[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Рыбина Людмила
Безобразие из трех букв
Сомнений нет. ЕГЭ постигнет всех
"Новая газета", 22 января 2007 года   

19 января Госдума рассмотрела во втором чтении проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в части проведения единого государственного экзамена” (ЕГЭ).

Мы попросили прокомментировать это событие депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Олега СМОЛИНА.

— Дума приняла во втором чтении закон, который некоторые острословы называют безобразием из трех букв.

Суть его, по сравнению с первым чтением, не изменилась. Правда, удалось немного расширить круг льготников, которые получат доступ к среднему специальному и высшему образованию. К их числу отнесли детей погибших военнослужащих, олимпийских и параолимпийских чемпионов и участников предметных олимпиад. Победители и призеры общероссийских и международных олимпиад поступают в вузы без экзаменов, а что касается победителей внутрироссийских олимпиад, список которых будет утверждать правительство, то им будет засчитываться по профильному предмету результат олимпиады как высший балл.

Этот закон во многом меняет критерии работы всего российского образования. Вместо развития личности школа будет заниматься натаскиванием ребенка на решение конкретных тестов. Мы потеряем те конкурентные преимущества нашей системы образования, которые когда-то существовали. А преимущества, которые имеются в Европе или Америке, мы вряд ли с введением тестов приобретем, поскольку они связаны с развитой материальной базой.

Похоже, на пути ЕГЭ больше препятствий нет. Третье чтение планируется провести уже в среду.

Цитатник:

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:

“В окончательном виде закон станет шагом вперед, при этом не теряя того хорошего, что в нем было”.

Николай БУЛАЕВ, руководитель Комитета Госдумы по науке и образованию:

“Закон не вводит ЕГЭ, а описывает процедуру, так как в 83 российских регионах единый государственный экзамен действует, и это уже не эксперимент”.

Компетентное мнение

Каждый пятый останется без аттестата

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:

- Изначально введение ЕГЭ давало большую надежду, что независимый контроль поможет уменьшить коррупцию при поступлении в вузы. Но что получилось? Каждый год эксперимента в разных регионах эксперты аннулируют результаты ЕГЭ, которые выглядят неправдоподобными. Осенью я был в Норильске, и местные учителя рассказали мне о ситуации с ЕГЭ в регионе. Норильск — бывшая зона, многие люди там прошли через опыт ГУЛАГа, поэтому оценки ставятся жестко, результаты не фальсифицируются. И те из учеников, кто понимает, что экзамен не сдадут, за несколько месяцев до него уезжают на юг, где известны ставки: сколько стоит устроиться в школу, сколько — получить хороший результат ЕГЭ… И есть регионы, где существуют целые пункты продажи результатов ЕГЭ. И если раньше фальсификация была видна по большому количеству высоких результатов, то теперь, для большей достоверности, часть оценок занижают. За счет тех, кто не заплатил.

Если ЕГЭ не начнет вызывать доверие, если его результаты можно будет покупать, он бессмыслен.

Создать экзамен, результатам которого можно доверять, возможно. Яркий пример — TOEFL, который во всем мире подтверждает знание английского языка. Но разработать такой экзамен — это большая, серьезная работа, которая дорого стоит. У нас нет ни системы, как с помощью измерителей ставить оценку, ни специалистов, которые умеют это делать. Проблема ЕГЭ в том, что его сделали очень быстро, из-за чего вопросы по литературе, например, вызывают оторопь. А их сразу же ввели в действие, объявив это экспериментом. Хотя во всем мире эксперимент — это проба разных гипотез, а у нас — всего лишь переходный период перед внедрением.

Плюс ЕГЭ в том, что его результаты показывают открыто и мы наконец-то можем видеть уровень российского образования. И получается, что от 10 до 20% учеников получают двойки, к примеру, по математике. Это нормально. Франция гордится, что 70% ее граждан получают школьные аттестаты. Но у нас всегда аттестаты давали всем, а двоек не ставили вообще. Поэтому теперь, если годовая оценка ученика “три”, а на экзамене он получает “два”, окончательной оценкой становится все равно тройка. В регионах доходило до того, что вместо результатов экзамена ученик цинично сдавал чистый лист. Готово ли общество к тому, что 20% ребят аттестаты не получат? Или получат с двойками, что лишает возможности поступления в вуз? Об этом мало говорится: против введения ЕГЭ выступают в основном элитные вузы, их голос слышнее. Но одаренных детей всего 5%, а не получить аттестат может каждый пятый.

Против ЕГЭ активно выступают две категории вузов: элитные и совсем слабые. Первые считают его результаты недостаточными для поступления и требуют предоставить им право проводить дополнительные экзамены. Слабые вузы, по сути, торгуют дипломами и боятся, что ЕГЭ сломает их бизнес. Поддерживают его только провинциальные институты хорошего среднего уровня. Для них он удобен.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович 
 
Политика в области образования

 

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]