байкальские Вести" (Иркутск), 3 мая 2006 года

Алексей Яблоков, Об изменении маршрута нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан  


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]