[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
Направления антитабачной политики «ЯБЛОКА»,
подготавливаемые к избирательной кампании 2007 и 2008 годов для реализации в первые два года работы Госдумы (2008-2009)*
Приложение к статье "Как «ЯБЛОКУ» подготовить лучшую программу на выборы 2007 года", 24 августа 2006 года   

«Курить начал во время военной службы, в начале 80-х, в Афганистане, закончил пять лет назад, когда кровь пошла из горла. До этого оправдывал курение необходимостью покурить, когда нервничаешь, кофе с обязательной сигаретой, поел, почему-то надо покурить. Теперь понимаю, что украл у себя лет 20 жизни …»

Комментарий в Интернете радиослушателя к программе с участием представителя «ЯБЛОКА» («Эхо Москвы», программа «Привычка жить», 16 августа 2006 года)

Введение в проблему

Главная цель, связанная с другими элементами программы «ЯБЛОКА» – здоровье людей как один из основных ресурсов и одновременно конечная цель модернизации российской экономической и социальной системы.

Политическая поддержка программы (для голосования необходимо как минимум 226 голосов депутатов, т.е. больше половины Государственной Думы) будет основываться на поддержке со стороны активистов антитабачных организаций; людей, лично пострадавших от курения. Кроме того, программа обращена к гражданам, воспитывающим детей, заинтересованным, следовательно, в их здоровой жизни. И, наконец, ко всем людям в России, которые способны осознать, что агрессивная политика табачных компаний в России представляет угрозу социальной и экономической модернизации нашей страны.

В настоящее время тенденции потребления табака в России неблагоприятны – российская табачная промышленность за 2005 год наращивала темпы производства табачных изделий и добилась 7%-ного роста производства (всего в России в 2005 году произведено 404,8 млрд. сигарет). При этом есть признаки того, что табачные компании получают сверхприбыли (высокий уровень заработной платы в отрасли, в 2 раза превосходящий средний показатель по промышленности). В России доля курящих взрослых мужчин – 60%, женщин – 25%. Среди мужчин младше 30 лет доля курящих - 72%. Число курящих мальчиков-подростков – 50%. При этом рост российской табачной промышленности продолжается и в этом году – на 2% за полгода (расчёт по данным «Табакпрома», лоббистской организации табачных компаний).

Перечисление направлений практической политики (каждое из которых будет отражено в законодательных предложениях) дано ниже в порядке важности с точки зрения сокращения потребления табака и табачных изделий в России. Выработанные «ЯБЛОКОМ» предложения основаны на опыте работы депутатов «ЯБЛОКА» в составах III-й и в гораздо меньшей степени IV Государственных Дум России, отражённом в специальном разделе о табачных налогах на сайте РОДП «ЯБЛОКО». Кроме того, существует огромная специальная литература по различным аспектам антитабачной политики. В частности, доступная на русском языке обобщающая работа «Сдерживание эпидемии. Правительства и экономическая подоплёка борьбы против табака» (публикация европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения для Всемирного банка).

Все законодательные предложения сводятся к принятию законопроекта «Об ограничении деятельности табачных компаний в России и мерах по борьбе с последствиями табачной эпидемии». По конструкции законопроект представляет собой поправки в ряд федеральных законов: о налогах («Налоговый Кодекс»), о рекламе («О рекламе), специальное («Об ограничении курения табака»), бюджетное («О федеральном бюджете). Ряд предложений будет реализован в качестве поправок к другим федеральным законам.

Подготовка единого законопроекта, объединяющего поправки в различные федеральные законы, обусловлена необходимостью противодействия лоббистской тактике табачных компаний, а также тактике лоббистов табачной индустрии в администрации президента, правительстве (прежде всего Министерстве финансов) и Государственной Думе. Стратегической целью табачной индустрии в России является недопущение комплексной противодействия навязыванию российскому обществу курения, а также стремление максимально долго обсуждать поправки в разные федеральные законы в различных комитетах Государственной Думы и правительственных ведомствах. Законодательная волокита и намеренно низкие темпы в решении ряда ключевых с точки зрения современного общества вопросов антитабачной политики (прежде всего роста табачного акциза) являются основными стратегическими целями табачного бизнеса в России.

Формулировка решения – направления политики

налоги

- существенный рост табачного акциза (с 2008 года минимум в 2 раза, в последующий год также быстрым темпом с доведением за 2008-2009 годы доли акциза в цене пачки сигарет/папирос до 70%) – поправки в «Налоговый Кодекс» (гл. 22- «Акцизы»)**;

- установление специфической ставки табачного акциза (с 2008 года), отказ от «смешанной системы» акцизного обложения, т.е. уничтожение адвалорных элементов в акцизном налогообложении, стимулирующих рост потребления сигарет – поправки в «Налоговый Кодекс» (гл. 22 - «Акцизы») ***;

- уничтожение двухуровневого акцизного налога на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра/папиросы, установление единой ставки (с 2008 года) акцизного налога (гл. 22 - «Акцизы»);

