[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий: Николай Сванидзе. Гость: Владимир Лукин
Правовое сознание объединяет всех граждан России
Радио "Маяк", 10 октября 2006 года   
У нас в гостях уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин.

- Вы в последнее время в связи с позицией Министерства образования плотно занимаетесь проблемой, связанной с изучением прав человека в школе. Расскажите, пожалуйста.

Владимир Лукин: Сказать, что я занимаюсь очень плотно этим делом, трудно, потому что все-таки проблема главная и главная профессиональная миссия здесь находится у властей, у правительства, в частности у Министерства образования. Но я вижу свою задачу в том, чтобы стимулировать этот процесс. Ведь совершенно очевидно, что для того, чтобы наше государство было правовым если не сегодня, то хотя бы завтра, необходимо, чтобы граждане обладали какими-то навыками, понятиями, знаниями и, если хотите, инстинктами, для того чтобы действовать в каких-то ситуациях, в которые они попадают, общественных ситуациях, в правовом ключе. Очень трудно без мяса бифштекс приготовить, как этого ни хотел бы. Поэтому я считаю - и говорил это с самого начала, когда я оказался в должности уполномоченного, - что это главная долгосрочная задача всех тех, кто действительно хочет превращения нашей страны в перспективе в правовое государство. А это конституционный принцип нашей страны, что мы государство правовое и государство социальное.

Поэтому, когда я услышал из уст министра нашего уважаемого господина Фурсенко заявление о том, что будет вводиться правовое образование в наших школах, я был очень обрадован, потому что это полностью соответствует и тому, к чему я призывал, и моим ежегодным докладам, которые были изданы, и первому, и второму. Ну и, наконец, что значительно более важно, это соответствует здравому смыслу и перспективе нашей жизни, нашего развития. И я немедленно ему позвонил. К сожалению, его не было, он был в отпуске (или в командировке), а его заместитель сказал, что он ничего такого не знает и что ничего не слышал о введении курса правового образования в школах, по-видимому, от министра. Я уж не знаю, то ли это заявление было импровизацией, то ли нет, но на всякий случай я обязательно проверю это еще раз.

Но, конечно, для введения курса правового образования нужно многое. Нужны соответствующие учебники или преобразование старых учебников, нужно нахождение места этого курса в ряду других курсов. Нужно преобразование нескольких других курсов, например обществоведения, в другой ключ, в ключ правовой. Нужна очень серьезная работа общественная и очень серьезная работа государственная, то есть профессиональная работа. Со своей стороны я намерен в ближайшее время без спешки, но энергично собрать круглый стол, пригласить туда нашего уважаемого министра и пригласить туда представителей общественности, учителей, которые занимаются этим делом, для того чтобы обсудить, что это означает всё, каковы пути, какова, если хотите, сейчас это модное слово, "дорожная карта" того, как туда идти, когда прийти и с чем прийти. Вот это следующая стадия, и я готов сыграть роль катализатора в этом деле.

- Интересно, каков настрой нашего общества, в данном случае родительских широких масс, по поводу правового образования наших детей. Когда речь шла, как мы с вами помним хорошо, о введении основ православных знаний в школе, завязалась дискуссия очень острая.


Владимир Лукин: Разумеется, я знаю об этой дискуссии. И проблема ведь состоит не в том, что не нужно знать о Православной церкви. Это один из очень мощных и очень серьезных знаков нашей российской культуры, если хотите, цивилизации, и знать о ней нужно. Все дело в том, что знать, каким образом знать, как это совместить с конституционным принципом свободы совести для человека и выработки этой свободы совести. А свобода совести предполагает открытую альтернативность, то есть ты можешь идти по пути православия, а можешь идти к нравственности и иным путем, и мы знаем великие примеры в мире, когда к нравственности приходили самыми разными путями люди, и светскими, и религиозными - в рамках различного рода конфессий и религий.

Поэтому главной проблемой все же в школе является проблема права. Права в том числе изучать то, что человек хочет. А я бы сказал так: правовое сознание объединяет всех граждан России, оно равно для всех граждан России. А школьники - молодые граждане России. Все остальные аспекты - православные, мусульманские, буддистские, иудаистские и иные, - они, к сожалению, граждан России как граждан не объединяют. Поэтому это дело сугубо добровольное. Важное, нужное, но это дело частичное. А мы ведь заинтересованы в укреплении и создании Российского государства. Значит, укрепление государственности возможно только через укрепление великого и почетного звания, которым гордятся, - звания гражданина России, который по Конституции может изучать все, что он хочет, кроме заведомо экстремистских и опасных вещей.

- Вот вопрос уникальный, наш слушатель Виктор его задает: “При изучении в школах обязанностей в результате появляются дети, любовь и счастье. При изучении прав появляются наркомания, проституция и конец мира”. Ваше слово?

Владимир Лукин: Это на самом деле серьезный вопрос, и я благодарю за него. Хотя это не вопрос, а утверждение. Как и всякое утверждение, оно очень ограниченно. И правда, как известно, находится не в устах любого человека, будь то самый великий, а она витает над диалогом. Вот я бы прокомментировал это так. Право ведь тоже откуда-то произошло. А откуда произошло право? Право произошло не само из себя, оно произошло из моральных некоторых устоев. Существует волчья стая, там управляет самый сильный, с самым сильным кулаком. Существует племя первобытных людей, там тоже кто сильнее, самец предчеловеческий, тот и управляет. Человеческое общество постепенно начало изменяться в другом направлении. В каком? Правят определенные моральные принципы, они же заповеди. Они лучше всего отражены, на мой взгляд, в заповедях Моисея, которые стали частью потом, в преобразованном виде, христианских заповедей. В чем их суть? В очень простых вещах. Не убий. Значит, сильный не имеет права убить слабого. Не прелюбодействуй. То есть ограничение определенное на жизнь гендерную, которая полезна и нужна же самому человеку. Не воруй. Опять же смысл права состоит в том, чтобы облечь в форму законов некоторые моральные принципы. Поэтому здесь нет никакого противоречия.

- Еще один вопрос, вопрос очень важный: «Может ли Лукин как уполномоченный по правам человека помочь репрессированным в связи с принятием 122-го закона, когда государство отказалось от нас? Николай Зиновьевич».

Владимир Лукин: Пока могу, но очень ограниченно. Я направлял на этот счет послания во все высшие инстанции без исключения и беседовал даже с представителями высших инстанций. Пока закон таков, что, за исключением некоторых категорий, на регионы ложится бремя поддержания этих граждан, которых становится все меньше. Я считаю, что это неправильно, безнравственно и аморально. Регионы есть разные, большие и маленькие. В Москве это лучше, в других хуже, а ведь нарушило права этих граждан жесточайшим образом федеральное государство с помощью местных органов. Это надо исправить обязательно.

- Вы этим займетесь, вы продолжаете этим заниматься?


Владимир Лукин: 30 октября - День жертв политических репрессий. У меня есть некоторые соображения по этому случаю.
Радио "Маяк", 10 октября 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Прослушать запись

Владимир Лукин 
 
 Политика в области образования

Гражданские права и свободы

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]