[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Высота принятия решения — 396 метров
Проект строительства «Газпром-сити» в Петербурге кардинально меняется
"Новая Газета", 22 марта 2007 года   
В конце прошлой недели совместные планы “Газпрома” и петербургского руководства существенно изменились. Кроме небоскреба, на Охте возведут целый квартал: жилые дома, магазины, спортивный комплекс, кафе, рестораны, библиотеку, театр и музей. Все это будет принадлежать городу, который, как уверяют в питерской администрации, заплатит только за “свои” объекты, а за “Газоскреб” заплатит сам “Газпром”.

Раньше за все платил городской бюджет: в соответствии с целевой программой, утвержденной питерским законом весной 2006 года, из бюджета на эти цели должны были в 2007—2016 годах выделить 60 миллиардов рублей — по 6 миллиардов в год. “Газпром” (в лице принадлежащей ему компании “Газпромнефть”, перерегистрированной в Петербурге в мае 2006 года) обещал платить в питерский бюджет по 7 миллиардов рублей в год, получалось, что город возвращает компании львиную долю ее налогов, ведь все построенное становилось собственностью “Газпромнефти”.

“Самым большим в российской истории бюджетным откатом” и “контрибуцией с побежденного города” назвали эту схему питерские депутаты-яблочники. Питерская администрация отреагировала крайне раздраженно, заявив, что приход “Газпромнефти” является “большим счастьем для города”.

К осени 2006 года программу скорректировали: бюджетные деньги должны были пойти не только на “Газ-пром-сити”, но и на строительство жилья для “топ-менеджеров” компании. После этого скандал вокруг проекта разгорелся еще сильнее.

Эта борьба дорого обошлась
“ЯБЛОКУ” — партию сняли с выборов Законодательного собрания. Но противодействие проекту не прекратилось. Оппозиция требует референдума, запрещающего строить “Газпром-сити” выше 48 метров; директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин назвал проект высотки “неприемлемым для Петербурга”, встал вопрос об исключении Петербурга из списка всемирного наследия ЮНЕСКО, если городские власти будут упорствовать… На этом фоне и произошли последние перемены.

В минувшую пятницу Валентина Матвиенко и глава “Газпрома” Алексей Миллер собрали пресс-конференцию и заявили, что схема финансирования и концепция проекта меняются. ООО “Газпромнефтьинвест” (официальный получатель бюджетных субвенций на строительство “Газоскреба”) становится совместной собственностью города и “Газпромнефти” в пропорции 49% на 51%, и в той же пропорции распределяются затраты и право собственности на возведенные объекты. Город заплатит 29,4 млрд рублей за “социально-жилую” часть комплекса, а “Газпромнефть” заплатит 30,6 млрд за “Газоскреб” в рамках собственной инвестиционной программы. Меняется и название комплекса — вместо дискредитировавшего себя в общественном мнении “Газпром-сити” появится “Охта-центр”.

Точная схема финансирования центра будет понятна, когда администрация предложит Законодательному собранию внести изменения в целевую программу выделения субвенций на строительство. Но даже в самом оптимистическом варианте городской бюджет потратит 29,4 млрд рублей. Рассуждения о том, что, мол, все равно это “налоги “Газпрома”, никакой критики не выдерживают: в бюджете действует принцип “единой кассы”, и не важно, откуда в него поступили доходы.

Есть, впрочем, и более пессимистический вариант: пресс-служба “финансового” вице-губернатора Михаила Осеевского уже заявила, что небоскреб “будет построен на бюджетные деньги, которые “Газпромнефть” с лихвой компенсирует выплатой налогов в городской бюджет”. Если это так, то “инвестиционная программа” сведется к банальному перекладыванию денег из кармана в карман. Сперва город выделит “Газпромнефти” субвенцию в 30,6 млрд рублей, а потом компания “инвестирует” эти деньги в строительство “Газоскреба”. Ну а оставшиеся 29,4 млрд рублей будут считаться оплатой городом “своих” объектов.

Но какой бы вариант ни был избран, случившееся означает, что администрации пришлось уступить давлению общественного мнения.

Впрочем, уступка пока сделана лишь в финансовом вопросе. Ни питерская администрация, ни “Газпром” не собираются отказываться от того, чтобы “Газоскреб” в устье Охты вознесся над городом на 396 метров. Валентина Матвиенко при этом заявляет, что “компания такого уровня не будет ставить свой офис на окраинах”, а пресс-служба “Газпромнефти” уверяет, что “как показывают соцопросы, недовольных гораздо меньше, чем тех, кто приветствует строительство башни”.

Последнее, заметим, — прямая ложь: даже по опросам, которые заказывала сама “Газпромнефть”, число противников проекта превышает число его сторонников. Что же касается других опросов, которые проводились в интернете, то их результаты еще более впечатляющие. Именно поэтому Смольный противится проведению референдума. Вместо этого сейчас через новое Законодательное собрание будут проводить новый высотный регламент, где планируется снять высотные ограничения для района Охты.

"Новая Газета", 22 марта 2007 года   

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Градостроительство и землепользование 

Борис Вишневский «Газоскреб» меняет имя и внешность Однако от перестановки слагаемых суть мегапроекта не меняется "Новая Газета - Санкт-Петербург", 19 марта 2007 года

Борис Вишневский Любовь к «Газпрому» превзошла разумные пределы Вместо Медного всадника можно поставить памятник Путину, вместо Екатерины Второй — статую Матвиенко  

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]