реклама

- полный запрет рекламы табака и табачных изделий (включить табак и табачные изделия в список товаров, реклама которых не допускается) - поправки в федеральный закон «О рекламе» (ст.7 и смежные статьи);

- полный запрет на демонстрацию курения табака в телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, исключение нормы «если такое действие не является творческим замыслом» (параграф 2, ст.7 федерального закона «Об ограничении курения табака»). Подготовка смежной поправки в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающей серьёзную материальную ответственность за нарушение данной нормы;

объясняющие надписи на пачках

- увеличение поверхности пачки, на которых размещаются предупреждающие надписи (с 2008 года – 40%, с 2009 года – 50%) - поправки в федеральный закон «Об ограничении курения табака» (ст.2);

- обязательные фотографии вместе с предупредительными надписями на пачках, на которых изображены последствия курения (в частности, раковых заболеваний лёгких, полости рта) – поправки в федеральный закон «Об ограничении курения табака» (ст.2);

ограничения курения

- полный запрет курения в общественных местах (с 2008 года), т.е. в кафе, барах, ресторанах, исключение лазейки о «специально отведённых для курения местах» на рабочем месте – поправки в закон «Об ограничении курения табака» (ст.6) ****;

- запрет проведения стимулирующих лотерей при продаже табачных изделий (с 2009 года), создающий препятствия увеличению (поддержанию) спроса на табачные изделия – поправки в федеральный закон «О рекламе» (ст.9);

бюджетная политика

- экспериментальная программа в 5-10 российских регионах (с 2008 года) финансируемая за счёт прироста доходов федерального бюджета от увеличения табачного акциза по избавлению людей от никотиновой зависимости (никотинозамещающая и другие виды терапии). Дальнейшее сохранение (рост, сокращение) финансирования по итогам первых девяти месяцев работы программы (срок указан в связи с особенностями бюджетного процесса) – поправки в расходные статьи (с указанием доходного источника) в федеральные законы «О федеральном бюджете на 2008 год», «О федеральном бюджете на 2009 год»*****;

- увеличение бюджетного финансирования (с 2008 года) дорогостоящих операций (сердечно-сосудистые, раковые заболевания) за счёт прироста доходов федерального бюджета от увеличения табачного акциза (борьба с тяжёлыми последствиями курения) - поправки в расходные статьи (с указанием доходного источника) в федеральные законы «О федеральном бюджете на 2008 год», «О федеральном бюджете на 2009 год»*****;

- перераспределение (с 2008 года) части акцизного дохода из федерального в региональные бюджеты в виде целевых дотаций. Но не по системе, существовавшей до консолидации табачного акциза в федеральном бюджете, при которой часть налога оставалась в регионах, где есть табачные фабрики. «ЯБЛОКОМ» предлагается другая логика - передача через федеральный бюджет денег в региональные системы здравоохранения (целевым образом на лечение сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, а также никотинозамещающую и другие виды терапий). Идея заключается в том, чтобы отказаться в этом вопросе и от старого (фактическая компенсация региональным бюджетам ранее предоставленных инвестиционных льгот инвесторам), и от существующего (централизация акциза в федеральный бюджет) подходов, а предложить новый - направлять деньги во все регионы (пропорционально доле населения) с целью компенсировать через систему здравоохранения последствия курения. Перераспределение через федеральный бюджет в данном случае объясняется необходимостью обеспечить лучший контроль за использованием денег (через федеральные органы - Счётную палату и Контрольно-ревизионное Управление Минфина). Кроме того, предлагаемая система достаточно проста..

меры по поддержке принятых решений

- запрет транзита сигарет через территорию Российской Федерации (основная мера противодействия контрабанде);

- введение компенсирующих таможенных пошлин на импорт сигарет;

- проведение переговоров со странами бывшего СССР о согласованной акцизной политике (росте табачного акциза и унификации системы его сбора на основе специфической ставки);

меры социальной защиты рабочих и служащих, сокращаемых табачной индустрией******

- сохранение в течение 1 года уровня дохода, получаемого при работе в табачной компании (финансирование за счёт роста табачного акциза из федерального бюджета в рамках специальной программы) – премия, выплачиваемая ежемесячно вне зависимости от уровня дохода на другом месте работы;

- гарантии трудоустройства в течение двух месяцев на рабочее место с уровнем заработной платы не ниже получаемой в табачной компании (или компенсация до уровня заработной платы, получаемой в табачной компании на протяжении 5 лет с ежегодной индексацией по ставке инфляции, используемой при расчёте параметров федерального бюджета на очередной финансовый год). Специальная государственная работника трудоустройства сокращаемых сотрудников табачной индустрии.

Примечания:

* Т.к. выборы в Государственную Думу V созыва состоятся в декабре 2007 года, то все указанные выше направления политики будут разработаны «ЯБЛОКОМ» заранее. Законодательные предложения будет внесены в Государственную Думу IV созыва через депутатов-«яблочников» Сергея Алексеевича Попова и Галину Петровну Хованскую в составе законопроекта «Об ограничении деятельности табачных компаний в России и мерах по борьбе с последствиями табачной эпидемии». Другими словами, до начала избирательной кампании-2007 Государственная Дума начнёт обсуждение «яблочных» поправок, что (принимая во внимание длительность законодательной процедуры) сэкономит время обсуждения пакета поправок. Срок внесения поправок - сентябрь 2007 года. Таким образом, «ЯБЛОКО» пойдёт на выборы не с общими заявлениями, а как сторонник конкретных законов, подготовленных партией и находящихся на обсуждении в Думе. Это повысит доверие избирателей к предложениям «ЯБЛОКА» и снимет выдвигаемый российским обществом упрёк, что политические партии «только обещают, но ничего не делают». «ЯБЛОКО» будет лидером в ответе на подобного рода упрёки, которые следует признать справедливыми и с которыми не может мириться партия, считающая себя выразительницей интересов гражданского общества.

** Согласно результатам специальных исследований рост цены пачки сигарет на 10% приходит к сокращению курения на 4% в странах с высокими доходами и на 8% в странах со средними и низкими доходами.

*** Согласно результатам специальных исследований специфические акцизы в большей степени подавляют потребление табака, нежели акцизы с адвалорными элементами. Предлагаемая «ЯБЛОКОМ» система акцизного обложения табачной продукции применяется в США, Японии, Канаде (последняя страна – общепризнанный лидер в борьбе с табачной эпидемией).

**** Согласно информации ВОЗ, исследование, проведённое а 40 пабах в Дублине (Ирландия) показало снижение концентрации твёрдых частиц в воздухе на 88%, более крупных частиц на 53%. В 6 барах Бостона (США) согласно данным другого исследования содержание канцерогенов в воздухе снизилось на 95%. Если говорить о соблюдении закона, то согласно данным Управления по борьбе против табака в Ирландии через год после введения нового закона (март 2004) он соблюдался в 94% обследованных помещений. В Ирландии 96% опрошенных считают, что политика запрета на курение увенчалась успехом, 93% считают эту идею хорошей. Запрет на курение введён или вводится в Испании, Ирландии, Италии, Мальте, Норвегии, Великобритании, Сербии, Румынии и Швеции.

***** Согласно закону «О федеральном бюджете на 2006 год» доходы от табачных акцизов составляют 33,8 млрд. рублей. Если план Министерства финансов, предусматривающий рост табачного акциза в бюджете-2007 на 20% окажется реализованным, то в 2007 году поступления от табачного акциза составят 40,6 млрд. рублей (впрочем и этому, крайне умеренному предложению о росте акциза большинство табачных компаний устроили почти открытую оппозицию, в рамках которой создан специальный сайт в русском секторе Интернета). Согласно предложениям «ЯБЛОКА» о росте акциза вдвое (от уровня 2007 года), максимальные дополнительные поступления, которые можно будет направить на финансирование указанных дополнительных расходов в области здравоохранения составят такую же сумму – 40,6 млрд. рублей (примерно 1,5 млрд.$ по текущему курсу ЦБ России). В реальности, однако, следует отметить, что данная величина носит теоретический характер и основана на предположении, что темпы производства табачной продукции останутся неизменными. Вероятнее, однако другое - темп производства будет сокращаться вслед за потреблением (что и является целью экономической политики рекомендуемой «ЯБЛОКОМ»). В этом случае поступления возрастут меньше чем в 2 раза. Если исходить из текущего уровня финансирования здравоохранения в федеральном бюджете-2006 (131 млрд. рублей) и предположить, что данная статья будет в 2007 и 2008 годах равномерно увеличена на 10%, то расходы федерального бюджета на здравоохранение составят в 2008 году 159 млрд. рублей (без учёта дополнительных поступлений от спроектированного нами табачного акциза). С дополнительными доходами это примерно 200 млрд. рублей, в которых доля дополнительных «табачных денег» составляет 20%. Рост расходов на здравоохранение (при базе в 159 млрд. рублей) составит 26%.

******Согласно программе Российской объединённой демократической партии «ЯБЛОКО» «Демократический манифест» идеологией партии является социальный либерализм. Как бы не была справедлива борьба за здоровье людей в российском обществе, она не должна унижать человеческое достоинство. Потеря рабочих мест в этом смысле является серьёзной проблемой с точки зрения идеологии «ЯБЛОКА», т.к. программа утверждает, что «смысл существования государства в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Наш принцип: государство для человека, а не человек для государства». Предлагаемый меры социальной политики являются реализацией установок «ЯБЛОКА» применительно к рабочим и служащим табачных предприятий, которые могут быть сокращены в связи с падением производства табачных изделий. Эти люди не будут нести ответственности за политику табачных компаний, они получат государственные гарантии трудоустройства, сохранения уровня дохода и фактическую компенсацию за моральный ущерб (неудобства, связанные с трудоустройством на другое место работы).

Приложение к статье "Как «ЯБЛОКУ» подготовить лучшую программу на выборы 2007 года", 24 августа 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Как «ЯБЛОКУ» подготовить лучшую программу на выборы 2007 года

Алексей Мельников 
 
Табачные налоги

 Здравоохранение 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]